Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 11:32, реферат
Финансовая политика - совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.
Содержание финансовой политики:
1. Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач.
2. Создание адекватного финансового механизма.
3. Управление финансовой деятельностью государства и других субьектов экономики.
Практикум по дисциплине
«Финансы»
Тема:
«Содержание и задачи финансовой политики»
Подготовил: Кузнецова А.Е.
Курс: I
Группа: МЭвдS13в
Преподаватель: Генелес М.В.
Московский Новый Юридический Институт
2014 год
Финансовая политика - совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.
Содержание финансовой политики:
1. Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач.
2. Создание адекватного финансового механизма.
3. Управление финансовой деятельностью государства и других субьектов экономики.
Основа финансовой политики - стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.
Важная составная часть финансовой политики - установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.
Финансовый механизм - система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.
Элементы финансового механизма:
· формы финансовых ресурсов;
· методы их формирования;
· система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства;
· организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.
Финансовый механизм | |
Директивный |
Регулирующий |
разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование. В ряде случаев распространяется и на другие виды финансовых отношений, имеющих большое значение для реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо одна из сторон этих отношений - агент государства (финансы государственных предприятий). |
определяет основные "правила игры" в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов. |
Исходя из вышесказанного задачами финансовой политики является:
1. обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
2. установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;
3. организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
4. выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
5. создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.
В процессе проведения финансовой политики особенно важно обеспечение ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики - кредитной, ценовой, денежной.
Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.
Типы финансовой политики.
Классическая политика.
Являлась основным типом финансовой политики большинства стран до конца 20-х годов XX века. Основывалась на трудах классиков политэкономии А. Смита (1723-1790) и Д. Рикардо (1772-1823) и их последователей.
Основные направления:
· невмешательство государства в экономику,
· сохранение свободной конкуренции,
· использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов.
Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся в основном к расходам на военные цели, выплату процентов по государственному долгу и его погашению и управлению. Система налогов (в основном косвенные и имущественные налоги) должна была создать необходимые поступления средств для обеспечения сбалансированного бюджета государства.
Система управления финансовой деятельность была проста и сосредотачивалась, как правило, в одном органе управления - министерстве финансов (казначействе).
Регулирующая финансовая политика
Получила развитие во многих странах мира с конца 20-х XX века и действует претерпевая некоторые изменения в нынешнее время.
В ее основу были положены труды по экономической теории английского экономиста Дж. Кейнса (1883-1946) и его последователей.
Основывалась на необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики.
Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использования финансового механизма для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения.
Основной инструмент вмешательства в экономику - государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос.
Кардинально изменилась система налогов. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки и позволяющий обеспечить сбалансированность бюджета государства при высоком уровне расходов.
Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования.
Изменяется система управления финансами. Выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета и бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, управлением государственным долгом.
В целом кейнсианская регулирующая финансовая политика обеспечила в 30-60-х годах стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве стран.
В 70-х годах в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Не отказываясь от вмешательства государства в экономику и социальную область в целом, существенно его ограничила.
Финансовый механизм в этих условиях исходит их необходимости сокращения обьема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Ставится задача сокращения и уменьшения степени прогрессивности налогообложения.
Следует отметить, что различные разновидности
регулирующей финансовой политики
тесно взаимосвязаны между собой. Поэтому
одинаковые или похожие инструменты
финансового механизма
применяются в различных странах,
использующих как кейнсианскую,
Планово-директивная финансовая политика.
Применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой.
Основана на государственной собственности на средства производства, что позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами.
Ее цель - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответсвии с основными направлениями государственного плана.
Основная задача финансового механизма - создание инструментов, при помощи которых производится изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом ресурсов. Изъятие средств производилось у государственных предприятий, населения и органов местной власти.
Управление финансами осуществлялось из единого центра Министерства финансов, которое занималось всеми вопроса использования финансового механизма в народном хозяйстве.
Планово-директивная финансовая политика
проводилась; практически во всех
бывших социалистических странах. С показала
свою достаточно высокую эффективность
в годы, когда требовалась максимальная
концентрация финансовых ресурсов
для финансирования чрезвычайных расходов
государства (в годы Второй мировой
войны, восстановления народного хозяйства и
т.п.). В то же время использование такой финансовой политики
в условиях нормального функционирования
экономики привело к отрицательным последствиям:
снижению эффективности
Современная финансовая политика является составной частью экономической политики Российской Федерации, основные цели и задачи которой разрабатываются и реализуются Президентом РФ, исполнительными органами государственной власти РФ и утверждаются законодательными органами государственной власти РФ в ходе рассмотрения и утверждения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год.
Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления строят финансовую политику на соответствующей территории с учетом целей и задач финансовой политики Российской Федерации. Поскольку именно финансовая политика на федеральном уровне является определяющей по отношению к политике, проводимой на региональном и местном уровнях, этот факт обусловливает необходимость рассмотрения ее особенностей на современном этапе.
Финансовая политика Российской Федерации
в настоящее время определяется положениями
Концепции долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации на период
до 2020 года, Основных направлений деятельности
Правительства Российской Федерации на
период до 2012 года, Бюджетного послания
Президента РФ Федеральному Собранию
РФ «О бюджетной политике в 2009-2011 годах»1, Программы антикризисных мер Правительства
Российской Федерации на 2009 год.
В соответствии с перечисленными документами современная финансовая политика Российской Федерации нацелена на формирование финансовой основы для «перехода от экспортно-сырьевой модели к инновационному социально ориентированному типу экономического развития, создания необходимых предпосылок для поддержания в долгосрочном периоде высоких темпов экономического роста и макроэкономической стабильности»2 повышения благосостояния населения. В ее составе главное место отводится бюджетной политике, которая играет определяющую роль в формировании финансовой базы развития государства и обеспечении достойных условий жизни для его граждан. Через бюджетную систему РФ проходят средства, эквивалентные более трети ВВП, что позволяет обеспечить финансирование предоставления важнейших государственных и муниципальных услуг и выполнение возложенных на все органы государственной власти и органы местного самоуправления функций. В свою очередь бюджетная политика подразделяется на политику мобилизации доходов в бюджеты, политику в области расходов бюджетов и политику в сфере межбюджетных отношений.
Главной стратегической задачей бюджетной
политики РФ на современном этапе является
обеспечение условий для поддержания
макроэкономической стабильности и долгосрочной
сбалансированности бюджетной системы
РФ при безусловном финансовом обеспечении
проводимых в условиях перехода к новому
типу экономического развития структурных
реформ, нацеленных на повышение качества
жизни населения и реализацию конкурентных
преимуществ нашего государства в сферах
энергетики, транспорта, аграрного сектора,
переработки природных ресурсов и высокотехнологичных
производств в мировой экономике. В связи
с этим к основным задачам бюджетной политики
РФ на среднесрочную перспективу относятся:
• активное использование долгосрочного
и среднесрочного бюджетного планирования,
позволяющего сформулировать стратегические
приоритеты бюджетной политики государства
исходя из целей и задач экономической
политики, оценить объем необходимых финансовых
ресурсов для их реализации, определить
возможные источники этих ресурсов. Для
осуществления этой задачи на практике
предусматривается интегрирование краткосрочного,
среднесрочного и долгосрочного бюджетного
планирования, в ходе которого все составные
части текущей бюджетной политики базируются
на ориентирах, выработанных в ходе долгосрочного
планирования. В свою очередь долгосрочные
финансовые прогнозы должны регулярно
корректироваться с учетом фактических
условий развития экономики, изменения
приоритетных задач и внешних факторов
(темпов роста мировой экономики, ситуации
на мировых рынках сырья, продовольствия
и капитала);
• внедрение программно-целевого метода
в бюджетный процесс, предполагающего
ориентацию бюджетных расходов на достижение
конечных социально-экономических результатов.
Для реализации этого принципа необходимо
разработать механизм перехода от системы
управления бюджетными ресурсами к управлению
результатами3. На текущем этапе следует обеспечить
взаимосвязь между докладами о результатах
и основных направлениях деятельности
субъектов бюджетного планирования, долгосрочными
программами, ведомственными целевыми
программами и обоснованиями бюджетных
ассигнований. При этом каждая программа
должна предусматривать конкретные цели
ее реализации и показатели оценки их
достижения на всех этапах осуществления
программы с тем, чтобы своевременно вносить
изменения или отказаться от ее реализации
при невозможности достижения установленных
целей. Кроме того, следует пересмотреть
механизм формирования и реализации ведомственных
целевых программ, которые должны в основном
использоваться для реструктуризации
и повышения эффективности исполнения
расходных обязательств;
• повышение эффективности использования
бюджетных средств, достигаемое как с
помощью долгосрочного бюджетного планирования,
которое позволяет предупредить необоснованный
рост расходов бюджета, так и путем внедрения
системы мониторинга эффективности расходов
бюджета и оценки эффективности использования
бюджетных средств, передаваемых государственным
корпорациям, унитарным предприятиям
и бюджетным учреждениям;
• завершение перехода от сметного финансирования
бюджетных учреждений и прямого предоставления
значительной части бюджетных услуг к
принципу их оплаты в соответствии с получаемыми
обществом результатами. Для реализации
этой задачи проводится инвентаризация
действующей сети получателей бюджетных
средств с точки зрения соответствия их
функций и задач государственным нуждам.
Предполагается прежде всегоосуществить
перевод на добровольной основе части
бюджетных учреждений, в том числе функционирующих
в сферах здравоохранения и образования,
в иные организационно-правовые формы
(в частности, в автономные учреждения),
обладающие большей самостоятельностью
в использовании финансовых ресурсов
и получающие бюджетные средства за результаты
своей деятельности, а также, при поэтапном
сокращении бюджетной составляющей их
финансирования, активно использовать
государственные и муниципальные задания,
многолетние государственные и муниципальные
контракты, внедрить такие формы финансового
обеспечения предоставления государственных
(муниципальных) услуг, как нормативно-подушевое
финансирование и государственный (муниципальный)
социальный заказ ;
• повышение результативности государственной
социальной политики, предусматривающее
разработку и реализацию на всех уровнях
бюджетной системы целевых программ, направленных
на улучшение качества жизни социально
незащищенных категорий граждан, в том
числе за счет обеспечения доступности
и качества государственного образования
и здравоохранения, усиление адресности
социальной помощи, сокращение дифференциации
населения по уровню доходов и имущественной
дифференциации;
• совершенствование механизма оплаты
труда в бюджетной сфере, обеспечивающее
соответствие уровня заработной платы
работников этой сферы среднему уровню
оплаты труда в коммерческом секторе соответствующей
отрасли, повышение производительности
труда и качества оказываемых бесплатных
социальных услуг. В ходе реализации этой
задачи предусматривается внедрение в
российскую практику активно используемого
за рубежом принципа оплаты труда по результатам,
что, в свою очередь, предполагает разработку
нормативов, обеспечивающих взаимосвязь
заработной платы работников и результататов
их деятельности, позволяющих оценить
степень эффективности полученных результатов,
а также использование разнообразных
инструментов контроля эффективности
деятельности работников бюджетной сферы;
• формирование механизмов привлечения
частного, в том числе иностранного капитала,
к осуществлению важнейших инфраструктурных
проектов национального масштаба. Предполагается,
что в средне- и долгосрочной перспективе
одним из эффективных институтов взаимодействия
государства и частного бизнеса станет
создание государственно-частных партнерств
с целью софинансирования проектов, связанных
с развитием инфраструктуры для различных
отраслей промышленности и повышением
конкурентоспособности российского бизнеса.