Современная финансовая политика России и оценка ее результативности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2012 в 10:12, реферат

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – рассмотреть финансовую политику России в современных условиях. При этом объектом анализа является экономическая политика страны, а предметом – одна из ее составных частей – финансовая политика государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Финансовая политика: содержание, цели, задачи и типы 4
2. Финансовый механизм 8
3. Финансовая политика Российской Федерации на современном
этапе 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовая политика.docx

— 79.87 Кб (Скачать файл)

Эффективность финансовой политики определяют по комплексно-экономическому эффекту, характеризующемуся, прежде всего, качеством жизни людей. Этот показатель включает уровень производства ВВП  на одного жителя страны, продолжительность жизни, обеспеченность жильем, медицинским обслуживанием, доступность и уровень образования.

В качестве важнейших составляющих финансовой политики  государства   выступают бюджетная, налоговая, инвестиционная и социальная политика. Основные задачи и направления элементов современной финансовой политики РФ будут рассмотрены в третьем параграфе работы.

 

  1. Финансовый  механизм

Для реализации финансовой политики и успешного проведения в жизнь используется финансовый механизм, представляющий собой совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения. [16, С. 56]

Под видом организации финансовых отношений понимают способ их выражения и проявления в соответствующих финансовых ресурсах. В финансовой науке выделяют виды финансовых ресурсов. Так, например, в процессе мобилизации доходов в бюджеты  органов государственной власти и местного самоуправления и бюджеты государственных внебюджетных фондов используются конкретные виды налоговых платежей (НДС, НДФЛ, налог на прибыль и т.д.) и неналоговых поступлений (дивиденды по акциям принадлежащим  государству, проценты по бюджетным кредитам и т.д.); в ходе предоставления бюджетных средств используются конкретные виды бюджетных расходов – на финансирование соответствующих отраслей экономики, на содержание аппарата управления, на реализацию целевых программ и прочие расходы.

Под формой организации финансовых отношений понимается внешний порядок их организации, т. е. установление механизма аккумуляции, перераспределения и использования финансовых ресурсов и условий его реализации на практике.  Так, например, при формировании налоговых доходов бюджета в порядок их образования будут включаться регламентируемые нормами налогового права источник уплаты налога и налоговая база, процентные ставки, система налоговых льгот и санкций, а также порядок уплаты налога. [16, С. 56]

Способы формирования финансовых ресурсов и практическое осуществление операций, связанных с финансами называются методами организации финансовых отношений. В государственной финансовой политике применяют три основных метода:

– метод кредитования, используемый в ходе предоставления бюджетных кредитов и бюджетных ссуд другому бюджету, и заключающийся в предоставлении денежных средств на условиях срочности, возвратности и платности;

– налоговый метод, являющийся преобладающим методом при формировании финансовой базы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Он заключается в аккумулировании денежных средств в форме налогов (платежей) юридических и физических лиц на обязательной, принудительной и безвозмездной основе для финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований;

– страховой метод, предполагающий формирование финансовых ресурсов за счет поступления страховых взносов. Данный метод позволяет обеспечить устойчивое функционирование экономики и социальной сферы при наступлении кризисных ситуаций неблагоприятно влияющих на бюджетную систему государства и социальное обеспечение.

Основные звенья (элементы) финансового механизма, являются методами практического осуществления операций, непосредственно связанных с формированием и использованием финансовых ресурсов: финансовое планирование и прогнозирование; финансовые показатели, нормативы и лимиты; управление финансами; финансовые рычаги и стимулы; финансовый контроль;

Количественные параметры  и разнообразные способы их определения являются наиболее мобильной частью финансового механизма. Например, способы исчисления бюджетных доходов, или способы необходимого объема финансовой помощи соответствующим бюджетам, корректировка налогов и прочие. Данная часть финансового механизма постоянно изменяется и совершенствуется для соответствия целям и задачам финансовой политики государства на современном этапе.

В связи с разнообразием финансовых отношений финансовый механизм включает множество взаимосвязанных элементов, соединенных между собой. Для упорядочения элементов финансовый механизм классифицируют по различным признакам:

– в зависимости от состава  сфер и звеньев финансовой системы  подразделяют на финансовый механизм субъектов хозяйствования и механизм государственных и муниципальных финансов;

– в соответствии с государственным  устройством РФ финансовом механизме выделяют три звена: финансовый механизм РФ, финансовых механизм субъектов РФ и финансовый механизм органов местного самоуправления;

– по воздействию на общественное производство в составе финансового механизма выделяют: механизм мобилизации и использования финансовых ресурсов, механизм финансового регулирования общественного производства, механизм финансового стимулирования общественного производства. [16, С. 60]

Мобилизуя и распределяя  финансовые ресурсы между сферами  и звеньями финансовой системы государства, финансовый механизм  оказывает количественное воздействие на экономику и социальную сферу. Используя методы формирования и направления использования финансовых ресурсов, формы организации финансовых отношений, позволяющие стимулировать развитие экономики, такие как снижение налоговых ставок, предоставление налоговых льгот, предоставление бюджетных кредитов организациям и прочие, финансовый механизм оказывает качественное воздействие на экономику.

Различают два вида финансового  механизма: директивный и регулирующий.

Директивный финансовый механизм разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственное участие принимают государственные органы. Задачей государственных органов становится разработка всей системы организации финансовых отношений, обязательной для всех его  участников. В состав данного механизма входят налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование.

Регулирующий финансовый механизм разрабатывается для финансовых отношений, в которых государственные органы не принимают непосредственного участия. Данный вид финансового механизма характерен для построения внутрихозяйственных финансовых отношений в частных организациях.

Финансовый механизм играет особое значение в реализации финансовой политики государства. Современный финансовый механизм призван не только создавать реальную финансовую базу для обеспечения экономической самостоятельности государства, но и обеспечивать экономическое регулирование в условиях функционирования рынка и многоукладной экономики. Для эффективного управления финансами органов власти, защиты экономических интересов субъектов финансовых отношений, и обеспечения строгой финансовой дисциплины устанавливаются и применяются нормы финансового права, в которых установлены четкие правила функционирования каждого структурного элемента финансового механизма.

В зависимости от степени  взаимосвязанности, согласованности, комплексного функционирования элементов финансового механизма определяется его эффективность. Условиями эффективности финансового механизма выступают:

– объективная обоснованность финансового механизма, который  должен быть сформирован с учетом объективных закономерностей развития экономики государства. Только при таком условии использование элементов финансового механизма может обеспечить экономическую стабильность, сбалансированность бюджетов всех уровней,  социальную защиту и благосостояние населения;

– соответствие условиям развития экономики и методам хозяйствования;

– связь финансового механизма  с факторами производства и экономическими интересами субъектов финансовых отношений: использование элементов финансового механизма должно способствовать удовлетворению потребностей всех участников  общественного воспроизводства в финансовых ресурсах, достижению их устойчивого развития и реального экономического эффекта от проводимых финансовых операций;

– взаимосвязь составных  элементов финансового механизма, из взаимное регулирование, которое в конечном итоге определяет последовательность осуществления финансовых операций, состав субъектов финансовых отношений, порядок их организации на практике. [16, С. 62]

От соблюдения всех требований эффективности зависит успешное функционирование финансового механизма, и осуществленной при помощи него финансовой политики.

  1. Финансовая  политика Российской Федерации на современном этапе

В качестве важнейших составляющих финансовой политики  государства   выступают бюджетная, налоговая, инвестиционная и социальная политика.

Современная финансовая политика России определяется положениями программ социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2008 – 2010,  2009 – 2011 гг. и 2010 – 2012 гг.), утверждаемых Правительством РФ, Проектом бюджетной стратегии РФ на период до 2023 г., бюджетными посланиями Президента РФ Федеральному Собранию РФ "О бюджетной политике", Программой антикризисных мер правительства РФ на 2009, 2010 гг., Бюджетным кодексом, и рядом других законодательных и нормативных актов.

С помощью бюджетной политики решают такие задачи, как определение:

  1. доли бюджетного фонда в общем объеме ВВП;
  2. удельного веса бюджетных средств, распределяемых между федеральной властью и субъектами РФ в общем объеме ВВП;
  3. структуры доходной и расходной части бюджета;
  4. сумм расходов, распределяемых между бюджетами разных уровней;
  5. доли федерального бюджета в совокупном объеме консолидированного бюджета РФ;
  6. задач управления государственным долгом (внутренним и внешним);
  7. величины дефицита или профицита федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и т.д.[13, С. 48]

В Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ о бюджетной политике в 2008–2010 годах были определены стратегические ориентиры на среднесрочную перспективу – содействие социальному и экономическому развитию Российской Федерации при безусловном учете критериев эффективности и результативности бюджетных расходов.

Следование этим стратегическим ориентирам позволило существенно  продвинуться в достижении определенных на среднесрочную перспективу целей  бюджетной политики - улучшения качества жизни населения, создания условий  для обеспечения позитивных структурных  изменений в экономике и социальной сфере, решения проблем макроэкономической сбалансированности, повышения эффективности и прозрачности управления общественными финансами. [5]

Была проведена модернизация бюджетного процесса. Определен новый механизм использования нефтегазовых доходов федерального бюджета, установлены параметры формирования трансферта и ограничения на размер дефицита федерального бюджета. Сформирован Резервный фонд, призванный обеспечить сбалансированность федерального бюджета и исполнение принятых расходных обязательств в случае недостаточности нефтегазовых доходов. Сформирован Фонд национального благосостояния для обеспечения долгосрочной устойчивости пенсионной системы. Законодательно установлены нормы, направленные на повышение результативности бюджетных расходов. Проведена корректировка налогового законодательства в части налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, системе налоговых вычетов, предоставляемых физическим лицам.

В Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ на 2009 -2011 гг. перечисляются основные задачи, которые необходимо решить для повышения эффективности и результативности бюджетной политики:

  1. Бюджетная политика должна сохранить свое значение как важнейший инструмент макроэкономического регулирования. Она должна быть направлена на обеспечение сбалансированного развития экономики, играя важную роль в снижении инфляции.
  2. Необходимо усилить роль бюджета в стимулировании роста экономики и повышении уровня жизни населения на долгосрочную перспективу. На федеральном уровне должна быть сформирована система мониторинга эффективности бюджетных расходов, а также оценки эффективности использования финансовых ресурсов, передаваемых государственным корпорациям. В ближайшее время сформировать современную правовую и методическую базу средне- и долгосрочного государственного прогнозирования социально-экономического развития страны. 
  3. Сформировать устойчивый механизм пенсионного обеспечения на длительную перспективу.
  4. Эффективное расходование бюджетных средств за счет перехода к финансовому обеспечению государственных услуг на основе государственного задания и принципов нормативно-подушевого финансирования. При этом должны предусматриваться стимулы для обеспечения соответствия качества и объема предоставляемых услуг установленным в задании требованиям.
  5. Завершение переходного периода формирования новой системы местного самоуправления. С 1 января 2009 г. должны в полном объеме вступить в силу положения Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и связанные с ним нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирующие финансовые взаимоотношения между бюджетами субъектов Российской Федерации  и местными бюджетами.
  6. Практический переход на современные принципы осуществления государственных инвестиций и реализации долгосрочных программ за счет бюджетных средств.
  7. Дальнейшее развитие практики бюджетирования, ориентированного на результаты. Каждая программа должна предусматривать конкретные цели ее реализации и показатели оценки их достижения на всех этапах осуществления программы.
  8. Повышение эффективности управления средствами Резервного фонда, Фонда национального благосостояния, временно свободными бюджетными средствами.
  9. Повышение качества управления государственной собственностью и эффективности работы государственного сектора.
  10. Совершенствование структуры и механизмов государственного и муниципального финансового контроля, исключение параллелизма и дублирования в этой сфере. [5]

Информация о работе Современная финансовая политика России и оценка ее результативности