Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 20:10, курсовая работа
Современная кредитная система – это совокупность самых разнообразных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию доходов, состоящая из нескольких институционных звеньев или ярусов.
Кредитная система – это совокупность банков и иных кредитных организаций, осуществляющих кредитные отношения.
Введение ……………………………………………………………… …..3
Глава 1. Понятие и развитие кредитной системы РФ
1.1 Кредит: понятие, виды, функции…………………..5
1.2 Принципы организации кредитной системы…………………………………10
Глава 2. Современная кредитная система РФ
2.1 Структура кредитной системы………………………………………………..12
2.2 Специализированные финансово-кредитные учреждения………………….14
Глава 3. Проблемы и перспективы развития кредитной системы России
3.1 Проблемы развития кредитной системы РФ…………………………………23
3.2 Мероприятия Банка России по совершенствованию банковской системы и банковского надзора в 2012 году и на период 2013 и 2014 годов…………….. .25
3.3. Мероприятия Банка России по совершенствованию финансовых рынков в 2012году и на период 2014 года…………………………….….……………….32
3.4Мероприятия Банка России по совершенствованию платёжной системы России в 2012 году и на период 2013-2014 г.
Заключение…………………………………………………………………………36
Список литературы…………………………………………………………………38
Приложение 1………………………….……………………………………………39
Инвестиционные компании
Чековые инвестиционные фонды (ЧИФ) в России являются, в сущности, тоже инвестиционными компаниями.
Важное место занимают и пенсионные фонды, создаваемые частными и государственными корпорациями и фирмами для выплаты пенсий и пособий рабочим и служащим. Пенсионные фонды - в отличие от общегосударственной системы социального страхования, которое основывается на стандартных условиях, система обеспечения рабочих и служащих из пенсионных фондов предприятий дает возможность устанавливать особые условия, в частности другой пенсионный возраст, систему взносов, которая учитывает при начислении пенсии весь заработок, а не его часть.
В пенсионных фондах аккумулируются довольно большие средства, которые инвестируются преимущественно в акции частных компаний, как на национальном, так и на международных рынках ссудных капиталов. Пенсионные фонды являются самостоятельным звеном западной кредитной системы. Часть резервов пенсионных фондов помещается в краткосрочные и долгосрочные государственные ценные бумаги.
Касса взаимопомощи - это общественное кредитное учреждение, которое создается на добровольных началах и аккумулирует средства граждан для предоставления им материальной помощи. Кассы создаются при профсоюзных организациях работников и служащих - для членов профсоюза, в колхозах - для колхозников, в отделах социального обеспечения - для пенсионеров.
Ломбарды - это также кредитные учреждения, которые предоставляют денежные займы под залог движимого имущества.
К иным государственным финансово-
Фонд социального
Особое место занимают
Банковский холдинг представляе
Таким образом, основные
формы деятельности этих учреждений
на рынке ссудных капиталов
Глава 3. Проблемы и перспективы развития кредитной системы России
3.1. Проблемы развития кредитной системы России.
Несовершенство российской
банковской системы, потери денег в проблемных банках надолго
отпугиваю потенциальных инвесторов от
российских проектов, даже прибыльны и
перспективных. Какой смысл вкладывать
средства, если существующая финансовая
система не может гарантировать того,
что:
1. на этапе инвестирования средства будут
использованы строго по целевому назначению;
2. процесс функционирования объекта инвестиций
(например, завода) не возникнут срывы
финансовых потоков при расчетах с поставщиками,
подрядчиками, покупателями и заказчиками,
другими словами, что будет обеспечена
бесперебойность расчетов.
Существующие универсальные
банки показали, что они не в
состоянии гарантировать
К факторам, препятствующим развитию банковской
деятельности, следует отнести невысокие
темпы структурных преобразований в экономике,
несовершенство судебной системы, недостаточное
правовое обеспечение возможностей банковского
сектора, а также внутренние факторы, такие
как низкое качество управления во многих
кредитных организациях, в частности невысокая
эффективность систем управления рисками
и внутреннего контроля, несовершенное
развитие современных банковских технологий.
Недостатком отечественной банковской
системы является слабая диверсификация
ее второго уровня. Большинство российских
банков являются универсальными. Законодательство
не предусматривает специализации банков
по видам их операций. Хотя некоторые банки
и обозначили в своем названии функциональные
особенности (инновационный банк, ипотечный
банк, сельскохозяйственный банк), независимо
от этого все они в настоящее время подчиняются
единым нормам банковского законодательства.
Банком России к ним предъявляются одинаковые
требования и установлены единые нормативы.
Исключение составляет СБ РФ, который
является крупнейшим банком с государственным
участием и занимает монопольные позиции.
В целом развитие банковского сектора
сопровождалось серьезными проблемами,
из которых можно выделить две основные:
• рост зависимости отечественных банков
от внешних источников финансирования;
• сохранение низкого уровня капитализации
банков.
Кредитная
поддержка производства – центральная
проблема не только банковского сектора,
но и всей экономики России. Кредитование
реального сектора экономики, кредитование
производства – сегодня крайне важная
и актуальная проблема. Именно кредитование
побуждает экономический рост, стимулирует
увеличение массы товаров на рынке и, следовательно,
приводит к снижению инфляции.
Необходимость
расширения кредитования в условиях кризиса
вызывается и рядом других обстоятельств.
Во-первых, удельный вес кредита в общем
финансовом обороте российских предприятий
всегда был низок и особенно сейчас. Во-вторых,
в условиях кризиса всегда есть дополнительная
временная потребность в финансовых ресурсах,
и кредит здесь – как спасательный круг,
который помогает выйти из провала. Сегодня
российская экономика страдает от недостатка
кредита. Надо, очевидно, отказаться от
тезиса, что появление денег на рынке неизбежно
вызывает инфляцию. Вопрос в том, как эти
деньги пустить в оборот. Представляется
возможным развернуть кредитование как
самый эффективный антиинфляционный путь
развития, конечно, при грамотном управлении
этими процессами.
3.2 Мероприятия Банка России по совершенствованию банковской системы и банковского надзора в 2012 году и на период 2013 и 2014 годов.
В 2012–2014 годах деятельность Банка России по совершенствованию банковской системы и банковского надзора будет сосредоточена на реализации мер, предусмотренных Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года в части повышения качества банковской деятельности и обеспечения устойчивости кредитных организаций. Банковский сектор будет развиваться в условиях обострения конкуренции (как внутриотраслевой, так и межотраслевой) на наиболее доходных сегментах рынка банковских услуг. Это обусловливает необходимость реализации кредитными организациями мер по повышению их капитализации. Ожидается также активизация процессов консолидации в банковском секторе с формированием более крупных банковских структур. Одновременно получат развитие процессы диверсификации банковского бизнеса и доходов, в том числе в связи с внедрением новых технологий, совершенствованием систем управления банковскими рисками и банковского регулирования. Предстоит обеспечить снижение концентрации рисков, в том числе на заемщика (группу связанных заемщиков), объект вложений, вид деятельности, отрасль. Предполагается, что для поддержания стабильного уровня доходов банки будут развивать продукты, генерирующие комиссионный доход. Существенное внимание кредитные организации уделят формированию долгосрочной ресурсной базы, все более важным элементом которой становятся вклады населения. Указанные тенденции должны оказать благоприятное влияние на уровень обеспеченности банковскими услугами граждан и организаций.
Усиление конкуренции и меры по развитию банковского регулирования и банковского надзора должны способствовать повышению транспарентности и рыночной дисциплины в банковском секторе. В результате кредитные организации будут в большей мере ориентироваться на долгосрочные результаты деятельности, более рациональное ведение бизнеса, построение
эффективных систем управления, включая управление рисками.
В сфере совершенствования банковского регулирования и банковского надзора Банк России в 2012–2014 годах продолжит работу, направленную на повышение качества банковского капитала и активов, ограничение уровня рисков, включая степень их концентрации, повышение достоверности учета и отчетности кредитных организаций. Основным инструментом выполнения задач в сфере банковского регулирования и банковского надзора будет развитие рискориентированных, содержательных подходов, базирующихся на отечественном опыте и международной практике. Совершенствование практики банковского надзора и повышение его качества намечается осуществлять по следующим направлениям:
– идентификация принятых банками рисков с учетом перспектив состояния экономики и финансовой сферы, развитие системы раннего реагирования;
– реализация дифференцированного подхода к режиму надзора с учетом системной значимости, профиля и уровня рисков, а также степени транспарентности кредитных организаций;
– осуществление надзорных мероприятий по снижению концентрации ри-
сков, в том числе рисков на бизнес аффилированных с банками лиц;
– развитие надзора на консолидированной основе;
– развитие взаимодействия с органами государственного регулирования и контроля, включая зарубежные, по вопросам обмена информацией.
Предусматривается развитие системы контроля со стороны центрального аппарата Банка России за ситуацией, прежде всего в системно значимых кредитных организациях. Банк России исходит из необходимости создания законодательных основ внедрения в Российской Федерации всех стандартов банковского регулирования и банковского надзора, установленных Базельским комитетом по банковскому надзору (БКБН), включая предоставление Банку России права определять для кредитных организаций требования к системам корпоративного управления, управления рисками и капиталом, осуществлять консолидированный надзор, использовать в надзорной практике профессиональное суждение, а также определять применение мер воздействия в отношении членов исполнительных органов и совета директоров (наблюдательного совета) за недостатки в деятельности кредитных организаций. В рамках реализации положений Базеля II в 2012–2014 годах будет проводиться работа по подготовке нормативных актов по вопросам регулирования и надзора за деятельностью банков, применяющих подходы к оценке кредитного риска, основанные на внутрибанковских рейтингах. При взаимодействии с кредитными организациями будут осуществляться также разработка и внедрение внутренних процедур оценки достаточности капитала. В рамках внедрения новых международных требований к качеству и достаточности капитала, поддержанию необходимого уровня ликвидности, предусмотренных документами БКБН (Базель III), принятыми в 2010 году и поддержанными главами государств «Группы 20» на саммите в Сеуле в ноябре 2010 года, будет проведена работа:
– по внесению изменений в нормативную базу в части пересмотра структуры регулятивного капитала и введения требований к достаточности компонентов капитала;
– по установлению требований к формированию буферов капитала, введению показателя «леверидж», определяемого как отношение величины капитала к совокупной величине активов и внебалансовых позиций без учета уровня риска по ним;
– по введению двух нормативов ликвидности: показателя краткосрочной ликвидности, определяемого как отношение ликвидных активов к чистому оттоку денежных средств в ближайшие 30 дней в условиях рыночного стресса, и показателя чистого стабильного фондирования, определяемого как отношение имеющихся в наличии стабильных источников фондирования сроком не менее 1 года к необходимому объему такого фондирования в условиях стресса.
В 2013–2014 годах будут определены подходы к формированию банками контрциклического буфера капитала в качестве инструмента ограничения системного риска. Для реализации этих подходов предполагается также разработать дополнительные индикаторы роста рисков в российской финансовой системе.
В 2012–2014 годах предстоит выработать подходы к определению системно значимых банков, а также определить особенности регулирования их деятельности с учетом предложений, разработанных БКБН совместно с Советом финансовой стабильности (СФС) в отношении глобальных системно значимых финансовых институтов. При определении соответствующих критериев для российских банков Банк России будет учитывать особенности функционирования отечественного рынка банковских услуг, а также проводимую БКБН и СФС работу по адаптации предложенных подходов к регулированию деятельности национальных системно значимых банков.
В связи с международными рекомендациями по соблюдению принципов и стандартов СФС в сфере вознаграждений (материального стимулирования сотрудников кредитных организаций) предполагается проведение работы по внедрению указанных рекомендаций с учетом специфики российского законодательства.
В целях снижения административной нагрузки на банки предполагается унифицировать через внесение соответствующих изменений в законодательство надзорные требования к устойчивости кредитных организаций и требования к участию в системе страхования вкладов. Для повышения транспарентности деятельности российских кредитных организаций предусматривается установление обязанности кредитных организаций раскрывать неограниченному кругу лиц информацию о квалификации и опыте работы их руководителей. Предстоит законодательно урегулировать обязанность владельцев акций и лиц, оказывающих косвенно (через третьих лиц) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, включая третьи лица, предоставлять кредитной организации сведения для раскрытия структуры собственности, в том числе в случае если акции кредитной организации находятся у номинального держателя. Предполагается дальнейшее развитие законодательной базы института аффилированных лиц кредитных организаций в целях повышения прозрачности структуры собственности кредитных организаций. В частности, предполагается предусмотреть обязанность всех аффилированных лиц кредитных организаций предоставлять сведения о себе и нести ответственность за неисполнение этого требования. Продолжится работа по законодательному совершенствованию процессов слияния и присоединения. В законодательство будут внесены изменения, предусматривающие возможность участия юридических лиц (в том числе кредитных организаций) различных организационно-правовых форм в реорганизации кредитных организаций, что послужит дополнительным стимулом для повышения уровня капитализации посредством реорганизации. Реализация курса на интеграцию в мировой финансовый рынок должна осуществляться с учетом национальных интересов, реального уровня развития и конкурентоспособности российского банковского сектора. В качестве необходимой меры поддержания конкурентоспособности российских банков на внутреннем рынке банковских услуг останется запрет на открытие филиалов иностранных банков, в связи с чем продолжится участие Банка России в разработке соответствующего федерального закона. Банк России примет участие в работе над законопроектами, направленными на обеспечение дополнительной защиты прав кредиторов и потребителей финансовых услуг, в том числе в рамках совершенствования законодательства о залоге и разработки законодательства о потребительском кредите. Одновременно продолжится реализация мер по повышению финансовой грамотности населения в области банковской деятельности. Повышение транспарентности деятельности кредитных организаций в результате применения ими Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) является фактором роста эффективности банковского сектора и увеличения доверия к нему со стороны клиентов. В этой связи указанные задачи должны быть решены в рамках реализации положений Федерального закона от 27.07.2010 №208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», в соответствии с которым кредитные организации должны составлять, представлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность. Со своей стороны Банк России исходит из задачи обеспечения должной меры консерватизма при реализации кредитными организациями предусмотренной МСФО концепции справедливой стоимости и при необходимости будет использовать полномочия по банковскому регулированию и надзору в целях корректировки оценок исходя из пруденциальных подходов. Банк России уделит дополнительное внимание изучению подходов и мер по поддержанию системной устойчивости банковского сектора. Продолжится совершенствование инструментов так называемого макропруденциального анализа, в том числе на основе расчета показателей финансовой устойчивости банковского сектора и их публикации на сайте МВФ в сети Интернет, а также оценки системных рисков методами стресстестирования. В целях повышения уровня защищенности банковской системы, кредиторов кредитных организаций, в том числе вкладчиков банков, и снижения рисков злоупотреблений со стороны руководства и собственников кредитных организаций продолжится работа по совершенствованию механизмов ликвидационных процедур в кредитных организациях, включая вопросы установления уголовной ответственности для руководителей кредитных организаций, а также лиц, ответственных за бухгалтерскую и иную отчетность, за внесение в документы, регулирующие гражданские права и обязанности, бухгалтерские и иные учетные и отчетные документы, отражающие экономическую деятельность кредитной организации, заведомо ложных данных, а также исправлений, искажающих их действительное содержание, если они совершены из корыстной или личной заинтересованности и причинили ущерб гражданам, организациям или государству. В 2012–2014 годах в ходе инспекционной деятельности Банка России особое внимание будет уделяться проверкам кредитных организаций, системно значимых для банковского сектора Российской Федерации и ее субъектов, а также кредитных организаций, ведущих высокорискованную деятельность, и кредитных организаций, деятельность которых недостаточно транспарентна. В ходе проверок основное внимание будет уделяться оценке рисков банков (кредитного и рыночного рисков, риска потери ликвидности и риска концентрации, в том числе на бизнес собственников) и систем управления ими, а также выявлению сомнительных операций.В целях достижения наилучших результатов проверок кредитных организаций (их филиалов) предполагается продолжить практику оперативного управления процессом организации и проведения проверок путем их мониторинга, а также координации работы по проведению проверок. Дополнительное внимание будет уделено формированию риск-фокусированных заданий на проведение проверок кредитных организаций. Повышению результативности проверок послужит совершенствование организационной структуры инспектирования, предусматривающей завершение к 2014 году централизации инспекционной деятельности Банка России. Совершенствование нормативно-правового обеспечения инспекционной деятельности будет проводиться с учетом международно признанных подходов, а также мероприятий Банка России по реализации Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года. Банк России законодательно наделен полномочиями по установлению требований к разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В связи с этим особое внимание будет уделяться использованию кредитными организациями рискориентированного подхода при идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, а также при осуществлении мониторинга операций в рамках обслуживания клиентов.
Информация о работе Состояние и перспективы развития кредитной системы РФ