Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 21:48, реферат
Важно заметить, что, по сравнению с другими странами, необходимость совершенствования пенсионной системы России на сегодняшний день очень высока. Если сравнить динамику жизни пенсионеров в нашей стране можно ужаснуться, так как за последние 5 лет государству удалось реализовать лишь треть поставленных целей, в том числе это заметно в снижении отношения пенсии к заработной плате, роста дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ, роста недовольства граждан и медленный рост негосударственных пенсионных фондов, помогающих исправлять сложившуюся ситуацию. Причина этому кроется в не ответственности работника за свою будущую пенсию, с незнанием пенсионных услуг и нежеланием ими интересоваться.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА
по дисциплине ФИНАНСЫ
на тему :
Сравнительный анализ
финансового обеспечения
(на примере одной или нескольких стран)
Выполнила : студентка гр. Э-319
Золотухина Е.С.
Проверила: Писклюкова Елена Владимировна
Санкт-Петербург
2013 г
В условиях формирования социально-экономической
ответственности государства
Важно заметить, что, по сравнению с другими странами, необходимость совершенствования пенсионной системы России на сегодняшний день очень высока. Если сравнить динамику жизни пенсионеров в нашей стране можно ужаснуться, так как за последние 5 лет государству удалось реализовать лишь треть поставленных целей, в том числе это заметно в снижении отношения пенсии к заработной плате, роста дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ, роста недовольства граждан и медленный рост негосударственных пенсионных фондов, помогающих исправлять сложившуюся ситуацию. Причина этому кроется в не ответственности работника за свою будущую пенсию, с незнанием пенсионных услуг и нежеланием ими интересоваться.
Таким образом, сравнение аналогичных
систем иностранных государств и
России поможет выявить как
Почему большинство интернет- источников пестрят заголовками и злободневными вопросами – «почему в других странах уровень жизни пенсионера выше, чем в России?» или «Как в иностранных государствах устроена пенсионная система?», « почему государство России не жалеет наших пенсионеров?»
Я думаю: этот вопрос, вряд ли, потеряет актуальность в следующие лет 50-70 точно. Так как, наблюдая за тенденциями прогнозов Росстата, численность работающих, обеспечивающих деньгами наших пожилых людей, уменьшается с каждым годом, а численность пенсионеров уверенно и быстро увеличивается. В наши дни 36,5 млн. пенсионеров на 69,7 млн. человек, занятых в экономике (то есть фактически работающих граждан от 15 до72 лет) является слишком маленьким соотношение по сравнению со 2000-м годом. Хотя, налоги, которые являются источником выплаты пенсий, выросли в 26 раз: с 1% удержаний из зарплаты работников в 2000-е годы до уровня в 26% от ФОТа в 2010 году.
Из всего этого следует вывод, каждое последующее поколение обеспечивает существующее. Проблема обеспечения пенсиями особо остро будет стоять перед поколением, которое пойдет на заслуженный отдых в середине текущего столетия. Поэтому варианты решения постоянно обсуждаются и являются причиной различных реформ - не только у нас, но и в остальных странах мира.
Итак, кто и что сейчас уплачивает взносы в пенсионный фонд в России?
Поступления формируются за счет налога (сейчас называются страховые взносы, в прошлом- ЕСН) работодателей, который уплачивается за официально работающих граждан. Задумайтесь- 26% от ФОТа каждого предприятия направляется в Пенсионный фонд РФ, из них 20% являются его непосредственной доходной частью ПФРа и расходуются на 2 направления: 1) содержание самого ПФРа; и 2) выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам, а 6% накапливается на счете каждого работника. Накопительная часть (6%) впоследствии будет также выплачиваться в виде пенсий, она подлежит инвестированию и наследованию. Для работающих важно знать, что с 2010 года предприятие платит за вас страховые взносы с заработной платы, не превышающей 463000 руб. в год. То есть, сумма, которая отразится за отчетный год на вашем пенсионном счете, ограничена: максимум по накопительной и страховой части, составит соответственно 24900 рублей и 33200 рублей в год.
А как же живут пенсионеры заграницей?
По показателям ООН, государственная система обязана компенсировать пенсию в размере от 40% предыдущего среднего заработка, то есть при зарплате в 10 000 рублей пенсия должна достигать минимум в 4000 руб. В России этот показатель в 2010 году, по заявлениям Минсоцзравразвития, составляет 38%, по прогнозам к 2050 году полагают, что опустится до 22%. У граждан, имеющих высокие заработные платы, это соотношение будет еще меньше. Итак, какую часть дохода теряет гражданин, выходя на заслуженный отдых в других странах?
Рассмотрим таблицу 1: конечно, в государствах с меньшим уровнем доходов относительные показатели могут выглядеть хорошо, однако в реальном выражении сумма, как правило, небольшая. Например, в Греции и Испании - не в слишком развитых странах КЗ равен 95,7% и 81,2 % . Там выплачивают пенсии в основном за счет государственных средств. С другой стороны, в широко известных благополучных странах (как например, Швейцария, Британия, Германия, Япония) этот показатель невысок – например, 30,8 % в Британии и 39,9% в Германии. То есть, государственная составляющая пенсии сравнима с нашим (официальным) уровнем, однако, общий коэффициент замещения намного больше- за счет формирования частных пенсий.
Таблица 1.Коэффициенты замещения государственных (публичных) пенсионных систем, 2010 год
Страна |
Коэффициент замещения государственных пенсионных систем, % от заработной платы |
Страны с большой
долей участия частных | |
Швейцария |
35,8 |
США |
41,2 |
Австралия |
17,4 |
Великобритания |
30,8 |
Финляндия |
63,4 |
Швеция |
37,8 |
Япония |
34,4 |
Германия |
39,9 |
Бельгия |
40,4 |
Испания |
81,2 |
Корея |
66,8 |
Франция |
51,2 |
Италия |
67,9 |
Греция |
95,7 |
Некоторые из нас посмотрев результаты этих таблиц, скажут : «у них пенсии больше», потому как « там и зарплаты выше». Безусловно, размер пенсий зависит от заработной платы. Такую «масштабность» пенсионной системы принято измерять в % вовлеченных в нее средств в сравнении с ВВП. В России в 2010 году на пенсионное обеспечение было направлено 3,7193 трлн. руб., что составило 8,6% ВВП. Это говорит о том, что мы дружно идем в ногу с Кореей, Турцией и Мексикой. У лидера- Франции на государственные пенсии в 2010 году было направлено 28,4 % ВВП, на частные- 2,9% ВВП, а в общей сложности -31,3% ВВП!
График 2.Расходы на государственное и частное пенсионное обеспечение в % от ВВП, 2010 год
В % от ВВП |
Частные пенсии |
Государственные пенсии |
Всего | ||
Мексика |
0,2 |
7,2 |
7,4 | ||
Корея |
2,6 |
7,5 |
10,2 | ||
Турция |
0,0 |
10,5 |
10,5 | ||
ОЭСР |
3,0 |
19,3 |
22,3 | ||
США |
10,5 |
16,2 |
26,7 | ||
Нидерланды |
6,9 |
20,1 |
27,0 | ||
Германия |
2,9 |
25,2 |
28,0 | ||
Швеция |
2,9 |
27,3 |
30,2 | ||
Франция |
2,9 |
28,4 |
31,3 |
Давайте посмотрим объем накоплений в частных фондах. Несмотря на то, уровень отчислений небольшой, тем не менее сумма средств, находящихся там, весьма впечатляет: 129% ВВП в Нидерландах, 67% ВВП в США, в среднем по странам ОЭРС- 35,5 % ВВП. Для сравнения: в 2010 году в РФ в частных фондах (например, «НПФ Электроэнергетики», НПФ «Газфонд», НПФ «Благосостояние») находилось всего лишь 612,0 млрд. руб., что равнозначно 0,014% ВВП, а это в тысячи раз больше подобного зарубежного аналога. Накопительная же часть (то есть «запасы» на выплаты будущей пенсии) составила 899,3 млрд. руб. (или 0,021 % ВВП) Вы можете заметить, что даже если суммировать эти объемы, они по-прежнему останутся мизерными.
Итак, очевидно, что «спонсором» пенсий далеко не всегда является государство- как многие россияне ошибочно полагают. Как упоминала выше, за рубежом помимо классических пенсий распространены и частные пенсии- в ОЭСР этой сфере посвящено отдельное направление. Частные пенсии- это отечественные пенсии Газпрома, РЖД, Энергетиков. В нашей стране этот сектор настолько мал, что практически никогда не присутствует в аналитических обзорах частных пенсионных систем, где, кстати, упоминается даже Казахстан.
И наконец, последнее, о чем я хотела упомянуть - это интересные факты: сроки выхода на заслуженный отдых и продолжительность жизни граждан на пенсии, или так называемый «срок дожития». В нашей стране женщины получают пенсионные основания по старости в 55 лет, мужчины- в 60 лет, при этом срок дожития установлен «путем наблюдений и подсчетов» в размере 19-ти лет для женщин и 16-ти лет для мужчин. Насколько известно, срок выхода на пенсию весьма разнообразный: у женщин -от 41 года в Турции до 67 лет в Норвегии. У мужчин - от 44,5 лет в Турции до 67 лет в той же Норвегии.Поэтому по выходу на пенсию граждане Турции живут дольше- 31 год мужчины и 36,9 лет- женщины. В Норвегии пенсией наслаждаются меньшее, но все-таки внушительное количество лет (плюс к 67 годам пенсионного возраста)- 15,7 года мужчины и 18,9 лет женщины.
В заключении хотелось бы обобщить, что, как показала практика, государства ограничены в своих возможностях обеспечивать достойную пенсию, и для ее формирования нам нужно самостоятельно формировать ее в негосударственных структурах. Надеюсь, приведенные данные помогут нам не потеряться в бурях мнений, доводов и споров, а твердо стоять на земле, основываясь на объективной информации.
Использованная литература: