Социально-экономическая сущность средств Фонда обязательного медицинского страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 10:26, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы - раскрыть социально-экономическую сущность средств Фонда обязательного медицинского страхования и изучить порядок формирования и использования средств Фонда обязательного медицинского страхования.
Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
Исследовать деятельность Хабаровского краевого фонда ОМС: функции, полномочия, средства.
Рассмотреть Фонды обязательного медицинского страхования.
Рассмотреть экономические основы функционирования фондов ОМС, их назначение.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ ФОНД ОМС
1.2 ЗАДАЧИ, ПОЛНЛМОЧИЯ, ФУНКЦИИ ХКФОМС
2. ФОНДЫ ОМС
3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФОНДОВ ОМС, ИХ НАЗНАЧЕНИЕ
4. КОНТРОЛЬ ЗА ПОРЯДКОМ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФОНДОВ ОМС
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
РАСЧЕТ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа_цел_бюдж_и_небюдж_фонды_.doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

Основная цель ОМС  состоит в сборе и капитализации  страховых взносов и предоставлении за счет собранных средств медицинской  помощи всем категориям граждан на законодательно установленных условиях и в гарантированных размерах. Систему ОМС следует рассматривать с двух точек зрения. С одной стороны, это составная часть государственной системы социальной защиты наряду с пенсионным, социальным страхованием и страхованием по безработице. С другой стороны, ОМС представляет собой финансовый механизм обеспечения дополнительных к бюджетным ассигнованиям денежных средств на финансирование здравоохранения и оплату медицинских услуг.

Медицинское обслуживание в рамках ОМС предоставляется в соответствии с базовыми и территориальными программами обязательного медицинского страхования, разрабатываемыми на уровне Федерации в целом и в субъектах Федерации. Базовая программа ОМС граждан России содержит основные гарантии, предоставляемые в рамках ОМС. К ним относится амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь, предоставляемая в учреждениях здравоохранения независимо от их организационно-правовой формы при любых заболеваниях, за исключением тех, лечение которых должно финансироваться за счет средств федерального бюджета (дорогостоящие виды медицинской помощи и лечение в медицинских учреждениях) или бюджетных субъектов муниципальных образований (лечение в специализированных диспансерах и больницах, профилактика, скорая медицинская помощь и др.).

Граждане Российской Федерации имеют право на:

— выбор медицинской страховой организации;

— выбор медицинского учреждения и врача;

— получение медицинской  помощи на всей территории РФ, в том  числе за пределами постоянного места жительства (медицинское страхование граждан РФ, находящихся за рубежом, осуществляется на основе двусторонних соглашений РФ со странами пребывания граждан);

— получение медицинских  услуг, соответствующих по объему и  качеству условиям договора, независимо от размера фактически выплаченного страхового взноса;

— предъявление иска страхователю, страховой медицинской организации, медицинскому учреждению, в том числе  на материальное возмещение причиненного по их вине ущерба, независимо от того, предусмотрено ли это в договоре медицинского страхования;

— возвратность части  страховых взносов при добровольном медицинском страховании, если это  определено условиями договора.

На территории Российской Федерации лица, не имеющие гражданства, а также иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, имеют такие же права и обязанности в системе медицинского страхования, как и граждане РФ.

На основе базовой  программы в субъектах РФ разрабатываются  территориальные программы ОМС, объем предоставления услуг которых не может быть меньше объёма, установленного базовой программой.

Однако на практике стоимость  территориальных программ приходится определять исходя не из стандартов сложенных  в базовой программе, а из суммы  средств собранных территориальными фондами на реализацию ОМС.

 

 

4. Контроль за порядком формирования и использования средств фондов ОМС

Фонды обязательного  медицинского страхования — денежные фонды, предназначенные для финансирования гарантированной государством медицинской  помощи населению. В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» обязательное медицинское страхование — это составная часть государственного социального страхования, которая обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Основное назначение территориальных фондов обязательного  медицинского страхования — финансовое обеспечение программ обязательного  медицинского страхования в субъектах  Российской Федерации. Федеральный  фонд обязательного медицинского страхования  предназначен для обеспечения финансовой устойчивости всей системы на основе выравнивания условий финансирования территориальных программ и для финансирования отдельных мероприятий в области обязательного медицинского страхования.

В бюджетном законодательстве фонды обязательного медицинского страхования определены как денежные фонды, в то время как в Законе РФ «О медицинском страховании граждан

Российской Федерации» Федеральный и территориальные  фонды обязательного медицинского страхования определяются как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования как учреждения осуществляется в соответствии с его Уставом, территориальных фондов — в соответствии с положениями о фондах, утвержденными исполнительными органами субъектов Российской Федерации.

К правовым актам, регулирующим формирование и использование фондов обязательного медицинского страхования (так же, как и других внебюджетных фондов), относятся Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, законодательство и подзаконные акты в области здравоохранения и медицинского страхования, законы о бюджетах соответствующих фондов и их исполнении.           Доходная часть Федерального фонда обязательного медицинского страхования формируется за счет:

отчислений от единого  социального налога;

отчислений от единого  налога при упрощенной системе налогообложения;

отчислений от сельхозналога;

отчислений от единого  налога на вмененный доход;

доходов от размещения временно свободных средств Фонда и нормированного запаса; добровольных взносов юридических и физических лиц.

Поступление единого  социального налога является основным видом доходов Федерального фонда  обязательного медицинского страхования. Порядок расчета сумм единого социального налога, зачисляемого в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, аналогичен порядку, применяемому для Пенсионного фонда Российской Федерации.

Относительно небольшой  удельный вес в доходах Федерального фонда обязательного медицинского страхования (менее 1%) занимают доходы от размещения временно свободных денежных средств и нормированного страхового запаса. В соответствии с Уставом этого Фонда временно свободные средства размещаются в банковские депозиты и высоколиквидные государственные ценные бумаги.

В качестве возможного источника  доходов предусмотрены также  средства федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в  рамках обязательного медицинского страхования.

Наибольший удельный вес в расходах Федерального фонда  обязательного медицинского страхования занимают расходы на медицинского страхования в 2011 г. выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, включая нормированный страховой запас. Решение о предоставлении средств в соответствии с данными расходами принимает Комиссия Фонда по выравниванию условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования на основе полученных от территориальных фондов заявок.

За счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования финансируются также  целевые программы оказания медицинской  помощи по обязательному медицинскому страхованию.

Расходы на управление Фондом включают расходы на компьютеризацию системы обязательного медицинского страхования, мероприятия по подготовке и переподготовке кадров, научные исследования, проведение региональных совещаний и конференций, международное сотрудничество, информационно-публицистическую деятельность, содержание аппарата Фонда.

Доходы территориальных  фондов формируются за счет:

отчислений от единого  социального налога;

отчисления от единого  налога по специальным режимам налогообложения;

поступлений из территориальных  бюджетов в качестве страховых взносов за неработающее население;

доходов от размещения временно свободных денежных средств и  нормированного страхового запаса;

поступлений средств  из Федерального фонда обязательного  медицинского страхования на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов;

поступлений из Пенсионного  фонда Российской Федерации на обязательное медицинское страхование неработающих пенсионеров.

Структура доходов территориальных  фондов дифференцируется по различным  субъектам Российской Федерации, в том числе в зависимости от того, получает ли территориальный фонд средства из Федерального фонда или нет. В городе Москве страховые взносы на неработающее население не отражаются в бюджете Московского городского фонда обязательного медицинского страхования, не поступают на счета этого фонда, а непосредственно перечисляются на счета лечебно-профилактических учреждений. Но в целом в доходах территориальных фондов обязательного медицинского страхования преобладают поступления единого социального налога, уплачиваемого работодателями за работающих граждан, над поступлением взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

Территориальные фонды  обязательного медицинского страхования  так же, как и Федеральный фонд, размещают временно свободные средства и средства нормированного страхового запаса в банковские депозиты и государственные ценные бумаги.

Расходы территориальных  фондов обязательного медицинского страхования связаны с финансированием  территориальной программы обязательного  медицинского страхования, включая расходы на ведение дела страховых медицинских организаций, выполнение управленческих функций территориальными фондами (филиалами), на формирование нормированного страхового запаса; а также на финансирование отдельных мероприятий в области здравоохранения.

Основным направлением расходов территориальных фондов обязательного  медицинского страхования являются расходы на финансирование территориальной  программы обязательного медицинского страхования (до 92% общей суммы расходов). Территориальная программа обязательного медицинского страхования разрабатывается в соответствии с базовой программой, утвержденной Правительством Российской Федерации в составе Программы государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью. Предоставление средств из территориальных фондов обязательного медицинского страхования страховым медицинским организациям осуществляется на основе дифференцированных подушевых нормативов.

Управленческие расходы  отдельных территориальных фондов обязательного медицинского страхования и их филиалов могут быть выше, чем в других субъектах Российской Федерации, если дирекции фондов непосредственно выполняют функции страховщиков.

В состав расходов территориальных  фондов обязательного медицинского страхования входят расходы на финансирование отдельных мероприятий в области здравоохранения. Вместе с тем ряд экономистов высказывает мнение, что финансирование отдельных мероприятий в области здравоохранения за счет средств фондов обязательного медицинского страхования нарушает основной принцип медицинского страхования - «Деньги следуют за пациентом».

Средства территориальных  фондов обязательного медицинского страхования формируются также  за счет поступлений из территориальных  бюджетов и Пенсионного фонда  Российской Федерации, а также субвенций из Федерального фонда обязательного медицинского страхования. В дальнейшем средства обязательного медицинского страхования поступают из территориальных фондов в страховые медицинские организации для оплаты фактически оказанной медицинской помощи застрахованным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Несмотря на то, что  медицинское страхование как  впрочем, и все другие виды страхования  в России за последние 10 лет сделало  огромный шаг вперед, мы все еще  отстаем от развитых стран по этому показателю. И поэтому, как и для многих других сфер экономики, пришедших к нам после перестройки, для страхования в России открываются огромные возможности для развития. Медицинское страхование имеет также очень важное значение для развития отечественной системы здравоохранения и медицины. Кроме обязательного медицинского страхования законом вводится добровольное медицинское страхование, которое обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских услуг сверх установленных базовыми программами медицинского страхования.

Вся система медицинского страхования создается ради основной цели - гарантировать гражданам при  возникновении страхового случая получение  медицинской помощи за счет накопленных  средств и финансировать профилактические мероприятия. В современных страховых системах под профилактикой понимаются меры по снижению частоты страховых случаев, но отнюдь не ответственность страховой системы за профилактику в широком понимании, которая остается на ответственности государственной системы здравоохранения. Ограничение финансовых возможностей государства, вызванное общим замедлением темпов роста производства, при нарастании бюджетного дефицита сделало невозможным обеспечение необходимых расходов на здравоохранение только за счет государственных фондов.

Информация о работе Социально-экономическая сущность средств Фонда обязательного медицинского страхования