Страховой рынок: место и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 17:35, лекция

Краткое описание

Страховой рынок — это часть финансового рынка, место, где продаются и покупаются страховые продукты.
Общественная потребность возмещения материальных потерь определяет необходимость установления экономических отношений между людьми в связи с предупреждением, ограничением и преодолением рисков. Место страхового рынка в финансовой системе вообще и на финансовом рынке в частности определяется двумя обстоятельствами. С одной стороны существует объективная потребность в страховой защите, что и приводит к появлению экономического феномена — страхового рынка. С другой − денежная форма организации страхового фонда обеспечения страховой защиты связывает этот рынок с общим финансовым рынком.

Вложенные файлы: 1 файл

Страховой рынок1.docx

— 148.68 Кб (Скачать файл)

Поэтому очень чётко прослеживается, что совокупные портфели США, Канады и Финляндии в большей мере отражают долгосрочные вложения капитала. Структура среднего портфеля российских страховщиков является следствием отсутствия преобладания инвестиций от страхования жизни над страхованием прочих рисков.

В США в государственном регулировании страхового рынка преследуются две важнейшие цели:

  • - защитить потребителей и общество в целом от неплатежеспособности страховой компании;

  • - обеспечить доступность страхования независимо от пола, национальности или места жительства.

Соответственно этому выделяются два основных направления: регулирование платежеспособности страховщиков и регулирование рынка. Первое включает в себя механизмы контроля, такие, как требование к капиталу, резервным фондам и инвестициям, аудит и предоставление финансовой отчетности, а также меры, принимаемые в случае неплатежеспособности страховщика.

В большинстве штатов критерием доступа на страховой рынок являются требования к капиталу. В настоящее время для учреждения новой компании страхования жизни требуется 2 млн. долл. — не слишком значительная сумма, или установить ее с объемами страховой деятельности компании, оперирующей на рынке несколько лет.

Американская модель регулирования страховой отрасли не предусматривает активного вовлечения федерального правительства. В области страхования США в максимальной степени учли исторические особенности становления системы регулирования и ее традиции. В 1871 г. была учреждена Национальная ассоциация страховых комиссаров (НАСК), куда вошли главы страховых органов штатов. Она разрабатывает единые стандарты регулирования и типовые законы. Эти решения являются рекомендательными, поэтому теоретически штаты могут их ликвидировать. Однако на практике этого не происходит.

Согласно требованиям НАСК в США компания может быть зарегистрирована как компания по страхованию жизни или компания по страхованию имущества и должна вести страховые операции согласно профилю. Компания должна получить лицензию в том штате, где она намерена проводить страховые операции.

Между штатами существуют значительные различия в регулировании ставок страховых платежей: от установления на уровне штата ставок обязательных для всех компаний до отсутствия каких-либо утвержденных или согласованных ставок.

Защита интересов потребителей также является объектом внимания со стороны государства. Регулирующая деятельность в этой сфере осуществляется по двум направлениям: лицензирование страховых агентов и брокеров и борьба с недобросовестной конкуренцией. Законодательство подробно оговаривает, какие действия в области рекламы, заключения договоров и рассмотрения претензий запрещены или являются дискриминационными.

Регулирование финансовых аспектов деятельности страховых компаний складывается из нескольких основных составляющих. К ним относится установление финансовых стандартов, правила ведения финансовой отчетности и проверка компаний, а также действия в отношении неплатежеспособных страховщиков.

В целом американская система страхования — самая крупная и конкурентоспособная в мировом масштабе.

Мировой опыт показывает, что страхование является одним из наиболее эффективных инструментов концентрации и вовлечения в хозяйственную деятельность средств корпоративных организаций и частных лиц, оказывающим стабилизирующие воздействия на экономику. В промышленно развитых странах отношение к рынку страховых услуг определяется как к стратегическому сектору экономики и мощному фактору положительного воздействия на нее.

Во-первых, потому что сам процесс страхования является важным элементом экономической среды.

Во-вторых, социальная сторона страховых процессов оказывает влияние на повышение уровня жизни населения за счет обеспечения надежной страховой защиты.

В-третьих, именно страхование в его развитых формах повышает инвестиционный потенциал и способствует увеличению богатства нации, что особенно актуально для российской экономики.

В настоящее время можно уверенно говорить о том, что события в Нью-Йорке в сентябре 2001 г. не привели мировой страховой рынок к кризису, и предъявленные убытки оказались вполне подъемны для страховых компаний. Однако на 2002 г. стоимость услуг по перестрахованию рисков с помощью западных партнеров увеличилась на 20-25%. Несмотря на это уже с начала 2003 г. мировой рынок страхования испытывает подъем.

Общепринято, что критериями развития национального страхового рынка являются следующие: показатели поступления страховой премии по видам страхования, или отраслям страхования; показатели расходов на страхование на душу населения; доля премии, полученной от продажи страховых услуг, в ВВП; число страховых компаний; капитализация страховых компаний и показатели страховых резервов и соответствующих активов.

К их числу можно отнести также и показатели премии, уплаченной в перестрахование, сальдирующий показатель емкости национального страхового рынка, т. е. совокупных возможностей национальных страховых компаний по принятию рисков на страхование (капитализация); число страховых брокеров и страховых агентов.

Наиболее развитой страной в отношении рынка страховых услуг являются США, доля рынка которых составляет 48,68%, далее идут Япония (11,25%), Германия (10,19%) и Великобритания (5,93%).

Представляют интерес и вопросы развития мирового перестраховочного рынка. По данным за 2002 г., лидерами на этом рынке являлись немецкие перестраховочные общества (табл. 5). Так, Мюнхенское перестраховочное общество собрало в качестве перестраховочных премий почти 25 млрд. долл., что в два раза больше чем совокупный размер страховых премий собранных всеми российскими страховыми компаниями в 2003 г.!

Т а б ли ц а 5

Крупнейшие перестраховочные компании мира на начало 2003 г., по размеру собранных перестраховочных премий

( млн. долл.)*

Наименование

компании

Страна

Размер собранных

премий

Мюнхенское перестраховочное общество (Munich Re Group)

Германия

24 924

Швейцарское перестраховочное общество (Swiss Re Group)

Швейцария

21 600

Беркширская перестраховочная группа (Berkshire Hathaway Re Group)

США

13 083

Ганноверская перестраховочная группа (Hannover Re Group)

Германия

8 526


 

*Источник: Standard & Poors, 2002.

Ежегодно страховые организации аккумулируют в виде страховых платежей 7-12% ВВП своих стран.

Наибольший объем страховых премий в 2003 г. был собран в США (более 1 055 498 млн. долл.), за ними следует Япония и Великобритания (табл. 6). В России за тот же период было собрано премий в размере порядка 14 млрд. долл.

Т а б л и ц а 6

Объем собранных страховых премий по странам мира,  
за 2003 г.

(в млн. долл.)*

Страна

Страхование жизни

Прочие виды страхования

Всего

1

2

3

4

США

480 919

574 579

1 055 498

Япония

381 335

97 53

478 865

Великобритания

154 842

91 891

246 733

Германия

76 738

94 073

170 811


 

О к о н ч а н и е т а б л . 6

1

2

3

4

Франция

105 436

58 244

163 679

Италия

71 694

40 066

111 761

Южная Корея

41 998

17 76

59 758

Канада

22 841

36 303

59 144

Нидерланды

25 371

24 895

50 266

Испания

20 042

26 972

47 014


 

*Источник: Swiss Re, sigma №. 3. 2004.

Объем страховых премий в пересчете на душу населения для стран ЕС, США и Японии составляет от 1,5 до 4 тыс. долл., в то время как для России только 31 долл.

Вопросы развития страхового рынка Российской Федерации приобретают особую остроту в связи с вступлением в силу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским союзом, а также предстоящим вступлением России во Всемирную торговую организацию.

10.2. Проблемы взаимодействия  российских и иностранных страховщиков

Деятельность иностранных страховых компаний нельзя оценивать только с положительной или только с отрицательной точки зрения. Необходимо объективно воспринимать как плюсы от присутствия на национальном рынке компаний-нерезидентов, так и определенные проблемы, возникающие в процессе взаимодействия с зарубежными коллегами.

Современная система доступа иностранных страховых организаций на российский страховой рынок начала формироваться с 1994 г. Года — после принятия Соглашения по экономическому сотрудничеству и партнерству между странами ЕС и Российской Федерацией, которое предусматривало отмену ограничения в 49% для участия иностранных инвесторов в капитале российских страховых организаций.

После принятия федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" от 10.12.2003 г. № 172-ФЗ произошел ряд изменений в отношении к иностранным участникам рынка страхования в России (табл. 7).

Т а б л и ц а 7

Ограничения в отношении деятельности иногородних страховщиков на российском рынке.

Ограничения для «иностранцев»

Поправки к Закону

«О страховании»

Страховщики с долей зарубежных страховщиков в собственном уставном капитале более 49% не могут предлагать страхование жизни, обязательное страхование, страхование имущества, государственных и муниципальных учреждений

Снять данные ограничения с дочерних предприятий СК, зарегистрированных в ЕС

Доля иностранных участников в совокупном уставном капитале компаний отрасли не должна превышать 15%

Увеличить квоту с 15 до 25%

Деятельность иностранных дочерних страховщиков, перестраховщиками которых выступают их головные компании, жестко ограничена

Изменений нет

Иностранные страховые компании могут создавать в РФ только дочерние предприятия путем инвестирования в уставный капитал

Изменений нет


 

Законом увеличивается до 25% квота участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций (ранее она составляла 15%), рассчитываемая как отношение суммарного капитала, принадлежащего иностранным инвесторам и их дочерним обществам в уставных капиталах страховых организаций, к совокупному страховому капиталу страховых организаций.

В отношении страховых организаций — членов Европейских сообществ, являющихся сторонами Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, учреждающего партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, от 24.06.1994 г., полностью снимаются ограничения по осуществлению страхования жизни, обязательного страхования, обязательного государственного страхования, имущественного страхования, связанного с осуществлением поставок или выполнением подрядных работ для государственных нужд, а также страхования имущественных интересов и муниципальных организаций.

Кроме того, закон в отношении указанных страховых организаций снимает ограничение, которое ранее предусматривало обязательную оплату иностранными инвесторами принадлежащих им акций (долей) в уставных капиталах страховых организаций исключительно в денежной форме в валюте Российской Федерации.

Закон также снимает существовавшее ранее ограничение на выполнение иностранными гражданами функций единоличного исполнительного органа и главного бухгалтера страховой организации с иностранными инвестициями.

Государственное регулирование любого сектора экономики необходимо и рынок страховых услуг не исключение. Вопрос заключается в том, в каких пределах необходимо вмешательство государства в функционирование страхового рынка. На протяжении всей истории развития страхования в России политика правительства была направлена на ограждение национальных страховых компаний от иностранной конкуренции. Это было оправдано, поскольку прямого запрета на деятельность иностранных страховщиков не было (кроме периода социалистического развития страны), вводились лишь ограничения, вызванные разумным беспокойством за состояние и дальнейшее развитие страхового рынка, а национальные страховые компании были еще слишком слабы, чтобы составить серьезную конкуренцию зарубежным страховщикам. Таким образом, деятельность иностранных страховых компаний послужила фактором развития нормативно-правовой базы страхового рынка, а следовательно, и фактором развития страхового рынка в целом.

Анализируя деятельность иностранных страховых компаний на российском рынке страховых услуг, можно выделить множество положительных последствий, наиболее значительными из которых являются следующие:

Информация о работе Страховой рынок: место и функции