Структура и динамика доходов федерального бюджета РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 13:26, курсовая работа

Краткое описание

Формирование и развитие экономической структуры любого современного общества зависит от государственного регулирования. С помощью финансового механизма (как одного из наиболее важных механизмов) государство осуществляет экономическое и социальное регулирование, при этом главное звено данного механизма - бюджет.
Федеральный бюджет — основной финансовый план государства. Фе¬деральное Собрание утверждает его в виде федерального закона.
Доходы федерального бюджета формируются в соответствии с бюджетным законодательством РФ, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ 5
1.1 Федеральный бюджет РФ и его функции 5
1.2 Состав доходов федерального бюджета РФ 8
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И СТРУКТУРЫ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ 12
2.1 Анализ динамики и структуры налоговых доходов федерального бюджета РФ за 2010 – 2012 гг. 12
2.2 Анализ динамики и структуры неналоговых доходов федерального бюджета РФ за 2010 – 2012 гг. 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21

Вложенные файлы: 1 файл

Коррекция реферата.docx

— 70.43 Кб (Скачать файл)

 

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И СТРУКТУРЫ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ

 

2.1 Анализ динамики и структуры налоговых доходов федерального бюджета РФ за 2010 – 2012 гг.

Налоги играют большую роль в доходах бюджета, их доля составляет больше половины доходов федерального бюджета. В современных условиях преобладания частной собственности и рыночных отношений налоги являются главным методом привлечения доходов.

Налоговые доходы – это обязательные, безвозмездные, а также  безвозвратные платежи в бюджет, они предусмотрены в Налоговом Кодексе РФ. К данному виду доходов федерального бюджета относятся федеральные налоги и сборы, а также пени и штрафы, указанные в налоговом законодательстве.

Таблица 2 «Налоговые доходы федерального бюджета»

Показатели

2010 год

2011 год

2012 год

млн.

млн.

млн.

рублей

рублей

рублей

Доходы, всего

8 305 414,40

11 367 652,60

12 855 540,60

Налоговые доходы

4 401 933,80

5 985 160,00

6 853 223,70

В том числе:

     

НДС на товары, которые реализуются на территории РФ

1 328 749,40

1 753 240,50

1 886 135,40

НДС на товары, которые ввозятся на территорию РФ

1 169 514,50

1 497 171,40

1 659 660,50

НДПИ

1 376 639,50

2 007 577,90

2 420 514,30

Гос. пошлина

63 123,10

65 835,50

92 330,60


Согласно таблице 2 доходы федерального бюджета в 2011 году составили 11 367 652,60 млн. рублей, что на 3 062 238,20 млн. рублей (или на 36,87%), больше, чем в 2010 году.

Налоговые доходы в 2011 году составили 5 985 160,0 млн. рублей, что превышает показатель по 2010 году на 1 583 226,20 млн. рублей (или на 35,97%).

 В структуре налоговых доходов  за 2011 год наибольший удельный вес составили доходы от: налога на добычу полезных ископаемых – 33,54%, налога на добавленную стоимость на товары, реализуемые в РФ, – 29,29% и на товары, ввозимые на территорию РФ, – 25,01%.

По сравнению с 2010 годом, в 2011 году доходы по НДПИ увеличились на 45,83%, или на 630 938,40 млн. рублей, и составили 2 007 577,90 млн. рублей; доходы по НДС на товары, реализуемые в РФ, выросли с 1 328 749,40 млн. рублей до 1 753 240,50 млн. рублей, или на 31,94%; доходы по НДС на товары, ввозимые на территорию РФ, увеличились на 28,02%, или на 327 656,90 млн. рублей, и составили 1 497 171,40 млн. рублей.

Благоприятное воздействие на уровень исполнения налоговых доходов федерального бюджета в 2011 году (по сравнению с 2010 годом) оказала улучшающаяся макроэкономическая ситуация и изменение законодательства РФ о налогах и сборах.

Доходы федерального бюджета в 2012 году составили 12 855 540,60 млн. рублей, что превышает показатель по 2011 году на 1 487 888,00 млн. рублей, или на 13,09%.

Налоговые доходы в 2012 году составили 6 853 223,70 млн. рублей, т.е. произошло увеличение на 868 063,70 млн. рублей, или на 14,50%, по сравнению с 2011 годом.

В структуре налоговых доходов за 2012 год наибольший удельный вес по-прежнему имеют следующие доходы от: налога на добычу полезных ископаемых – 35,32%, налога на добавленную стоимость на товары, реализуемые в РФ, - 27,52% и на товары, ввозимые на территорию РФ, - 24,22% [5].

В 2012 году (по сравнению с 2011 годом) доходы по НДПИ возросли на 20,56% (412 936,40 млн. рублей) и составили 2 420 514,30 млн. рублей; доходы по НДС на товары, ввозимые на территорию РФ, увеличились на 10,85%, т.е. на 162 489,10 млн. рублей и составили 1 659 660,50 млн. рублей; доходы по НДС на товары, реализуемые в РФ, увеличились с 1 753 240,50 млн. рублей до 1 886 135,40 млн. рублей, т.е. выросли на 7,57%.

На формирование налоговых доходов федерального бюджета в 2012 году повлияли следующие изменения налогового законодательства РФ:

  • специфические ставки акцизов по подакцизным товарам были индексированы;
  • ставка НДПИ на газ горючий природный для налогоплательщиков, которые являются собственниками объектов Единой системы газоснабжения, была также индексирована (с 01.01.2012г. произошло увеличение по сравнению с 2011 годом на 272 рубля);
  • был установлен норматив зачисления в доходы федерального бюджета поступлений акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта выше 9% в размере 60%;
  • государственная пошлина за государственную регистрацию транспортных средств и другие юридически значимые действия, которые связаны с изменениями и выдачей документов на транспортные средства была зачислена в доходы федерального бюджета.

2.2 Анализ динамики и структуры неналоговых доходов федерального бюджета РФ за 2010 – 2012 гг.

Высшие органы законодательной власти и органы государственного управления РФ устанавливают неналоговые доходы. Они представляют собой составную часть доходов федерального бюджета.

Неналоговые поступления отличаются от налоговых по следующим характеристикам:

  • порядок установления неналоговых поступлений, исчисления и взимания регулируются определенными нормативными документами, согласно которым неналоговые доходы носят как обязательный, так и необязательный характер, взимаются либо на добровольной, либо на принудительной основах;
  • для неналоговых поступлений ставки, сроки уплаты, льготы не установлены;
  • неналоговые поступления характеризуются большей целевой направленностью, которая закрепляется в НПА по порядку исчисления и взимания каждого платежа.

Таблица 3 «Неналоговые доходы федерального бюджета»

Показатели

2010 год

2011 год

2012 год

млн.

млн.

млн.

рублей

рублей

рублей

Доходы, всего

8 305 414,40

11 367 652,60

12 855 540,60

Неналоговые доходы

3 902 995,00

5 352 838,20

5 937 667,20

В том числе:

     

ввозные таможенные пошлины

587 502,70

692 928,60

732 758,80

вывозные таможенные пошлины

2 508 102,10

3 800 643,70

4 218 798,80

доходы по соглашениям между РФ, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан в рамках Таможенного союза

242 511,80

781 079,70

 

доходы от управления средствами Резервного фонда

52 109,80

15 726,50

15 501,00

доходы от перечисления части прибыли ЦБ РФ

188 444,40

153 069,60

165 958,90


В соответствии с таблицей 3 неналоговые доходы в 2011 году увеличились с 3 902 995,00 млн. рублей до 5 352 838,2 млн. рублей (или на 37,15%) по сравнению с 2010 годом.

В структуре неналоговых доходов за 2011 год наибольший удельный вес составили доходы от: вывозных таможенных пошлин – 71%, по соглашениям между РФ, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан в рамках Таможенного союза – 14,59%, ввозных таможенных пошлин – 12,95%.

По сравнению с 2010 годом, доходы от вывозных таможенных пошлин выросли на 1 292 541,60 млн. рублей или на 51,53%; доходы по соглашениям между РФ, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан в рамках Таможенного союза увеличились с 242 511,80 млн. рублей до 781 079,70 млн. рублей, т.е. на 538 567,90 млн. рублей; доходы от ввозных таможенных пошлин составили в 2011 году 692 928,60 млн. рублей, что на 17,94% больше, чем в 2010 году.

Благоприятное воздействие на уровень исполнения налоговых доходов федерального бюджета в 2011 году (по сравнению с 2010 годом) оказала улучшающаяся макроэкономическая ситуация и изменение таможенного законодательства РФ.

В 2012 году неналоговые доходы составили 5 937 667,20 млн. рублей, что на 584 829,00 млн. рублей (или на 10,92%) больше, чем в 2011 году.

В структуре неналоговых доходов за 2012 год наибольший удельный вес составили доходы от: вывозных таможенных пошлин – 71,05% и ввозных таможенных пошлин – 12,34%.

По сравнению с 2011 годом, в 2012 году доходы от вывозных таможенных пошлин возросли с 3 800 643,70 млн. рублей до 4 218 798,80 млн. рублей, т.е. увеличились на 418 155,10 млн. рублей (или на 11%), а доходы от ввозных таможенных пошлин возросли с 692 928,60 млн. рублей до 732 758,80 млн. рублей, т.е. увеличились на 39 830,20 млн. рублей (или на 5,75%). [3,4,5.]

Неналоговые доходы федерального бюджета за 2012 год были сформированы с учетом  следующих изменений таможенного и бюджетного законодательства РФ:

  • снизился предельный коэффициент, который используется для расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть, с 65% до 60%; были установлены ставки вывозных таможенных пошлин на товары, которые вырабатываются из нефти, в размере 66% ставок пошлин на нефть (Постановление Правительства РФ от 26.08.2011г. № 716);
  • были отменены льготы по вывозной таможенной пошлине для Талаканского нефтегазоконденсатного месторождения Восточной Сибири;
  • был введен новый порядок получения доходов от реализации соглашения о разделе продукции по проекту «Сахалин-2», которые причитаются РФ в счет регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (Распоряжение Правительства РФ от 6.09.2011г. №1539-р).

Восстановление экономики России в 2011 - 2012 гг. (после экономического кризиса) в основном было связано с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, т.е. наблюдался рост мировых цен и основных показателей внешней торговли.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе были достигнуты цель по рассмотрению состава, структуры, динамики налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета РФ за 2010-2012 гг.

На основании данных таблиц можно прийти к выводу, что бюджет РФ есть не что иное, как важнейшее звено финансовой системы нашей страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.

Доходы федерального бюджета в 2012 году увеличились по сравнению с 2010 годом на 4 550 126,20 млн. рублей, а по сравнению с 2011 годом на 1 487 888,00 млн. рублей, при этом более 50% составляют налоговые доходы. Можно сказать, что федеральный бюджет является надежным средством реализации экономической и социальной политики Правительства РФ.

Федеральный бюджет - это главный финансовый план страны и важнейший инструмент государственного регулирования. Он является первым уровнем бюджетной системы РФ, наряду с обеспечением государства денежными ресурсами, необходимыми ему для осуществления своих функций, оказывает влияние на формирование децентрализованных фондов денежных средств - финансовых ресурсов организаций и домашних хозяйств, а значит, и на социально-экономическое развитие страны в целом.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 N 145-ФЗ (действующая редакция от 03.11.2013)
  2. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010–2012 годах от 25 мая 2009 г.
  3. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении федерального бюджета за 2010 год (протокол от 29 августа 2011 г. № 40К (807)
  4. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении федерального бюджета за 2011 год (протокол от 30 августа 2012 г. № 34К (867)
  5. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении федерального бюджета за 2012 год (протокол от 30 августа 2013 г. № 35К (926)
  6. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.), с поправками от 30.12.2008 г.
  7. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (действующая редакция от 01.10.2013)
  8. Постановление Правительства РФ от 26 августа 2011 г. № 716 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 1155
  9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 года № 1539-р
  10. Поляк Г.Б. Бюджетная система России: Учебник для вузов, обучающихся по экономическим специальностям - 2-e изд., перераб. и доп. Финансы и статистика. Юнити-Дана. – 2010. 703 с.
  11. Предеина Е.В. Бюджетная система РФ: учебное пособие. И.: ФЛИНТА, 2012.
  12. Зевакин М.Ю. Обеспечение роста доходов федерального бюджета от использования федеральной собственности. Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации. Москва, 2011
  13. Кириллов О., Мамедов А. Бюджетная и налоговая политика. Экономико-политическая ситуация в России. - 2011. № 7. С. 5-11.
  14. Макаров Л.П. Роль НДС в доходах федерального бюджета // Металлург. - 2012. № 10. С. 11-13.
  15. Тищенко Т. Государственный бюджет. Экономико-политическая ситуация в России. - 2012. № 12. С. 37-40.
  16. Федотов Б.Г. Таможенные пошлины в доходах федерального бюджета // Финансы. - 2011. № 1. С. 38-43.
  17. Филипчук О.А. Увеличение доходов федерального бюджета РФ за счет изменений в налоговой политике // Вестник Академии. - 2011. № 4. С. 13-17.
  18. Фомина Е. Анализ основных параметров проекта федерального закона "О федеральном бюджете РФ на 2010 г. и плановый период 2011 и 2012 гг." Экономико-политическая ситуация в России. - 2010. № 10. С. 54-59.
  19. Яшина М.Л. Проблемные вопросы формирования доходов бюджетной системы РФ. Наука и образование; хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2011.№ 7. С. 37-40.
  20. Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации. – режим доступа: http://www.ach.gov.ru
  21. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. – режим доступа: http://minfin.ru

Информация о работе Структура и динамика доходов федерального бюджета РФ