Страховой рынок России: сущность, структура, проблемы и перспективы на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 11:59, контрольная работа

Краткое описание

Страховой рынок на современном этапе включает большое количество профессионально работающих компаний и перестраховочных обществ, где внедряются новые виды страховых услуг, учитываются потребности страхователей, формируется инфраструктура страхового рынка, представленная брокерами, экспертно-консультационными фирмами, страховыми пулами и ассоциациями, и которые предоставляют гарантии восстановления нарушенных имущественных интересов в случае природных и техногенных катастроф, иных непредвиденных явлений, а также позволяет не только возмещать понесенные убытки, но и является одним из наиболее стабильных источников финансовых ресурсов для инвестиций.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Понятие, место и функции страхового рынка…………………………………..4
2. Структура страхового рынка……………………………………………………..7
3. Проблемы и перспективы развития страхового рынка России……………….10
4. Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованных источников……………………………………………...17

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по дисциплине Финансы.docx

— 40.40 Кб (Скачать файл)

Функционирование страхового рынка предполагает наличие профессиональных оценщиков рисков и убытков - сюрвейеров и аджастеров.

Сюрвейеры — инспекторы или агенты страховой организации, осуществляющие осмотр страхуемого имущества. По заключению сюрвейера страховая компания принимает решение о заключении договора страхования.

Аджастеры — это уполномоченные лица или компании, занимающиеся установлением причин, характера и размера убытков.

Важным звеном страхового рынка выступает система государственного регулирования, необходимость которого связана в первую очередь с защитой прав и интересов страхователей, предотвращением их финансовых потерь вследствие неплатежеспособности страховой организации.

 

  1. Проблемы и перспективы развития страхового рынка России.

Развитие национальной системы страхования – одна из важных стратегических задач в области создания инфраструктуры рынка. Для России, где практически все виды деятельности характеризуются повышенным риском, это имеет особое значение. Во всех развитых странах страхование является важной отраслью экономики, обеспечивая подавляющую часть инвестиций в ее развитие и освобождая государственные бюджеты от расходов на возмещение убытков от непредвиденных событий. При этом особая роль страхования проявляется в решении социальных проблем общества. Социальные гарантии населению страховщики способны предоставлять наряду с государством.

Основной ролью страхования является повышения социальной защищённости населения, путём выплат денежных компенсаций в случае потери здоровья, жизни или трудоспособности, повышение объёма пенсий, а так же обеспечения населения качественным медицинским обслуживанием и многое другое.

В свою очередь высокая социальная защищённость населения способствует повышению доверия к правительству, стабилизации политической обстановки, что можно считать политической составляющей развития страхования.

Модифицирующие нужды рынка находятся в постоянном развитии, что заставляет издавна сформированную регуляторную систему корректироваться и видоизменяться. По мнению экспертов приоритетными в этом направлении является принятие соответствующих законопроектов и ведение активной борьбы за каждого клиента.

Начиная с 01.01.2011 года начал свое поэтапное внедрение до 2015 года Закон РФ "Об обязательном медицинском страховании" [1].

Финишная точка этого процесса – введение единой электронной карты, которая позволяет ее владельцу получить качественную медицинскую помощь, находясь в любой точке России.

Внедряя новые законодательные акты, государство делает ссылки на зарубежный опыт. При этом они не выходят за рамки своего видения регулирования отношений – не собираются наделять руководителей филиалов абсолютными полномочиями, достаточными для подписания договоров и выплат компенсаций.

Для решения проблем, связанных со страхованием, было разработано Распоряжение Правительства РФ от 22 июля 2013 г. № 1293 – р «Об утверждении Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года» [1].

Экономическая стабильность позволит привлечь иностранных инвесторов для участия в капитале российских страховщиков, создаст условия для открытия ими обособленных подразделений в субъектах РФ. Размер участия иностранного капитала в уставных капиталах российских страховых организаций будет постоянно увеличиваться. Сохраниться тенденция направленная на концентрацию капитала, укрупнение субъектов страхового дела, создание финансовых групп с участием страховщиков.

Большая часть задач, определенных Стратегией, должна быть решена посредством совершенствования законодательных и иных нормативных правовых актов. Сформулированные выше цели и задачи позволят страховой отрасли России выйти на новые рубежи, полнее удовлетворять потребности в страховой защите граждан и хозяйствующих субъектов, претерпеть качественные изменения.

В период становления рыночной модели российского страхования роль государства в развитии отечественного страхового рынка определялась функциями по обеспечению устойчивости и надежности самой системы страхования, установлению пруденциальных нормативов деятельности страховщиков с основным акцентом в законодательстве на обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности страховых организаций. В то же время реальный механизм функционирования страховой отрасли свидетельствует о необходимости рассматривать проблему государственного участия в развитии российского страхования значительно шире, с определением страхования как стратегически значимого сектора экономики, который нуждается в разработке новых механизмов государственного регулирования с ориентацией на высокий социальный эффект.

С учетом уроков мирового финансово-экономического кризиса 2008–2009 гг., необходимо участие государства в создании эффективной системы управления финансовыми рисками. При этом очевидно использование страховой отрасли как основы системы управления финансовыми рисками, что, в свою очередь, невозможно без участия государства в создании необходимых рыночных институтов, поскольку помимо формирования страховых резервов по страхованию финансовых рисков, необходимо увеличение емкости страхового рынка, обеспечение надежной и доступной перестраховочной емкости, создание гарантийного фонда с государственным участием и механизма государственной поддержки в кризисных ситуациях [3].

Для развития отечественного страхования прежде всего нужно, вернуть доверие общества к страховщикам и повысить уровень страховой культуры населения и социальной значимости страхования. Связанные с этим проблемы носят, безусловно, субъективный характер, и требуют совершенствования «технической» составляющей страхового процесса: повышения уровня клиенто – ориентированности, качества страховых услуг, адаптации правил страхования под меняющийся спрос, стандартизации договоров страхования, разработки и утверждения типовых договоров для максимальной прозрачности условий страхования, уточнения понятийного аппарата в страховом законодательстве.

Перспективным решением в данном направлении может служить введение так называемого «зеленого коридора» по всем имущественным видам страхования – стандарта урегулирования убытков, означающего упрощенную процедуру урегулирования убытка в зависимости от обстоятельств наступления страхового случая и величины заявленного убытка. Подобный стандарт уже используется некоторыми страховыми компаниями преимущественно по автострахованию. Другим направлением повышения качества страховых отношений является укрепление позиций самих страхователей, особенно в части защиты прав потребителей страховых услуг через совершенствование деятельности судов общей юрисдикции, третейских судов, создание организаций по защите прав потребителей финансовых услуг, основанной на деятельности омбудсменов [3].

Перспективы развития страхования в России напрямую зависят от возможности более активного участия государства в функционировании страховой отрасли, например, в отношении использования механизмов субсидирования малообеспеченных граждан на приобретение страховой защиты и разработки региональных программ по страхованию с учетом потребностей, особенностей и специфики экономической политики, проводимой в субъектах РФ. Подобный подход к регулированию страховых процессов, безусловно, будет иметь положительное влияние на рост потребности населения в добровольных видах страхования. Одно из важных мест во всей системе учета организации, по праву занимает учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению, так как связан с расчетом себестоимости продукции (работ, услуг), которая прямо влияет на финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия. Знание этого раздела учета необходимо не только бухгалтерам, но и рядовому работнику организации, так как он напрямую связан с интересами каждого.

Широко известно, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации проявляют глубокий интерес к деятельности государственных внебюджетных фондов. Природа этого распространенного явления очевидна. Пенсионный фонд, фонды социального и обязательного медицинского страхования, фонд занятости населения аккумулируют на своих счетах денежные средства, сопоставимые с доходами бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом, изредка предпринимаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации попытки воспользоваться этими дополнительными источниками финансирования зачастую приводят к совершенно неожиданным результатам.

Для создания специальных фондов производятся соответствующие отчисления на социальные нужды, включающиеся в издержки производства или обращения. Пособия по временной нетрудоспособности, санаторно-курортное лечение обеспечиваются отчислениями в фонд социального страхования. Отчисления производятся в Пенсионный фонд. Для обеспечения гражданам равных возможностей в получении медицинской помощи – в фонд ОМС.

Страховые взносы 2014 (2015) г.г. Минфин предлагает сохранить на уровне 30% в отношении большинства плательщиков. Также министерство предлагает сохранить не персонифицированный тариф – 10% сверх установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ.

Такое предложение содержится в Основных направлениях налоговой политики РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, представленных Минфином РФ. При этом для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, – 20 %. Также Минфин намерен обеспечить постепенный выход отдельных категорий плательщиков из льготного обложения страховыми взносами на общеустановленный тариф [8].

Если вспомнить опыт правительства за минувшие 5 лет, то из него следует, что повышение ставок по страховым взносам неизбежно приводит к уходу бизнеса в тень. Так случилось с организациями когда повысили ЕСН с 26 до 34%. Потом были вынуждены сократить до 30%. То же самое случилось и при повышении фиксированных страховых взносов для индивидуальных предпринимателей. В случае ИП – после двукратного повышения ставки страховых взносов прекратил свою деятельность каждый восьмой предприниматель (пол миллиона из 4 миллионов). 500 тысяч чистой убыли субъектов малого бизнеса. Аналогичная история была с юридическими лицами – зарплаты уходили в тень. В итоге работники получали зарплаты в конвертах.

Зарубежный опыт развития страховых рынков показывает не только возможность использования частно-государственного партнерства в области страхования, но и его необходимость, что может выражаться в установлении государством обязательных видов страхования по социально значимым объектам, регулировании страхового рынка путем создания государственной перестраховочной компании или специальных фондов с государственными гарантиями для решения социально значимых задач.

Страховому рынку необходимо изменить восприятие развития отрасли, связанное с активным введением обязательных видов страхования, и перейти к разработке и реализации мер по стимулированию интереса потенциальных страхователей к добровольным видам страхования.

Уникальность института социального страхования, выполняющего «государственно – публичные» функции социальной защиты, заключается, в том числе, и в его позитивном влиянии на формирование сбалансированного «социально-рыночного» менталитета населения. Обусловлено это тем, что оно сочетает в себе, казалось бы, полярные и несовместимые позиции: персональную ответственность личности за свое материальное благополучие и коллективную (солидарную) взаимопомощь, либеральные и социал – демократические установки.

В своем нынешнем виде система обязательного социального страхования в России еще не отвечает тем задачам, которые она в принципе призвана решать. Снижение уровня социальной защиты застрахованных, которое происходит в настоящее время не только текущая проблема, но, к сожалению, и долгосрочная тенденция. В этой связи требуется принять не просто отдельные меры по совершенствованию отдельных механизмов социального страхования, но и провести серьезные институциональные изменения, а значит, необходимо прибегнуть к концептуальным разработкам и системным законодательным решениям.

Современное общество всё настойчивее требует обеспечения полноценной социальной защиты с тем, чтобы население в целом и отдельные социальные группы получили широкую социальную поддержку.

В заключении следует отметить, что совокупность вышеуказанных проблем и тенденций отечественной страховой отрасли не является исчерпывающей, однако в значительной степени определяет характер и качественные показатели страховых процессов и взаимоотношений в России. Скорейшее решение указанных проблем, безусловно, будет способствовать цивилизованному развитию российского страхового рынка. В этом контексте следует подчеркнуть особую важность документа Правительства РФ «Стратегия развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года», с принятием которого, вероятно, будут реализованы меры по решению наиболее актуальных проблем страхования в России.

 

Заключение

В данной работе излагается общая характеристика страхового рынка в России, т.е. раскрываются основные понятия, определяются основные термины страхования в краткой и доступной форме, показана структура страхового рынка в России, а также представлены проблемы и  перспектива развития страхового рынка в России.

Подводя итог, можно сделать следующий вывод. Страховой бизнес, присущий всякой экономике, функционирующей на рыночной основе, получил в России за последние годы существенное развитие. Об этом свидетельствуют создание сотен страховых организаций, появление большого количества новых видов страхования, ранее не известных в отечественной экономике.

Информация о работе Страховой рынок России: сущность, структура, проблемы и перспективы на современном этапе