Система национальных счетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2014 в 14:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование содержания и структуры СНС, а так же ее влияния на национальную экономику.
Основными задачами является: 1.Раскрыть цели и задачи Национального счетоводства. 2.Рассмотреть понятия основных макроэкономических показателей. 3.Выявить причины, обусловившие переход на современную систему информации. 4.Показать проблемы формирования Российской СНС.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О СНС 5
1.1.История возникновения СНС
1.2.Переход от БНХ к СНС 8
1.3.Содержание и структура национальных счетов 11
1.4.Единые принципы построения национальных счетов 15
2. ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ В СНС
МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ 18
3. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СНС В РОССИИ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая система национальных считов.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

                                                    Содержание                                                                                                    

 

ВВЕДЕНИЕ                       3

1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О СНС                                                                               5

          1.1.История возникновения СНС                                                          

1.2.Переход от БНХ к СНС                                                                         8

1.3.Содержание и структура национальных счетов                               11

1.4.Единые принципы построения  национальных счетов                     15

2. ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ  ПОКАЗАТЕЛИ В СНС

     МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ                                                                                 18

3. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ  СНС  В РОССИИ                                    25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                    32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                    34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        ВВЕДЕНИЕ

 

         Большинство развитых и развивающихся стран, в том числе и Россия, в середине 20 века, пришли к пониманию необходимости государственного регулирования своей экономической деятельности. Регулирование может осуществляться в самых разнообразных формах, которые условно делятся на административные, выражающиеся в законодательных актах и постановлениях органов власти, и экономические, предполагающие использование таких рычагов, как налоги, цены, кредиты, и т.п. Вмешательство государства позволяет смягчить негативные последствия кризисных явлений, более эффективно и рационально использовать имеющиеся людские, природные, материальные и финансовые ресурсы.

          Для государственной регуляции экономической деятельности необходима достоверная экономико–статистическая информация, которая должна объективно отражать предпосылки, ход и результат процесса воспроизводства. Ценность результатов, получаемых с использованием статистических подходов, поставила перед специалистами управления вопрос о необходимости овладения хотя бы основами статистических знаний и приемов анализа.

         СНС — современная система информации, используемая практически во всех странах мира для описания и анализа развития рыночной экономики на макроуровне.   Методы классификации и показатели этой системы отражают структуру рыночной экономики, ее институты и механизмы функционирования. СНС была создана более 50 лет тому назад в наиболее развитых капиталистических странах, когда возникла потребность органов государственного управления в информации, необходимой для регулирования рыночной экономики. В недалеком прошлом в нашей стране для описания и анализа макроэкономики применялась другая система показателей — баланс народного хозяйства (БНХ). Но при проведении экономических реформ в России и других странах СНГ возникла необходимость перейти от баланса народного хозяйства к системе национальных счетов. Суть СНС сводится к формированию обобщающих показателей функционирования экономики на различных стадиях процесса воспроизводства. Все вышесказанное свидетельствует о том, что изучение методов расчета основных макроэкономических показателей имеет в настоящее время определенную актуальность, а также имеет большое практическое значение для современного менеджмента.

         Целью данной работы является исследование содержания и структуры СНС, а так же ее влияния на национальную экономику.  

         Основными задачами является: 1.Раскрыть цели и задачи Национального счетоводства. 2.Рассмотреть понятия основных макроэкономических показателей. 3.Выявить причины, обусловившие переход на современную систему информации. 4.Показать проблемы формирования Российской СНС.

 Для выполнения поставленных  задач и целей требуется изучить следующие работы: Учебник В.М. Козырева [7] «Основы современной экономики», Учебное пособие А.Н. Ильиченко [4] «Экономико-математические методы», «Российский экономический журнал» 2008 год № 2 «Становление новой экономической системы» и др.      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О СНС

 

1.1 История возникновения СНС

 

         Национальное богатство – это общий итог развития общественного процесса производства за всю историю. К национальному богатству в практике экономического анализа относится всё то, что так или иначе опосредовано человеческим трудом и может быть воспроизведено. Так как экономика страны изменяется, то меняются производственные и непроизводственные фонды, материальные запасы и резервы. Все это требует нового подхода к оценке национального богатства СНС — современная система информации, используемая практически во всех странах мира для описания и анализа развития рыночной экономики на макроуровне. Показатели и классификации этой системы отражают структуру рыночной экономики, ее институты и механизмы функционирования. 
Так как экономика страны изменяется, то меняются производственные и непроизводственные фонды, материальные запасы и резервы. Все это требует нового подхода к оценке национального богатства. 
Система национальных  счетов – есть адекватный рыночной  экономике национальный учет, завершаемый на макpоуpовне системой взаимосвязанных статистических показателей, построенной в виде определенного  набора счетов и балансовых  таблиц, характеризующих результаты экономической деятельности,  структуру экономики и важнейшие взаимосвязи в национальном хозяйстве.

         Не случайно данной проблемой занимались многие экономисты. Ф. Кенэ выдвигал свои теории в работе “Экономические таблицы” (1758). В ней был дан первый макроэкономический баланс. В статьях голландского статиста Э. Клиффа (1941) содержится первое упоминание о национальных счетах. Теоретическим фундаментом национальных счетов стали работы Д. Кейнса, А. Боули, К. Кларка, С. Кузнеца, Дж. Стемпа, Дюмонтье, Фроман, Гаванье - занимавшихся проблемами вычисления национального дохода СНС начала зарождаться в начале 30-х годов и сформировалась в 40-50-е годы в ведущих капиталистических странах мира в ответ на потребность органов государственного управления в макроэкономической информации, для разработки экономической политики, программ и мер по регулированию рыночной экономики. Необходимость в таком регулировании стала особенно очевидной после “великой” экономической депрессии 1929-33 годов. Другим историческим событием, стимулировавшим разработку СНС, явилась вторая мировая война. После её окончания органы государственного управления наиболее развитых капиталистических стран стали ощущать потребность в систематизированной макроэкономической информации для определения приоритетов и направлений в экономической политике по переориентации военной экономики, отысканию наиболее эффективных методов решения данной задачи. После второй мировой войны большой вклад в развитие теории и методологии СНС стали вносить международные экономические организации (ООН, Европейские сообщества и др.). Организуя международное экономическое сотрудничество, международные экономические организации испытывали потребность в сравнении макроэкономических данных, поэтому занимались разработкой международных стандартов, которые, с одной стороны, содействовали внедрению СНС в различных странах мира, а с другой – обеспечивали основу для сбора и публикации сравниваемых данных о валовом внутреннем продукте (ВВП) и других важных показателях СНС.

         Первый международный стандарт был подготовлен в ООН в 50-х годах. Созданная в 1952 году система национальных счетов неоднократно существенно пересматривалась. Так, рекомендованный ООН согласованный план счетов по учету и представлению основных товарных и денежных потоков в производстве, потреблении, накоплении и внешней торговле (содержащий 6 счетов и 12 вспомогательных таблиц) в 1968 году был дополнен таблицами затрат и выпуска; финансовыми счетами; значительное место стали занимать счета институциональных секторов; появилось различие рыночного и нерыночного производства и т.д. Последующее совершенствование методов СНС позволило создать современную Систему Национального Счетоводства Объединенных Наций. В ней принципиально новыми методами можно считать разбивку производства по отраслям народного хозяйства и прочим производителям, включение в СНС межотраслевого баланса, более подробный учет финансовой сферы с выделением финансовых секторов и потоков финансовых активов, а также введение балансов имущества. СНС ООН представляет собой согласованную схему для сбора, описания  основных потоков статистической информации, которые выражены в макроэкономических показателях, характеризующих наиболее важные результаты и пропорции экономического развития. Фактически, СНС ООН стала международным руководством для национальных статистических служб.

         Определенное внимание измерению национального богатства отводилось и в отечественной экономической литературе. Как показал в своей работе А.И.Ильиченко [4] использование различных методов анализа характеристики общественного производства привели к существованию альтернативных систем национального счетоводства: БНХ и СНС как систем взаимосвязанных экономических показателей, представленных в особой форме в виде таблиц или счетов, или в сочетании тех и других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Переход от БНХ к СНС

 

         В России в течение 70 лет для решения задач, сходных с теми, для которых разрабатывается СНС, применялся баланс народного хозяйства (БНХ). Схема БНХ представляла собой систему взаимосвязанных балансовых таблиц, каждая из которых отражала отдельные, наиболее принципиальные аспекты экономического процесса с позиции примата материального производства по отношению к другим видам деятельности.

         В основе БНХ лежали концепции А. Смита и К Маркса о трудовой теории стоимости; о сфере материального производства, в рамках которой создается национальный доход, и др. Таким образом, БНХ базировался на других концепциях политического характера, и поэтому его основные показатели (валовой общественный продукт, национальный доход, реальные доходы и др.) прямо несравнимы с центральными показателями СНС. В нашей стране до недавнего времени основными макроэкономическими показателями были совокупный общественный продукт (СОП) и национальный доход (НД). СОП представлял собой совокупную стоимость всего объема произведенных товаров и услуг только в сфере материального производства с включением в нее затрат на сырье, материалы, топливо, энергию и т.п., то есть не был свободен от повторного счета.

         Следует подчеркнуть, что БНХ был разработан в СССР для описания и анализа экономики, основанной на принципах централизованного планирования и распределения материальных ресурсов. По этой причине многие аспекты экономического процесса, особенно важные в условиях рыночной экономики, не получили в нем должного развития и представлены в упрощенном виде, например, анализ внешнеэкономических связей. В БНХ он ограничен потоками экспорта и импорта товаров и не охватывает других важных элементов платежного баланса. Упрощенный подход характерен для БНХ и в отношении анализа процесса движения доходов и финансовых ресурсов. Он не предусматривает, в частности, таких общепринятых в мировой практике показателей, как располагаемый доход и сбережения. В одной из центральных таблиц БНХ – финансовом балансе – не проводится четкого различия между операциями с доходами и финансовыми активами и пассивами.

         Весьма серьезным ограничением БНХ является исключение значительной части услуг из определения экономического производства. Между тем, ещё В. Петти около 300 лет тому назад отметил, что по мере экономического развития всё большая часть производственного продукта будет охватывать услуги. Сегодня эта тенденция, получившая известность как закон В. Петти, проявляется особенно четко. По данным ОЭСР, в стоимости продукции обрабатывающей промышленности капиталистических стран всё больший удельный вес занимает оплата услуг (аренда, реклама, финансовые услуги и т.д.). Поэтому ясно, что исключение услуг из подсчетов результатов экономического развития обедняет экономический анализ, игнорирует тенденцию современного экономического развития.

         Как показал в своей работе Л.И. Абалкин [1] отмеченные недостатки привели к тому, что, начиная с 70-х годов, все более отчетливо ощущалась потребность в кардинальной перестройке макростатистической модели воспроизводства типа БНХ и соответственно учета по стране в целом.

         В 80-е годы потребность в более глубоком и комплексном анализе макроэкономики стала ощущаться ещё более ясно. Органами государственной статистики в дополнении к БНХ. в его традиционном виде стал разрабатываться ряд новых таблиц, была начата разработка баланса нематериальных услуг, затрат на их оказание, также в практику были введены макроэкономические расчеты показателя общего объема потребления населением, охватывающего в дополнении к стоимости потребления материальных благ также стоимость нематериальных услуг, поступивших населению из всех источников (за счет личных доходов, за счет общественных фондов потребления и т.п.).

         В 1988 году был сделан следующий важный шаг в совершенствовании макроэкономической статистики нашей страны, им стало введение в регулярную статистическую практику показателя валового внутреннего продукта (ВВП), основывающегося на принципах СНС. Исчисление ВВП и его модификации – валового национального продукта (ВНП) не только облегчают международное сопоставление уровней и темпов экономического развития, структуры народного хозяйства; не только содействуют нашему диалогу со всем миром на едином статистическом языке, но и позволяют углубить экономический анализ на макроуровне, рассматривать экономический процесс через призму широкой концепции сферы производства продукции (дохода), что важно для изучения многих аспектов и факторов экономического роста.

         Данные о размерах и динамике ВНП публиковались официальными статистическими органами, но следует отметить, что расчеты этого показателя осуществлялись не системно, то есть они получались вне скоординированной системы макропоказателей и на основе действовавшей устаревшей системы учета. Отсюда неинтегрированность информации, несостыкованность разных уровней формирования новых макропоказателей, крайняя ограниченность включения их в аполитический оборот для принятия управленческих решений. Выход может быть только один: создание принципиально новой системы учета в рамках национального хозяйства (СНС, как более универсальной и адекватной рыночной экономике макростатистической модели), интегрированной на макроуровне, с действовавшим в нашей статистике в течение многих десятилетий БНХ, базировавшимся на концепции примата материального производства и марксовых системах воспроизводства общественного продукта.

Информация о работе Система национальных счетов