Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 03:30, реферат
Интернет раскидывает свои сети все дальше и дальше, и все больше пользователей Всемирной сети используют ее для оплаты счетов и совершения других банковских операций. "Все операции через Интернет!" - вот лозунг, который совсем недавно выдвинули в ряде европейских стран и США и вполне преуспели, теперь там без проблем можно управлять своими деньгами, не выходя из дома, из любой точки мира в любое время суток и в режиме реального времени.
Введение
Сущность интернет-банкинга. Преимущества и недостатки
Развитие интернет-банкинга в России
Транспортные карты
Система «Электронный проездной»
Опыт реализации
Технологии
Заключение
Список литературы
На конец прошлого года в России было выпущено около 35 млн банковских карт, что на 11,1 млн больше, чем в 2003 году. В 2004 году хотя и наблюдался значительный рост (на 45%) количества совершенных при помощи пластика операций, но основная их масса приходилась на снятие наличных в банкоматах. Так, в 2003 году россияне использовали карты 120,4 млн раз и только 15,5 млн раз пришлось на операции в торгово-сервисной сети. В 2004 году карты были использованы 175,5 млн раз, при этом в торговле или для оплаты услуг — всего 26,1 млн раз соответственно.19
При этом статистика ЦБ РФ показывает, что доля безналичной оплаты товаров и услуг в общем объеме использования карт остается практически неизменной. Так, в 2001 году на безналичную оплату товаров и услуг приходилось около 15,3% от общего количества транзакций, в 2002 году — около 15,2%, в 2003 году — примерно 12,9%, в 2004 — 14,9%.
По данным ФАС, лидерство на российском рынке международных платежных систем принадлежит VISA (85% рынка по оборотам и 62% — по количеству эмитированных карт). Второе место у Mastercard (15 и 38% соответственно).
Однако количество владельцев пластиковых карт, воспринимающих их как платежный инструмент, пока недостаточно велико. По результатам исследования выяснилось, что более 2/3 населения используют пластиковые карты лишь для получения заработной платы и пенсии. Помимо этого пластиковые карты служат для снятия наличных денег в банкомате (43%), а также используются как место хранения денег (25%). Примечательно, что среди москвичей более 45% пользователей банковским пластиковыми картами вообще не делают покупок по пластиковой карте.
Эти показатели говорят о том, что россияне пока еще в полной мере не рассматривают банковские карты как альтернативу наличным. Культура оплаты товаров и услуг пластиковыми картами в нашей стране только начинает формироваться. 20
Несмотря на оптимистические настроения,
господствующие среди участников рынка,
ряд аналитиков предпочитают говорить
о нарастающих серьезных
Более того, с учетом инфляции реальная стоимость товаров, приобретенных на одну карту, в последние годы снизилась почти в 1,3 раза, или на 144 рубля. Об этом свидетельствует прил. 1диаграмма 4.
Темпы роста в регионах, наиболее обеспеченных платежными картами, существенно ниже, чем в регионах, которые делают лишь первые шаги в пластиковом бизнесе, очень хорошо показывают диаграммы 5 и 6. В Москве и Московской области, Санкт-Петербурге и Тюменской области (первой тройке лидеров по состоянию на III квартал 2004 года), которые уже обогнали Восточную Европу по количеству карт, приходящихся на 100 человек, темпы роста в последние четыре года оказались в 4—8 раз ниже, чем в гораздо более отсталых Северной Осетии, Карачаево-Черкессии и Дагестане, занимающих в этом рейтинге три последних места (если не считать Ингушетии, где этого вида бизнеса в 2001 году еще не существовало).21
Согласно результатам опросов среди москвичей 18-60 лет обладателями кредитной карты являются 18,1% (940 тыс. чел.). Чаще всего респонденты отмечали, что банком-эмитентом их кредитки являются Альфа-Банк, Банк Москвы, МДМ-банк или Ситибанк.
Среди владельцев кредитных карт выше среднего доля мужчин, почти две трети из них относятся к возрастной группе 24-40 лет, столько же имеют высшее образование, более 90% работают. Примерно две трети относят себя к среднему классу, указав, что имеют общесемейный доход 50 000 руб. (при среднем по выборке 36 000 руб.). Около двух третей владельцев кредиток имеют автомобиль, более 80% — домашний компьютер. Около 60% из них покупают продукты в ближайшем супермаркете.
Потенциальные потребители кредитных
карт отличаются несколько большей
долей респондентов в возрасте 24-40
лет (более 70%), владельцев домашнего
компьютера (около 90%), но меньшим общесемейным
доходом (в среднем около 27 000 руб.).
Среди потенциальных
Безусловно, рынок пластиковых
карт имеет высокий потенциал
роста. Россияне сегодня могут оплачивать
пластиковой картой товары и услуги
в магазинах, ресторанах, спортклубах,
гостиницах и т. д. Но, как показало
исследование, используют эту возможность
пока менее половины опрошенных. Это
объясняется недостаточно высоким
на сегодняшний день уровнем информированности
нашего населения о возможностях
использования пластиковых
Транспортные карты
Транспортные карты широко распространены. Транспортные карты — электронные проездные, позволяющих перевести систему оплаты на транспорте на безналичную основу.
Внедренные еще в конце прошлого
века лондонская транспортная платежная система
Oyster, венецианская Venice Card Blu, испанская
Madrid Card, электронная система оплаты проезда
в московском метро не только сделали транспортные
и финансовые потоки более прозрачными,
а следовательно, управляемыми, но и перевели
качество жизни горожан на новый уровень.
С тех пор транспортные карты введены во
многих крупных российских городах, среди
которых Новосибирск, Самара, Омск, Челябинск,
Оренбург. Так в чем состоят особенности и
Система «Электронный проездной»
Необходимость внедрения системы
Естественно, что система должна отвечать ряду требований. Безналичные расчеты в системе должны быть прозрачными, бесперебойными и защищенными. Пассажиры должны получить единую карту для всех видов транспорта и гибкие тарифы оплаты проезда с учетом возможных скидок и длительности проезда. Благодаря автоматизации транспортных средств должна появиться возможность «бескондукторной» схемы оплаты проезда и учета перевозки социальных льготников для последующих расчетов с транспортными предприятиями. И безусловно, система должна иметь возможность для дальнейшего развития, чтобы транспортная карта могла выполнять функции электронного кошелька горожанина.
Всем этим требованиям отвечает система «Электронный проездной», разработанная отечественными специалистами и успешно действующая в шести российских регионах. В настоящее время в этой системе обслуживается более 2 миллионов человек, а ежемесячное количество поездок по транспортным картам превышает 20 миллионов.
Система «Электронный проездной» обеспечивает возможность безналичного расчета в общественном пассажирском транспорте с использованием транспортных карт, которых насчитывается четыре вида. «Социальная карта» — это персональная карта, которая выдается гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки. «Единая транспортная карта» — это общегражданская карта, ей могут пользоваться без ограничений все пассажиры. «Карта школьника» и «Студенческая карта» дают право учащимся школ и вузов на проезд в транспорте со скидкой.
Использование в системе микропроцессорных карт обеспечивает абсолютную защищенность информации и, что немаловажно, полностью гарантирует от подделок. Кроме того, технология дает возможность размещать на такой карте до 15 различных платежных, учетных и идентификационных приложений, что и позволяет говорить об огромном потенциале трансформации транспортных карт в электронные карты горожанина с большим количеством полезных функций.
Существенной является такая характеристика системы, как высокая адаптивность к уникальным требованиям той территории, где внедряются транспортные карты. Стопроцентно одинаковых схем внедрения проекта не существует. Тем не менее, выработанный общий алгоритм позволяет минимизировать издержки, связанные с локальными особенностями проектов. Наличие же собственного центра обработки информации обеспечивает возможность настраивать систему под меняющиеся требования заказчика без серьезных и дорогостоящих доработок.
Опыт реализации
Разработка системы «Электронный проездной» началась в Группе Компаний Центр Финансовых Технологий (ЦФТ) еще в 1998 г., а в 2002 г. транспортные карты как средство безналичного расчета стали действовать в Челябинске. С тех пор система внедрена еще в 5 регионах России: в Новосибирске, Самаре, Омске, Оренбурге, Горно-Алтайске.
Все реализованные проекты имеют
свои особенности. Так, в Новосибирске
были объединены «транспортные кошельки»
метрополитена и наземного
Таким образом, решение ЦФТ легко «
Технологии
Бесконтактные технологии, позволяющие оплачивать проезд в общественном транспорте, удобны как для пассажиров, так и для транспортных компаний. Наибольшую популярность среди таких технологий получили RFID-чипы.
Внедрение бесконтактной формы оплаты
транспорта напрашивалось уже давно, и карты
с RFID-чипом — не единственный способ, изобретенный
человечеством. Известны попытки построить схему
Сегодня в транспортных проектах от «Золотой короны » используются карты Mifare Сlassic и Java-карты. Последние опробованы в совместном проекте со Сбербанком в Астрахани. В ряде регионов в системе "Электронный проездной" действуют банковско-транспортные карты с дуальным интерфейсом: контактный чип с банковским приложением и бесконтактный чип с транспортным апплетом.
Использование микропроцессорных карт обеспечивает хорошую защищенность информации и ставит надежный барьер от подделок. Кроме того, специалистами на программном уровне реализованы дополнительные алгоритмы защиты. Однако, несмотря на то, что чип Mifare 1К прекрасно себя зарекомендовал, и в принципе, экономически его взлом бесперспективен: размер средней транзакция по транспортной карте составляет примерно 10 рублей, компания начинаем работу с новыми перспективными носителями транспортного приложения. В первую очередь, речь идет о картах на процессоре Mifare Plus, обладающем мощной и сложной системой защиты.
Кроме того, многие регионы хотели бы полностью уйти от расчета наличными при оплате проезда на общественном транспорте. При этом возникает вопрос о картах с фиксированным числом поездок (от 1 до 10). Для этих целей «Золотая Корона» предполагает использовать карты Mifare UltraLight C и Infineon my-d.
*Технологии бесконтактной оплаты
Один из самых старых способов, используемый для оплаты проезда, к примеру, в таких IT-мегаполисах, как Сингапур и Гонконг, это MMS/SMS. Схема работает так: пользователь отправляет сообщение на короткий номер контент-провайдера, откуда и получает либо 10—20-значный код для контролера, либо фотографию со штрих-кодом, которую воспринимают посты автоматического контроля в том же метро. Это наиболее простой по реализации сервис, поддерживающий, правда, весьма ограниченный функционал — либо несколько поездок, либо безлимитный проезд на день (такой вариант тарификации хорошо подходит для туристов). Правда, оплата идет со счета пользователя мобильного телефона, и для работы с такой системой нужен местный номер — в роуминге работать с сервисом не получится.
Еще одно средство бесконтактной оплаты транспорта — мобильные телефоны с модулем беспроводной высокочастотной связи малого радиуса действия (NFC). В московском метро в 2008 году провели эксперимент (не получивший дальнейшего развития) с использованием телефонов Nokia 6131 NFC и Nokia 6212 classic, в которых был установлен Java-клиент и чип FeliCa с миниатюрной антенной, который вклеивается под батарейную крышку. Схема здесь более сложная: к такой конструкции у пользователя «привязывается» его пластиковая карта, и оплата происходит с помощью специального приложения, которое постоянно «висит» в оперативной памяти телефона. То есть, как только абонент подходит к тому же турникету, оборудованному считывателем NFC-меток, приложение выводит на экран параметры платежа и предлагает подтвердить покупку с помощью специального PIN-кода. Как только пользователь это делает, происходит оплата со счета его пластиковой карты.
Информация о работе Сущность интернет-банкинга. Преимущества и недостатки