Современная финансовая политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 05:17, курсовая работа

Краткое описание

Финансовая политика – основополагающий элемент в системе управления финансами. Исходя из определения финансов как экономических отношений по формированию, распределению, перераспределению и использованию денежных средств государство при организации этих отношений определяет главные цели и задачи, стоящие перед обществом и соответственно перед финансовой системой.

Содержание

Введение…………………………………………………………….3
1 Сущность и цели финансовой политики…………………………….…5
1.1 Содержание финансовой политики……………………………………..5
1.2 Элементы финансовой политики………………………………….……..7
1.3 Виды финансовой политики…………………………………………… 10
2 Финансовый механизм………………………………………………....12
2.1 Финансовый механизм. Его виды на макро и микроуровне ………12
2.2. Механизм реализации финансовой политики………………….14
3 Современная финансовая политика России. Проблемы
и перспективы развития финансовой политики……………….……24
Заключение…………………………………………………………………32
Список литературы………………………………………………….….…34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик финансы.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………….3

1 Сущность и цели финансовой политики…………………………….…5

1.1 Содержание финансовой  политики……………………………………..5

1.2 Элементы финансовой  политики………………………………….……..7

1.3 Виды финансовой политики……………………………………………  10

2 Финансовый механизм………………………………………………....12

2.1 Финансовый механизм. Его виды на макро и микроуровне ………12

2.2. Механизм реализации финансовой  политики………………….14

3 Современная финансовая политика России. Проблемы

   и перспективы развития финансовой политики……………….……24

Заключение…………………………………………………………………32

 Список литературы………………………………………………….….…34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Успешное осуществление экономической  реформы во многом связано с достижением  финансовой стабилизации. Правительству  Российской Федерации необходимо разработать четкую финансовую стратегию, то есть долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией государства. Важно выделить основные тенденции развития финансов, сформировать основные концепции их использования, наметить принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных концепций и целевых программ необходим для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития, а не распыления их по второстепенным целям. Большое внимание следует уделить гибкой финансовой тактике, направленной на решение конкретных развития общества путем своевременного изменения способов организации задач финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.

Однако для правильного осуществления  поставленных перед финансовой политикой  задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, целей  и механизма реализации финансовой политики, а также элементов, ее составляющих. Определенный интерес представляет опыт осуществления финансовых мероприятий за рубежом. Для становления российской бюджетной системы, несомненно, будет полезно использование широкого опыта других государств, уже создавших у себя достаточно успешно функционирующие бюджетные органы.

Финансовая система – совокупность сфер, звеньев финансовой системы, посредством  которых в рамках той или иной социально-экономической формации осуществляется образование  и использование  фондов денежных средств. Финансовая система включает в себя: государственный бюджет, местные бюджеты,  внебюджетные фонды, финансы государственных предприятий. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовой системой. На финансовую систему возложено решение задач финансовой политики государства. Основными целями финансовой политики являются:

1) Повышение объема и эффективности  использования финансовых ресурсов. Последнее очень важно для  проверки воздействия финансовой политики на экономику. Отказ от учета повышения эффективности использования финансовых ресурсов при разработке и проведении финансовой политики может привести к распылению средств, сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества.

2) Оздоровление и структурная  перестройка экономики: повышение  в общем объеме производства  доли отраслей второй группы, снижение затрат на ВПК, упорядочивание  денежного обращения, и в перспективе  восстановление конвертируемости рубля.

3) Достижение более высокого  уровня жизни населения на  основе развития отраслей промышленности  и сельского хозяйства. Социальная  направленность финансовой стратегии  проявляется не только в изыскании  возможностей увеличения финансовых  ресурсов, направляемых на повышение благосостояния народа, но и в новом подходе к главной цели экономической политики. Уровень жизни выступает теперь величиной, определяющей развитие производства, направление и структуру использования финансовых ресурсов.

 

1 Сущность и цели финансовой политики

1.1 Содержание финансовой политики

 

Финансовая политика – основополагающий элемент в  системе управления финансами. Исходя из определения финансов как экономических отношений по формированию,  распределению, перераспределению и использованию денежных средств государство при организации этих отношений определяет главные цели и задачи, стоящие перед обществом и соответственно перед финансовой системой. 

Во все времена главной  целью финансовых отношений являлась такая их организация, которая была бы направлена на обеспечение роста общественного богатства. Достижение этой цели возможно лишь при эффективности конкретных форм распределения, перераспределения и использования имеющихся финансовых ресурсов и финансового потенциала государства. Обобщающим показателем эффективности финансового механизма являются темпы роста внутреннего валового продукта и национального дохода - основного источника роста благосостояния общества. 

Финансовая политика – это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Это комплекс мероприятий государства по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития. 

Политика охватывает все направления деятельности государства. В зависимости от сферы общественных отношений, которая является объектом политического воздействия, говорят об экономической или социальной, культурной или технической,  бюджетной или кредитной, внутренней или внешней политике.  Финансовая политика имеет самодовлеющее самостоятельное значение и в то же время является важнейшим средством реализации политики государства в любой области общественной деятельности, будь то экономика, социальная сфера, военная реформа или международные отношения. 

Реализацию финансовой политики можно разбить на 3 этапа:

1) определение и постановка главных целей и конкретизация перспективных и ближайших задач, которые необходимо решить для достижения поставленных целей за определенный период жизни общества; 

2) определение основных направлений использования финансовых ресурсов, а также разработка методов, средств и конкретных форм организации отношений, с помощью которых данные цели достигаются в кратчайшие сроки, а ближайшие и перспективные задачи решаются оптимальным образом; 

3) подбор и расстановка кадров, способных решить поставленные задачи, организовать их выполнение, и, собственно, осуществление практических действий, направленных на достижение намеченных целей. 

Естественно, что прямое влияние финансовой политики на экономику  начинается лишь на третьем этапе, но определяется оно содержанием двух предыдущих ступеней.

Сама по себе финансовая политика не может быть плохой или хорошей. Она оценивается в соответствии с тем, насколько она соответствует интересам общества (или определенной ее части) и насколько она способствует достижению поставленных целей и решению конкретных задач. 

Для оценки финансовой политики данного правительства и для рекомендаций по ее корректировке в первую очередь необходимо иметь ясную программу общественного развития с выделением интересов всего общества и отдельных групп населения,  характеристикой перспективных и более близких задач, определением сроков и методов их решения. Только при таком условии можно разработать конкретный механизм реализации финансовой политики и дать ее объективную оценку. 

Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев и групп общества, конкретно-исторические условия и особенности жизни. 

Финансовая политика должна быть направлена прежде всего  на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, так как  они – материальная база любых  преобразований.

 

1.2 Элементы финансовой политики

 

Политика государства  в области финансов зависит от развитости финансовой системы и  меры самостоятельности отдельных  ее звеньев.

К элементам финансовой политики можно отнести:

    • налоговую политику;
    • бюджетную политику;
    • денежно-кредитную политику;
    • ценовую политику;
    • таможенную политику;
    • социальную политику;
    • инвестиционную политику;
    • политику в области международных финансов.

Под бюджетной политикой понимают определение государством:

°  источников формирования доходов государственного бюджета; 

°  приоритетных направлений расходов бюджета; 

°  допустимых пределов разбалансированности бюджета; 

°  источников финансирования бюджетного дефицита; 

°  принципов взаимоотношений между отдельными звеньями бюджетной системы. 

В свою очередь, в составе  бюджетной политики приобретают  относительную самостоятельность  налоговая политика, инвестиционная политика, политика управления государственным долгом. Налоговая политика определяет выбор состава налогов, размера их ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов. Она должна строиться на компромиссе интересов государства и налогоплательщиков. Интересы государства основаны на принципе достаточности налогообложения. Одновременно налогообложение не должно подрывать мотивацию к эффективной деятельности.    

Под кредитно-денежной политикой  понимают обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией,  регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы; обеспечение своевременности и  бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы; управление деятельностью финансового рынка через регламентацию эмиссии и размещения государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота (курса покупки и продажи) и др.

В кредитно-денежной политике относительную самостоятельность  приобретают эмиссионная политика, ценовая политика, валютная политика, кредитная политика – а в ней, в свою очередь, например, процентная политика и инвестиционная политика.

Ценовая политика основана на регулировании цен и тарифов  на монопольные товары и услуги.

Инвестиционная политика предполагает повышение роли бюджета  в развитии РФ, создание условий  для инвестирования сбережений населения, развитие ипотечного кредитования, привлечение прямых иностранных инвестиций.

Социальная политика проводит мероприятия по следующим  направлениям: разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, упорядочение системы социальных льгот, регулирование вынужденной миграции и др.

Все большее значение приобретает международная финансовая политика. В ее основе лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных  отношений, связанных как с международным разделением труда, с формированием и погашением государственного долга, так и с участием в деятельности международных организаций, в том числе и в международных финансовых организациях.

Международная финансовая политика отдельных государств,  как правило, направлена на развитие производительных сил своей страны, и соответственно каждое государство старается занять свое весомое место на международных рынках сырья, товаров, рабочей силы и капитала. 

Государство защищает свои интересы через таможенную и валютную политику, особенности которых определяются степенью заинтересованности государства в расширении или сокращении своего экспорта или импорта. В соответствии с этим применяется система таможенных платежей или конкретный таможенный режим. Основная цель таможенной и валютной политики – сохранение и увеличение золотовалютных резервов государства. 

Государство защищает свои интересы и содействуя росту авторитета страны, участвуя в деятельности международных организаций, принимая участие в формировании финансовых фондов этих организаций и в финансировании совместных программ. 

Финансовая политика международных финансовых организаций  направлена на оказание финансовой помощи государствам, переживающим финансовый кризис или испытывающим финансовые трудности. Помощь, как правило, оказывается в форме предоставления кредитов или в форме реструктуризации уже имеющегося внешнего государственного долга. 

Помощь международных  финансовых организаций оказывается  небезвозмездно и сопровождается рядом экономических или политический условий, не всегда выгодных для страны заемщика. 

В период эволюционного  развития общественной жизни и стабильного  государственного устройства внутренняя и внешняя финансовая политика государства  решает одну главную задачу –  обеспечение сохранения и упрочения существующей в государстве системы общественных отношений. 

Информация о работе Современная финансовая политика России