Современная денежная система России. Состояние, проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 17:30, доклад

Краткое описание

Денежная система – исторически сложившееся и законодательно закрепленное устройство денежного обращения в стране.
Денежные системы сформировались в XVI – XVII вв. в условиях становления централизованных государств и их национальных товарных и финансовых рынков. Денежные системы прошли длительных путь развития, видоизменяясь вместе с эволюционными процессами, происходившими в экономике стран и регионов.
Тип денежной системы зависит от того, в какой форме функционируют деньги: как товар – всеобщий эквивалент или как знак стоимости. В связи с этим выделяют два типа денежных систем:
1) системы обращения металлических денег, когда в обращении находятся полноценные золотые и (или) серебряные монеты, которые выполняют все функции денег, а кредитные деньги могут свободно обмениваться на денежный металл (в монетах или слитках);
2) системы обращения кредитных и бумажных денег, которые не могут быть обменены на золото, а само золото вытеснено из обращения.

Вложенные файлы: 1 файл

день науки.docx

— 36.17 Кб (Скачать файл)

                                       ОГОУ СПО СПЭК          

                                           

 

 

 

 

                               Доклад

                                           На тему :

 «Современная денежная  система России. Состояние, проблемы  и перспективы развития.»      

 

 

 

 

 

                                                              Выполнила : студентка группы 013-Фс

                                                                                                               Кузина Н.А.

                                                                              Преподаватель : Малюга Н.С.

 

 

 

 

 

 

                                           Смоленск,2013

                   Понятие денежной системы и её типы

Денежная система –  исторически сложившееся и законодательно закрепленное устройство денежного  обращения в стране.

Денежные системы сформировались в XVI – XVII вв. в условиях становления  централизованных государств и их национальных товарных и финансовых рынков. Денежные системы прошли длительных путь развития, видоизменяясь вместе с эволюционными  процессами, происходившими в экономике  стран и регионов.

Тип денежной системы зависит  от того, в какой форме функционируют  деньги: как товар – всеобщий эквивалент или как знак стоимости. В связи с этим выделяют два  типа денежных систем:

1)   системы обращения  металлических денег, когда в  обращении находятся полноценные  золотые и (или) серебряные  монеты, которые выполняют все  функции денег, а кредитные  деньги могут свободно обмениваться  на денежный металл (в монетах  или слитках);

2)   системы обращения  кредитных и бумажных денег,  которые не могут быть обменены  на золото, а само золото вытеснено  из обращения.

        Состояние денежной системы России в современных условиях

Правовые основы функционирования денежной системы в России определены Федеральным законом «О Центральном  банке Российской Федерации (Банк России)»  от 26 апреля 1995 г. На Банк России возложена  организация наличного денежного  обращения и безналичных расчетов. Он координирует, регулирует и лицензирует  расчетные, в том числе клиринговые  системы, устанавливает правовые формы  и стандарты осуществления безналичных  расчетов.

Официальной денежной единицей (национальной валютой) является рубль. Законом запрещен выпуск иных денежных единиц и денежных суррогатов, подчеркнута  ответственность лиц, нарушающих единство денежного обращения. Официальное  соотношение между рублем и золотом  или другими драгоценными металлами  не устанавливается. Исключительное право  выпуска наличных денег, организации  обращения и изъятия их из обращения  на территории Российской Федерации  принадлежит Центральному банку  Российской Федерации (ЦБ).

Видами денег, имеющими законную платежную силу, являются банковские билеты (банкноты) и металлическая  монета, образцы которых утверждаются Банком России. Банкноты и металлическая  монета являются безусловными обязательствами  ЦБ и обеспечиваются его активами. Они обязательны к приему по их нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации во все виды платежей, а также для  зачисления на счета, вклады, аккредитивы  и для перевода.

Закон разделил полномочия Правительства РФ и ЦБ в области  изготовления денежных знаков. Центральный  банк несет ответственность лишь за планирование объемов их производства. В целях организации наличного  денежного обращения на него возложены  следующие функции:

•   прогнозирование  и организация производства банкнот  и металлических монет;

•   создание резервных  фондов банкнот и монет;

•   определение правил хранения, перевозки и инкассации

•   наличных денег;

•   установление признаков  платежности денежных знаков и порядка  замены и уничтожения денежных знаков;

•   утверждение правил ведения кассовых операций для кредитных  организаций.

С июня 1997 г. Банк России ввел в действие Положение «О порядке  ведения кассовых операций в кредитных  организациях на территории Российской Федерации» от 25 марта 1997 г. № 56. Правительство  Российской Федерации совместно  с Центральным банком разрабатывает  основные направления экономической  политики, в том числе денежной и кредитной. Осуществление денежно-кредитного регулирования экономики Центральным  банком проводится путем использования  общепринятых в рыночной экономике  инструментов: изменения процентных ставок по кредитам коммерческим банкам, резервных требований и проведения операций на открытом рынке. Он регулирует величину и темпы роста денежной массы.

Денежная система представляет собою единую в масштабах страны информационно-управляющая систему  движения и использования особого  информационного объекта – денег, с помощью которых осуществляются многообразные задачи учета и управления обществом, экономическими субъектами и физическими лицами.

В Российской Федерации допускаются  к функционированию две денежные системы – национальная и нерезидентная (валютная).

В национальной денежной системе  используется единственный вид денежной информации – национальные деньги. Эта денежная система является замкнутой  внутри территории страны и не имеет  выхода за ее пределы.

В валютной денежной системе  могут использоваться несколько  видов денежной информации – нерезидентных  денег (валют).

Данное положение может  быть изменено лишь в рамках межгосударственных соглашений с иными странами об использовании российской национальной валюты в финансовом общении между Россией и этими странами или в рамках использования российских денег во внутреннем денежном обороте этих стран.

Валютная денежная система  является разомкнутой и имеет  связь с денежными системами  других стран.

Принципы функционирование обеих денежных систем по основным техническим, технологическим и  правовым характеристикам одинаковы.

Данный закон описывает  функционирование национальной денежной системы. Отличия в функционировании валютной денежной системы от национальной описываются в соответствующем законе о валютной денежной системе.

Для осуществления эмиссионно-кассового  регулирования, кассового обслуживания кредитных организаций, а также  предприятий, организаций и учреждений в главных территориальных управлениях  Центрального банка, расчетно-кассовых центрах имеются оборотные кассы  по приему и выдаче наличных денег  и резервные фонды денежных билетов  и монет. В 1992 г. созданы также  региональные запасные фонды денежных билетов и монет в отдельных  главных территориальных управлениях  Центрального банка. Остаток наличных денег в оборотной кассе лимитируется, поскольку они включаются в общую  массу денег, находящуюся в обращении. Если количество денег в оборотной  кассе превышает установленный  лимит, то излишние деньги передаются из оборотной кассы в резервные  фонды.

Резервные фонды денежных билетов и монет – это запасы не выпущенных в обращение билетов  и монет в хранилищах Центрального банка. Эти фонды создаются по распоряжению Центрального банка, который  устанавливает их величину исходя из размера оборотной кассы, объема налично-денежного оборота, условий  хранения.

Образование резервных фондов позволяет удовлетворять потребности  народного хозяйства в наличных деньгах, оперативно обновлять денежную кассу в обращении, поддерживать необходимый покупюрный состав, сокращать затраты на перевозку и хранение денежных знаков.

В банках такие фонды не создаются – у них имеются  операционные кассы Кредитным организациям с 1 июня 1997 г. устанавливается сумма  минимально допустимого остатка  наличных денег в операционной кассе  на конец дня для обеспечения  своевременной выдачи денег со счетов предприятий независимо от их организационно-правовой форы и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также со счетов по вкладам граждан. Регулирование денежного обращения, возлагаемое на Банк России, осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно кредитной политики, которая разрабатывается и утверждается в порядке, установленном банковским законодательством. Банк России, наделенный исключительным правом эмиссии денег, особо ответственен за поддержание равновесия в сфере денежного обращения. В отличие от периода существования действительных (золотых) денег при бумажно-кредитном обращении, когда знаки стоимости оторвались от металлической основы, Центральный Банк должен создавать определенные ограничения, сдерживающие эмиссию этих денег.

 

                                    Проблемы денежной системы

Дж. М. Кейнс писал, что не может быть более хитрого, более верного средства для того, чтобы опрокинуть основу общества, чем расстройство денежного обращения. Ярким примером тому может служить инфляция в Российской Федерации.

Росстат опубликовал первую оценку темпов роста потребительских  цен в марте 2009 года, которая составляет 1,2-1,3%, хотя с 1 по 30 марта инфляция, по данным статистического ведомства, выросла на 1,2% (1,2% в марте 2008 года). С начала года предварительная оценка роста потребительских цен составляет 5,3% против 4,8% за соответствующий период 2008 года. Инфляция в первом квартале 2009 года росла быстрее благодаря увеличению тарифов госмонополий в начале года, несмотря на кредитное и денежное "сжатие".

По мнению аналитиков, эффект девальвации должен себя исчерпать  уже к концу первого квартала 2009 года (с середины февраля курс рубля относительно стабилен), сокращение же М2 (в четвертом квартале 2008 года сокращение денежной массы — 6,1% против роста на 15,5% в четвертом квартале 2007 года), которое началось с начала четвертого квартала 2008 года, но продолжалось и в марте 2009-го, приводит к замедлению инфляции. До последнего времени ускоренными темпами снижались и цены производителей. При сокращении производства и ВВП большинство факторов против роста цен.

Минэкономики говорит  о 13,3% инфляции по итогам года, ЦБ настаивает примерно на тех же 13%. При этом последний, согласно прогнозам, обнародованным на заседании Национального банковского  совета, предполагает рост М2 в 2009 году на 9-11%, тогда как по итогам 2008 года денежная масса увеличилась на 1,7% (в 2007 году рост — 47,5%). Если еще в апреле текущего года в годовом выражении денежная масса сокращалась на 8%, то денежное предложение должно увеличиться на 20% в 2009 году. Из цифр регулятора следует: в ЦБ ожидают, что при сокращении ВВП на 2,2% в 2009 году экономика за оставшиеся девять месяцев года буквально "наводнится" деньгами. Судьба инфляции в середине 2010 года в случае, если экономика не начнет расти, представляется определенной в отличие от ближайших месяцев.

 

                           Перспективы развития денежной системы

Принципы денежно-кредитной  политики на среднесрочную перспективу

В «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной  политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов» отражаются главные задачи, стоящие перед Банком России в  указанный период в соответствии с проводимой Правительством Российской Федерации экономической политикой, и определяются меры денежно-кредитной  политики, ведущие к достижению поставленных целей. Временной горизонт совпадает с горизонтом планирования федерального бюджета.

 Установление целевых  ориентиров прироста потребительских  цен в рамках трехлетнего скользящего  периода, превышающего продолжительность  основных лагов в действии  трансмиссионного механизма денежной  политики, позволяет учитывать влияние  динамики денежного предложения  и решений о корректировке  его годовой траектории на  инфляцию за пределами одного  календарного года. Кроме того, объявление  среднесрочной стратегии денежно-кредитной  политики способствует стабилизации  инфляционных ожиданий экономических  агентов, в том числе в условиях  непредвиденных изменений внешне- и внутриэкономических факторов  конъюнктурного характера.

Банк России и Правительство  Российской Федерации в вариантах  развития российской экономики в 2009 году и в период 2010 и 2011 годов исходят  из единых оценок внешних и внутренних условий ее функционирования. В предстоящие  три года основной задачей денежно-кредитной  политики является последовательное снижение инфляции до 5-6,8% в 2011 году (из расчета  декабрь к декабрю).

В ближайшее время денежно-кредитная  политика во многом будет сохранять  черты, сформированные в последние  годы: продолжится применение режима управляемого плавающего валютного  курса рубля, использование денежной программы для контроля за соответствием денежно-кредитных показателей целевому уровню инфляции, использование бивалютной корзины в качестве операционного ориентира политики валютного курса. При этом решения по корректировке политики будут приниматься на основе учета широкого спектра экономических индикаторов.

Общемировая тенденция существенного  роста цен на продукты питания  и энергоносители, а также опережающий  рост внутреннего спроса уже в 2007 году обусловили более высокую, чем  предполагалось ранее, инфляцию в России. Поэтому Банком России осуществлялись действия по возвращению инфляции на траекторию снижения.

Однако решение этой задачи было осложнено влиянием на российский финансовый рынок кризисных явлений  на мировых финансовых рынках, спровоцированных проблемами в экономике США. В  результате Банк России был вынужден перенести акцент с контроля над  инфляцией на поддержание стабильности банковской системы. Были усилены меры по увеличению ликвидности банков и  поддержанию бесперебойности проведения расчетов.

Ускорение инфляции, а также  ожидаемые в предстоящий период внешние и внутренние макроэкономические условия подтверждают необходимость  осуществления более гибкой курсовой политики и активного использования  процентной политики. Динамика денежных агрегатов будет оставаться важным индикатором для оценки монетарных условий и среднесрочного тренда инфляции.

Информация о работе Современная денежная система России. Состояние, проблемы и перспективы развития