Социально-экономическая сущность финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2013 в 13:35, контрольная работа

Краткое описание

Финансы как экономическая категория появились одновременно с государством при расслоении общества на классы.
Первоначально термин «финансы» означал любые денежные отношения и денежные платежи. С развитием общества данный термин получил международное значение и стал употребляться как понятие в системе денежных отношений между населением и государством.
Финансы – представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Вложенные файлы: 1 файл

1.Социально-экономическая сущность финансов. Функции финансов..doc

— 37.50 Кб (Скачать файл)

1. Социально-экономическая сущность финансов

Финансы как экономическая категория  появились одновременно с государством при расслоении общества на классы.

Первоначально термин «финансы» означал  любые денежные отношения и денежные платежи. С развитием общества данный термин получил международное значение и стал употребляться как понятие в системе денежных отношений между населением и государством. 

Финансы – представляют собой экономические  отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Под централизованными финансами  понимаются экономические отношения, возникающие на уровне государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах, под децентрализованными – денежные отношения, возникающие на уровне предприятий.

Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, при этом они отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Главным материальным источником денежных доходов и фондов служит национальный доход страны (стоимость ВВП - потребленные в процессе производства орудий и  средств производства).

Финансовые ресурсы страны – это совокупность фондов денежных средств, при этом главное условие их роста – увеличение национального дохода.

Социально – экономическая сущность финансовых отношений состоит в  исследование вопроса – откуда государство  получает финансовые ресурсы и как их использует. Пережди всего, посредствам распределения и перераспределения финансовые ресурсы направляются в социальную сферу (пенсионное обеспечение, здравоохранение, медицина и т.д.), в отрасли промышленности, имеющие важное значение для страны.

Распределительные процессы происходят, кроме финансов, через цены и кредит.

Кредит представляет собой движение ссудного фонда, осуществляемого через  банковскую систему и специальные  финансово – кредитные институты.

2.Функции финансов

Сущность финансов проявляется в их функциях, основными из которых являются:

- распределительная

- контрольная

Распределительная функция проявляется  при распределении национального  дохода в процессе создания основных или первичных доходов (нац. доход - НД). Основные доходы формируются при распределении НД среди участников материального производства, и делятся на:

- зарплату, работающих в сфере  материального производства;

- доходы предприятий в сфере  материального производства.

Распределение ВВП происходит с  помощью финансовых инструментов.

Контрольная функция проявляется  в контроле за распределением ВВП, по соответствующим фондам, и расходованием  их по целевому назначению.

Одной из важных задач финансового  контроля является проверка соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты, выполнение финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Объектом контрольной функции  финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий.

Регулирующая функция проявляется  посредством вмешательства государства  в процесс воспроизводства (госрасходы, налоги, госкредиты).

Стабилизирующая функция. Особое значение имеет вопрос стабильности финансового  законодательства, как гарантии проведения инвестиционной политики в производственной сфере.

3. Сущность и методы финансового контроля

Финансовый контроль – контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также  специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов: государства, предприятий и учреждений. Он включает контроль за соблюдением финансово-экономического законодательства в процессе формирования и использования денежных фондов, оценку эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразность произведенных расходов.

Государственный финансовый контроль – контроль со стороны органов  власти и управления РФ и субъектов  РФ, а также специально созданных  контрольных органов за соблюдением законодательства в сфере государственных бюджетов и внебюджетных фондов, налогов, финансовой деятельности государственных учреждений и предприятий, организацией денежных расчетов, ведения учета и отчетности.

Негосударственный финансовый контроль – контроль, проводимый аудиторскими фирмами, руководством и финансовыми службами предприятий и организаций, акционерами, коммерческими банками, страховыми фирмами за финансовым состоянием и ликвидностью хозяйствующих субъектов, достоверностью финансовой отчетности, прибыльностью и платежеспособностью. Такой контроль осуществляется без участия государства и его органов. Он приобретает все больше значение по мере развития рыночных отношений в РФ.

Объектом финансового контроля являются денежные отношения, перераспределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме денежных фондов на всех уровнях, и во всех звеньях хозяйства. Непосредственно предметом проверок выступают такие стоимостные показатели, как прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки обращения. Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки).

В зависимости от объектов контроля различают бюджетный контроль, контроль за внебюджетными фондами, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают следующие  его виды: 

общегосударственный контроль, проводится органами государственной власти (Президентом и Правительством РФ, Федеральным Собранием РФ, Министерством финансов РФ, федеральной налоговой службой и др.). Главная цель – обеспечить интересы государства и общества по поступлению доходов и при расходовании государственных средств;  

ведомственный контроль, осуществляется контрольно-ревизионными управлениями, другими структурами министерств  и ведомств, охватывает деятельность подотчетных им предприятий, учреждений и организаций; 

внутрихозяйственный контроль проводится экономическими и финансовыми службами предприятий и организаций. Объект контроля – хозяйственная и финансовая деятельность; 

общественный контроль осуществляют неправительственные организации. Объект контроля зависит от стоящих перед ними задач; 

независимый контроль проводится специальными органами: аудиторскими фирмами и  другими службами.

В зависимости от регламента различают  обязательный и инициативный финансовый контроль.

Инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финансового законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей.

По времени проведения финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий (оперативный) и последующий.

Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения финансовых операций и имеет большое значение для предупреждения нарушений.

Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т.д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления денежных расчетов.

Последующий финансовый контроль проводится путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой отчетности по окончании отчетного периода. Он предназначен для оценки результатов хозяйственной деятельности и оценки эффективности осуществления финансовой стратегии, связан с предварительным контролем и базируется на его выводах.

По методам проведения финансовый контроль подразделяется на: проверки, обследования, надзор, экономический  анализ, ревизии, мониторинг.


Информация о работе Социально-экономическая сущность финансов