Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 08:13, курсовая работа
Эффективный и действенный финансовый контроль является необходимым условием сильной власти, важнейшим фактором государственного строительства.
Цель работы - раскрыть содержание понятия финансовый контроль, дать характеристику его видов, форм и методов, а также выявить пути совершенствования финансового контроля РФ.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ………………….....................................................4
1.1 Цели, задачи и функции государственного финансового контроля......4
1.2 Виды и формы государственного финансового контроля……………..8
1.3 Методы государственного финансового контроля……………………11
2 АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕНННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………..14
2.1 Система государственного финансового контроля……………………14
2.2 Органы государственного финансового контроля………………….....16
3 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………...26
3.1 Оценка эффективности государственного финансового контроля…...26
3.2 Пути повышения эффективности государственного финансового контроля………………………………………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………
-
организация и осуществление
контроля за своевременным
- оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
-
финансовая экспертиза
-
анализ выявленных отклонений
от установленных показателей
федерального бюджета и
-
контроль за законностью и
своевременностью движения
-
регулярное представление
Особенно выделены полномочия Счётной палаты по контролю за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга РФ и за использованием кредитных ресурсов, а именно за:
- управлением и использованием государственного долга;
-
законностью, рациональностью
-
эффективностью размещения
- представлением государственных кредитов, а также представлением средств на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.
Счётная палата, осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить ревизии и тематические проверки, которые являются основной формой её контроля.
Финансовый контроль со стороны Президента РФ.
Осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путём издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов, назначения и освобождения т должности министра финансов РФ, представления Государственной Думе кандидатур на должность председателя Банка России.
Определённые функции финансового контроля выполняет Главное контрольное управление Президента РФ, созданное указом Президента РФ от 24 мая 1994 г. Как структурное подразделение Администрации Президента РФ оно подчиняется непосредственно Президенту, но при этом взаимодействует со всеми органами государственной исполнительной власти.
Среди его функций:
1)
контроль за исполнением
2) контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации;
3)
рассмотрение жалоб и
Финансовый контроль со стороны Правительства РФ.
В соответствии с Конституцией РФ и Законом «О Совете министров - правительстве РФ» оно наделено самыми широкими полномочиями. Правительство РФ контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита. Оно контролирует и регулирует финансовую деятельность федеральных министерств и ведомств, направляет деятельность подведомственных ему органов финансового контроля.
Важнейшее место в системе финансового контроля со стороны Правительства РФ занимает Министерство финансов РФ. Наряду с бюджетным управлением в составе Министерства финансов организованы следующие управления: налоговых реформ, государственных ценных бумаг и финансового рынка, финансирования программ развития сельского хозяйства, финансовых программ развития производственной инфраструктуры и потребительского рынка, финансирования программ развития сферы материального производства и конверсии.
Функции Министерства финансов РФ соответствуют его положению как федерального органа по управлению финансами страны. Они относятся к следующим областям:
-
государственные финансы в
- государственный бюджет - организация работы по составлению и обеспечению исполнения федерального бюджета, разработка предложений по нормативам отчислений от федеральных налогов, размерам дотаций и субвенций, выделяемых в бюджеты субъектов РФ, прогнозирование и составление консолидированного бюджета РФ;
-
внебюджетные государственные
- страхование - участие в работе по развитию и совершенствованию страховой деятельности в стране;
-
денежное обращение - разработка
и осуществление мер по
- государственный кредит - выпуск государственных внутренних займов РФ, согласование общего объёма и условий выпуска долговых обязательств субъектов РФ, заключение соглашений с Центральным банком РФ о предоставлении кредита на покрытие дефицита федерального бюджета и другие цели;
-
финансовый рынок - разработка
предложений по формированию
финансового рынка,
-
финансовый контроль - контроль за
исполнением федерального
- организация учёта и отчётности - анализ сводной бухгалтерской отчётности федеральных органов исполнительной власти, руководство бухгалтерским учётом и отчётностью предприятий и др.
В последние годы расширяется деятельность Минфина РФ в сфере контроля за движением финансовых потоков в стране. В феврале 2002г. приступил к работе Комитет по финансовому мониторингу Минфина РФ (КФМ), созданный для противодействия отмыванию преступных доходов. С этой целью КФМ анализирует и передаёт правоохранительным органам информацию, полученную от коммерческих банков и других кредитных организаций и страховых фирм по крупным сделкам с наличными и безналичными деньгами, ценными бумагами, а также по сделкам, связанным с оттоком капитала за рубеж. Комитет сотрудничает с МНС РФ, ГТК РФ, а также с иностранными и международными организациями, борющимися с отмыванием денег.
Оперативный контроль использования государственных средств осуществляют действующие в рамках Минфина департаменты государственного финансового контроля и аудита, а также органы Федерального казначейства.
Основными задачами департамента являются обеспечение государственного финансового контроля и методического руководства аудитом в РФ. Основная функции департамента государственного финансового контроля заключаются в осуществлении контроля за целевым использованием средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов.
Для усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств Указом Президента РФ «О Федеральном казначействе» от 8 декабря 1992 г. № 1556 создана единая централизованная система органов Федерального казначейства, подчиняющаяся Министерству финансов РФ.
Федеральное казначейство включает:
а) Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ;
б) территориальные органы Федерального казначейства по субъектам РФ, городам (кроме городов районного подчинения), районам и районам в городах.
Федеральное
казначейство в соответствии со ст.
267 Бюджетного кодекса РФ осуществляет
предварительный и текущий
Финансовый контроль, осуществляемый специализированными органами.
В связи с повышением роли налогов в доходах государства при переходе к рыночной экономике возникла необходимость выделения налоговых органов в особую централизованную систему - Государственную налоговую службу РФ, которая Указом Президента РФ от 23 декабря 1998 г. была преобразована в Министерство РФ мо налогам и сборам.
Министерство РФ мо налогам и сборам - это федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий выработку и проведение государственной налоговой политики, взимание налогов и сборов. Министерство координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по вопросам налогов и сборов и осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, правильностью начисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и иных обязательных платежей в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды.
К
органам налогового контроля в РФ
относятся органы налоговой службы,
таможенные органы, а также органы,
осуществляющие контроль за уплатой
государственной пошлины и
Систему органов налоговой службы РФ образуют Министерство РФ по налогам и сборам и его территориальные подразделения по субъектам РФ и муниципальным образованиям.
В обязанности налоговых органов входит:
- соблюдение законодательства о налогах и сборах;
-
контроль за соблюдением
-
ведение учёта
-
проведение разъяснительной
- осуществление возврата или зачёта излишне уплаченных или взысканных сумм налогов, пеней и штрафов;
- соблюдение налоговой тайны;
-
направление налогоплательщику
копии актов налоговой
Кроме того, налоговые органы несут ответственность за убытки, причинённые налогоплательщикам в результате неправомерных действий или бездействия или же неправомерных действий (бездействия) работников этих органов при исполнении ими своих обязанностей. Причинённые убытки должны быть возмещены из средств федерального бюджета.
В
соответствии с Указом президента РФ
от 18 февраля 1992 г. « О государственном
страховом надзоре в РФ»
Помимо
лицензирования страховой деятельности
и регулирования единого
Особая
роль в осуществлении финансового
контроля принадлежит Банку России
(ЦБ РФ). Он организует и контролирует
денежно-кредитные отношения в
стране, осуществляет надзор за деятельностью
коммерческих банков. Созданное с
этой целью специальное
Информация о работе Совершенствование финансового контроля в РФ