Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 21:53, контрольная работа
Цель данной работы — выявление основных принципов формирования капитала фирмы. Для выполнения этой цели были поставлены следующие задачи:
1.Изучить такой важный фактор производства, как капитал. Рассмотреть его экономическую сущность, виды и основные принципы формирования Решению этой задачи посвящена первая глава данной работы- Капитал фирмы и принципы его формирования.
Введение
1. Капитал фирмы и принципы его формирования
1.1.Экономическая сущность капитала
1.2.Классификация формируемого фирмой капитала
1.3. Принципы формирования капитала фирмы
2. Стоимость и структура капитала фирмы
2.1.Стоимость капитала и принципы ее оценки
2.2.Структура капитал фирмы
2.2.1. Собственный и заемный капитал фирмы: понятие и виды
2.2.2. Оптимальная структура капитала фирмы
2.2.3. Количественные методы поиска оптимальной
структуры капитала фирмы
Заключение
Список использованной литературы
Средства фондов накопления включают части фондов накопления и потребления, образованных за счет прибыли, остающейся в распоряжении, и других средств предназначенных на создание этих фондов (уменьшение налогооблагаемой прибыли, направленной на финансирование капвложений, льготы по налогам и таможенным пошлинам и т.д.)
Средства прочих фондов специального назначения формируются за счет остатков специальных фондов, кроме фонда накопления и потребления (фонд переоценки основных фондов, фонд пополнения собственных оборотных средств и т.д).
Целевые финансирования и поступления включают остатки средств, полученных из бюджета, внебюджетных и других специальных фондов, от других организаций и физических лиц.
Следующей составляющей собственного капитала фирмы является нераспределенная прибыль. Она характеризует часть прибыли фирмы, полученную в предшествующем периоде и не использованную на потребление собственниками и персоналом. Эта часть прибыли предназначена для капитализации, т.е для реинвестирования в развитие производства.
Таким образом, величина собственного капитала – это один из важнейших показателей финансовой стабильности фирмы. Именно уровень собственного капитала является критерием оценки инвестиционной привлекательности фирмы. В связи с этим проблема управления собственным капиталом становится основополагающей в деятельности любого хозяйствующего субъекта.
Заемный капитал представляет собой объем денежных средств и материальных ценностей, которые приобретает хозяйствующий субъект на определенное время. В современной экономике к наиболее распространенным формам заемного капитала относят: кредиты, лизинг, факторинг, франчайзинг.
Наиболее распространенными среди заемных средств , которыми постоянно пользуются фирмы, являются банковские кредиты. Их целевое назначение определяет заемщик, но кредитор (банк) устанавливает конкретные сроки погашения, процентную ставку, материальную обеспеченность и т.д.
Целесообразность привлечения кредитных ресурсов во многом обуславливает его цена, которая выражается годовой процентной ставкой. Ее уровень влияет на размер затрат фирмы и соответственно на его конечные результаты.
При выборе банковского кредита в качестве формы заимствования необходимо учитывать:
- обоснование потребности в банковском кредите;
- аферту банковских услуг;
- реальную оценку задолженности и возможность ее погашения;
- постоянный контроль за эффективным использование заемных средств.
Наряду с банковским кредитом в современных условиях распространяется и коммерческий кредит. Его суть характеризуется те, что заключается кредитная сделка между продавцом и покупателем на отпуск ценностей, услуг в кредит. В такой ситуации определяется срок погашения задолженности, а плата за кредит включается в цену товара. При предоставлении коммерческого кредита у продавца увеличивается возможность реализации продукции, повышения ее рентабельности, а покупатель приобретает необходимые ему ценности, оплачивая их через определенное время (20, 30, 40 дней). В большинстве случаев коммерческий кредит реализуется с помощью выдачи векселя, который гарантирует погашение задолженности. Цена векселя включает стоимость товара, проданного в кредит, и процентов от соответствующей суммы, которые рассчитываются на срок от выдачи векселя до его оплаты. Цена векселя определяется следующим образом:
ЦВ= СТ+ (П*Д/360)*(СТ/100), где
ЦВ – цена векселя, СТ - стоимость товаров, проданных в кредит,
П – процентная годовая ставка,
Д- срок действия векселя в днях.
Вексель может быть передан другому лицу или продан банку за наличные деньги. На практике в большинстве случаев цена коммерческого кредита выше чем банковского. Поэтому в каждой отдельной ситуации следует устанавливать целесообразность использования коммерческого кредита.
«Лизинг –особый метод кредитования фирмы посредством предоставления ему за определенную плату в аренду основных фондов»[6]
Стоимость лизинга оборудования может быть выше затрат на его приобретение в кредит, поэтому в каждом отдельном случае надо производить сравнение того или другого варианта инвестиций.
Для принятия правильного решения о форме привлечения заемных средств в виде лизинга необходимо рассчитать размер оплаты за лизинговые услуги, определить фактическую годовую процентную ставку и сравнить ее со ставками банковского кредита или других заемных средств.
Следующей формой привлечения денежных средств на короткий период времени является факторинг. Факторинг во многих случаях рассматривается как форма посредничества в осуществлении расчетов.
В соответствии с договором факторингового обслуживания, заключаемым между банком и поставщиком, поставщик (клиент) уступает банку (фактору) право денежного требования по своим поставкам в адрес оговоренного покупателя, а банк обязуется оплатить суммы денежного обязательства покупателя с дисконтом. Под дисконтом понимается разница между суммой денежного обязательства должника и суммой, выплачиваемой фактором поставщику. При этом дисконт может исчисляться в виде процентов, начисленных на сумму денежного обязательства. Главной целью использования факторинга для фирмы - поставщика является обеспечение непрерывности денежных потоков.
Для определения эффективности использования факторинга необходимо вычислить величину его годовой процентной ставки и сравнить с процентной ставкой банковского краткосрочного кредита. Это можно сделать с помощью следующей формулы:
ФП= В*360/ОС, где
ФП = годовая процентная ставка за факторинговые услуги,
В – величина процента за пользование факторингом в течении определенного времени,
ОС – продолжительность оплаты счетов за отгруженную продукцию.
Практика использования факторинга для ускорения расчетов, оборота денежных ресурсов положительно оценивает данный метод привлечения заемных средств на короткий промежуток времени.
«Франчайзинг - это форма предоставления платных услуг крупными фирмами другим фирмам в виде новых технологий, фирменных знаков, прогрессивных методов организации производства, сбыта продукции»[7]. Тем самым во временное пользование новых и действующих хозяйствующих субъектов передается определенный капитал, который способствует увеличению реализации товаров, снижению затрат и т.п. Плата за франчайзинговые услуги, как правило, взимается в установленных договором процентах к объему реализации или прибыли франчайзингополучателя. К наиболее известным в мире франчайзингодателям относятся такие компании, как Мак-Дональдс, Пицца Хат.
Этот вид сотрудничества дает возможность даже при незначительных собственных ресурсах, недостаточном опыте хозяйствования расширить свою деятельность.
2.2.2. Оптимальная структура капитала фирмы
Как уже говорилось ранее, структура капитала компании отражает соотношение заемного и собственного капиталов, привлеченных для финансирования долгосрочного развития компании. Являясь результатом принятых решений о финансировании, такое соотношение может иметь случайный характер или быть результатом целенаправленного выбора. Но даже сознательно установленная пропорция заемного и собственного капиталов порой далека от оптимальной. Оптимальная структура - это соотношение заемного и собственного капиталов, при котором достигается минимум совокупных затрат на капитал, которым компания финансирует долгосрочное развитие, или средневзвешенных затрат на капитал (WACC, weighted average cost of capital). Структура капитала - это важный стратегический параметр компании. С одной стороны, чрезмерно низкая доля заемного капитала фактически означает недоиспользование потенциально более дешевого, чем собственный капитал, источника финансирования. Такая структура означает, что у компании складываются более высокие затраты на капитал, и создает для нее завышенные требования к доходности будущих инвестиций. С другой стороны, структура капитала, перегруженная заемными средствами, также предъявляет слишком высокие требования к доходности капитала, поскольку повышается вероятность неплатежа и растут риски для инвестора.
Стратегическая важность решений по структуре капитала связана с тем, что высокие затраты на капитал, возникающие как при недоиспользовании, так и при чрезмерном вливании кредитных ресурсов, создают препятствия для развития компании. Во-первых, ей предстоит двигаться по ее кривой жизненного цикла с более высокими требованиями к доходности вложенного капитала, быть гораздо более жесткой и избирательной в отборе инвестиций, поскольку не всякие привлекательные бизнес -идеи будут удовлетворять слишком высоким требованиям к доходности капитала. Во-вторых, поскольку у компании возникнут дополнительные ограничения на инвестиционные возможности, она не сможет быть достаточно гибкой и маневренной в конкуренции. Высокие затраты на капитал будут превращаться в тормоз для быстрого и, главное, эффективного реагирования на изменяющиеся тенденции развития рынков сбыта. В-третьих, если пропорция заемного и собственного капиталов не является оптимальной, усугубляется конфликт интересов профессионального менеджмента и собственников, или агентский конфликт. Он может проявляться в трансформации мотивации менеджмента, формировании эгоистичного стиля принятия инвестиционных решений, ведущего к реализации неэффективных проектов, а также особо рисковых проектов. Наконец, слишком высокая доля заемного капитала не может оставаться незамеченной приверженными ей контрагентами по бизнесу - клиентами и поставщиками, входящими в категорию так называемых заинтересованных лиц компании (stakeholders). Рациональное поведение таких контрагентов будет вести их к поиску других вариантов, а это, в свою очередь, послужит толчком к ухудшению взаимоотношений, условий договоров, сворачиванию объемов, падению выручки, сокращению потоков денежных средств.
Средневзвешенные затраты на капитал - один из ключевых факторов стоимости бизнеса, выполняющий роль барьерной планки доходности капитала. Соответственно, достижение минимального уровня такой барьерной ставки расширяет возможности компании по осуществлению эффективных инвестиций, делает ее инвестиционную политику более гибкой, снижает оттоки денежных средств и ведет к увеличению выгод для собственников.
Развитие российского финансового рынка открывает для компаний новые возможности по привлечению капитала. Тщательное выстраивание политики финансирования способно послужить для них одним из факторов создания стоимости. Отсутствие собственного исторического опыта в этой сфере заставляет обращаться к западному экономическому знанию. Методологическая трудность порой заключается в огрехах чисто «механического» переноса рекомендаций, выведенных в теории, на реалии российской экономики. В России как в стране с развивающейся экономикой возникают новые «подотрасли» и рынки, появляются компании, характеризующиеся высокими темпами роста и большими денежными потоками. Такие фирмы зачастую в состоянии самостоятельно осуществлять необходимые для своего развития капиталовложения, не прибегая к внешним источникам финансирования. Однако, вопреки распространенному мнению, правильный выбор источников финансирования для них не менее важен, чем для компаний, работающих в более стабильных отраслях.
Один из примеров компаний такого рода - российские операторы сотовой связи. Высокие темпы развития приводят к быстрому росту стоимости их собственного капитала. Недостаточное ответное увеличение долга и финансирование исключительно за счет собственных источников неизбежно приводят к изменению структуры капитала, выраженной через отношение заемного (D) к собственному (Е) (см. рис. 1). При этом, если для компании существует некое «оптимальное» соотношение долга и собственного капитала (D/E), фактическая структура финансирования отклоняется от такого целевого уровня, что негативно сказывается на стоимости бизнеса. Более того, операторы сотовой связи имеют стабильно высокие денежные потоки, поэтому уменьшение долговой нагрузки может снизить стимулы топ-менеджмента искать наиболее эффективные возможности для инвестирования: происходит ослабление так называемой дисциплинирующей функции долга, бремя обслуживания которого способно подталкивать к поиску наиболее удачных деловых решений. Уклонение от дисциплинирующей роли заемного капитала для компаний, находящихся на стадии роста в движении по кривой их жизненного цикла, - это наглядное проявление конфликта интересов профессионального менеджмента и владельцев компании.
Из-за быстрого роста подобные фирмы должны активно выстраивать свою структуру капитала в соответствии с целевыми установками, которые опираются на понимание оптимальной структуры капитала. Это позволит им в полной мере реализовать заложенный потенциал увеличения рыночной стоимости бизнеса. Однако для того, чтобы принимать эффективные решения в политике финансирования, необходимо четкое представление о том, каков оптимальный уровень заемного капитала относительно собственного.
2.2.3. Количественные методы поиска оптимальной структуры
капитала фирмы.
Формирование структуры капитала - далеко не однозначная проблема корпоративной политики. Сложности, возникающие при поиске решения, можно разделить на несколько категорий. Во-первых, они могут возникнуть уже на этапе первичного анализа этой пропорции, если такой анализ осуществляется исключительно на основе данных финансовой отчетности компании и не учитывает необходимые условия современной финансовой аналитической модели. Во-вторых, определение оптимальной структуры капитала требует применения количественных оценок, нацеленных на выявление оптимума соотношения двух типов капиталов, для реализации которых необходимы модели, допущения и входные компоненты, удовлетворяющие условиям моделей.
В-третьих, количественные оценки придется дополнить качественным экспертным анализом определенного набора макро- и микрофакторов, влияющих на выбор политики финансирования. Окончательный ответ о соответствии структуры капитала задаче роста стоимости капитала владельцев компании может быть получен лишь при сведении результатов количественных оценок с качественными оценками в единый макет структуры капитала.