Содержание и участники бюджетного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 14:38, реферат

Краткое описание

Бюджетный процесс — это совокупность следующих друг за другом этапов формирования и исполнения бюджета, начиная с момента его разработки до момента утверждения отчета об исполнении, подчиненных цели создания цен­трализованного фонда денежных средств (государственного или муниципально­го бюджета) и эффективного его использования для обеспечения функций го­сударства и местных органов власти.

Вложенные файлы: 1 файл

бюджетный процесс.docx

— 19.31 Кб (Скачать файл)

Содержание и участники бюджетного процесса

 

Бюджетный процесс — это совокупность следующих друг за другом этапов формирования и исполнения бюджета, начиная с момента его разработки до момента утверждения отчета об исполнении, подчиненных цели создания цен­трализованного фонда денежных средств (государственного или муниципально­го бюджета) и эффективного его использования для обеспечения функций го­сударства и местных органов власти.

    Бюджетный процесс  представляет собой особую деятельность  участников бюджетного процесса  по организации процедур составления  и рассмотрения про­ектов бюджетов, их утверждению и исполнению, а также контролю над их испол­нением. Он регламентируется нормами права, предписывающими правила и по­рядок его осуществления.

 Бюджетный процесс  в Российской Федерации регламентируется:

1)Бюд­жетным кодексом РФ;

2) соответствующим законом  субъекта Федерации (на­пример, Закон  Санкт-Петербурга от 27 декабря 1995 г. № 155-26 «Об основах бюджетного  процесса в Санкт-Петербурге»);

3) соответствующими правовыми  актами органа местного самоуправления.

 Бюджетный кодекс РФ, являющийся базовым документом, регулирующим бюджетную деятельность, выделяет следующие стадии бюджетного  процесса:

1) составление проектов  бюджетов;

2) рассмотрение и утверждение  бюджетов;

3) исполнение бюджетов;

4) подготовка, рассмотрение отчета и утверждения.

         Каждая стадия имеет свое назначение, все они должны быть соблюдены  и выполнены в обозначенные  законодательством сроки. Открытие  бюджетных ас­сигнований осуществляется финансовыми органами только после утверждения соответствующего бюджета, что создает основу для исполнения бюджета.

         Помимо стадий бюджетного процесса "Бюджетный кодекс РФ определяет поря­док осуществления государственного и муниципального контроля над исполнением бюджета, а также прописывает меры и порядок ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.

         Деятельность государственных органов  от начала составления бюджета  до ут­верждения отчёта о его исполнении длится около 3,5 лет. Этот период называет­ся бюджетным циклом.

         В основе организации бюджетного  процесса лежат общие принципы  органи­зации бюджетной системы.

 

         Бюджетный процесс подразумевает  определенный порядок и последователь­ность вступления в бюджетные отношения различных субъектов, являющихся участниками этих отношений, согласно их функциональному назначению, зада­чам и закрепленным за ними бюджетным полномочиям. В систему органов, об­ладающих бюджетными полномочиями, входят финансовые органы, органы де­нежно-кредитного регулирования, органы государственного (муниципально­го) финансового контроля. Органом денежно-кредитного регулирования является Банк России.

         Органами государственного или  муниципального финансового контроля  яв­ляются: Счетная палата РФ, контрольные и финансовые органы исполнитель­ной власти, контрольные органы законодательных (представительных) органов субъектов РФ и представительных органов местного самоуправления.

         Субъекты РФ в целях осуществления  бюджетной практики создают финан­совые органы и органы финансового контроля в соответствии с собственным законодательством. Муниципальные образования в целях обслуживания мест­ного бюджета и управления его средствами создают муниципальные казначей­ства и (или) иные финансовые органы (должности) в соответствии со своим уставом и законодательством РФ.

          Участниками бюджетного процесса  являются: а)Президент РФ; б) органы законодательной (представительной) власти; в) органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы; г) органы денежно-кредитного регулирования; д) ор­ганы государственного и муниципального финансового контроля; е) главные распорядители и распорядители бюджетных средств; ж) иные органы, на кото­рые законодательством Российской Федерации и ее субъектов возложены бюд­жетные, налоговые и иные полномочия.

         Участниками бюджетного процесса  также являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные  унитарные предприятия, другие получатели  бюджетных средств, а также кредитные  организации, осуществляющие отдельные  операции со средствами бюджетов.

         Особыми бюджетными полномочиями  наделено Министерство финансов РФ, которое:

    ► составляет  проект федерального бюджета  и представляет его в Правитель­ство РФ, а также принимает участие в разработке проектов бюджетов го­сударственных внебюджетных фондов;   

► осуществляет методическое руководство в области составления проекта федерального бюджета и его исполнения;

    ► разрабатывает  по поручению Правительства РФ  Программу государствен­ных внутренних заимствований Российской Федерации, условия выпуска и размещения государственных займов, выступает в качестве эмитента го­сударственных ценных бумаг, проводит регистрацию эмиссии государст­венных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг; 

      ► осуществляет  по поручению Правительства РФ  сотрудничество с между­народными финансовыми организациями;

      ► разрабатывает  по поручению Правительства РФ  Программу государствен­ных внешних заимствований Российской Федерации, организует работу по привлечению иностранных кредитных ресурсов, разрабатывает про­грамму предоставления гарантий Правительства РФ на привлечение ино­странных кредитов третьими сторонами и определяет порядок предостав­ления таких гарантий;

      ► предоставляет  по поручению Правительства РФ  от имени Российской Федерации  государственные гарантии се  субъектам, муниципальным обра­зованиям и юридическим лицам;

     ► проводит  проверки финансового состояния  получателей бюджетные средств, в том числе получателей бюджетных  ссуд, бюджетных кредитов и государственных  гарантий, бюджетных инвестиций;

     ► регистрирует  эмиссии займов субъектов РФ, муниципальных образований, государственных  унитарных предприятий I федеральных казенных пред­приятий;

     ► ведет  государственные книги (реестры) внутреннего  и внешнего долга РФ; осуществляет  управление государственным долгом РФ;

     ► организует  исполнение федерального бюджета, а также бюджетов субъек­тов РФ и местных бюджетов в случае заключения соответствующих бюд­жетных соглашений;

     ► исполняет федеральный бюджет;

     ► осуществляет  предварительный и текущий контроль  за исполнением фе­дерального  бюджета, а также бюджетов субъектов  РФ и местных бюдже­тов в случае заключения соответствующих бюджетных соглашений;

     ►составляет  отчет об исполнении упомянутых  бюджетов в случае заключе­ния соответствующих бюджетных соглашений;

     ► составляет  отчет об исполие1Ши консолидированного бюджета РФ;

     ► представляет  отчет об исполнении федерального бюджета в Правительст­во РФ;

     ►устанавливает  порядок ведения учета и составления  отчетности об испол­нении бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, смет расходов бюджетных учреждений, устанавливает формы учета и отчетности по ис­полнению бюджетов всех уровней;

     ► открывает  лицевые счета главных распорядителей, распорядителей бюд­жетных средств, бюджетных учреждений, а также бюджетные счета полу­чателей бюджетных средств;

     ► получает  от кредитных организаций сведения  об операциях с бюджетны­ми средствами и средствами государственных внебюджетных фондов;

     ►приостанавливает  операции по лицевым счетам  главных распорядителей, распорядителей  и получателей средств федерального бюджета.

         Особая ответственность за организацию  и непосредственное исполнение  бюджетного процесса возложена  па Федеральное казначейство. Оно  несет ответственность за: а) правильность  исполнения федерального бюджета, ведение счетов и управление  бюджетными средствами; б)финансирование расходов, связанных с предоставлением бюджетных ссуд, бюджетных инвестиций, государственных гарантий с нарушением порядка, установленного Бюджетным кодексом РФ;  в)  полноту и своевременность перечисления бюджетных средств получателям; г)своевременность зачисления бюджетных средств на счета получателей; д) своевременность представления отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета; е) финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись; ж) финансирование расходов сверх утвержденных лимитов обязательств бюджета; з)осуществление контроля над соблюдением бюджетного законодательства РФ главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств, кредитными организациями; и) исполнение предписаний Счетной палаты РФ и решений актов судебных органов о компенсации ущерба, нанесенного финансовыми органами получателям бюджетных средств.

 


Информация о работе Содержание и участники бюджетного процесса