Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 11:39, курсовая работа
Цель: исследовать стратегию управления государственным долгом
Поставлены следующие задачи для достижения главной цели:
1. Определить понятие и сущность государственного долга.
2. Рассмотреть методы управления госдолгом.
3. Проанализировать процесс управления государственным долгом в России.
4. Изучить литературу по данной теме.
В объем внутреннего
- номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
- объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией, и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
- объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией;
- объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте Российской Федерации.[3]
В соответствии со статьей 119 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен порядок обслуживания государственного внутреннего долга Российской Федерации, государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга.
Затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством Российской Федерации, путем осуществления операций по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.
Выполнение Банком России, другим специализированным финансовым институтом функций генерального агента Правительства Российской Федерации по размещению долговых обязательств Российской Федерации их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним осуществляется на основе специальных соглашений, заключаемых с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации выполнять функции эмитента государственных ценных бумаг.
Банк России осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга безвозмездно.[9]
Долговые обязательства
России подлежат учету и регистрации
в государственных долговых книгах
внутреннего и внешнего долга
Российской Федерации( в Кодексе
указаные книги обозначены единым понятием-
Государственная долговая книга
Российской Федерации). Государственную
долговую книгу Российской Федерации
ведет Минфин России. Приказом Минфина
России от 23 августа 2006 года №107н утвержден
порядок ведения
Правительство Российской Федерации в праве определять объемы выпуска, формы и методы эмиссии государственных ценных бумаг, являющихся долговыми обязательствами Российской Федерации,и осуществлять их эмиссию в объеме, не подводящем к превышению верхнего предела государственного внутренного долга Российской Федерации. [19]
Основные показатели внутреннего долга за перид 2009-2013гг приведены в таблице 2.
Таблица 2. Динамика и структура внутреннего долга Российской Федерации за 2009-2013 годы.
На 01.01.2010г. отчет |
На 01.01.2011г.Закон №308-ФЗ (с изм) |
На 01.01.2012г. проект |
На 01.01.2013г. проект |
На 01.01.2014г. проект | |
Млрд.руб./ структура% |
Млрд.руб./ структура% |
Млрд.руб./ структура% |
Млрд.руб./ структура% |
Млрд.руб./ структура% | |
Государственный внутрений долг всего, в том числе: |
2094,7 100,0 |
3726,7 100,0 |
5148,4 100,0 |
6976,4 100,0 |
8826,3 100,0 |
Государственные ценные бумаги Р.Ф. |
1837,1 87,7 |
2933,0 78,7 |
4076,7 79,2 |
5621,1 80,6 |
7147,5 81,0 |
Государственные гарантии |
251,4 12,0 |
787,1 21,1 |
1062,8 20,7 |
1355,3 19,4 |
1678,8 19,0 |
Прочая задолженность |
6,2 0,3 |
6,6 0,2 |
6,9 0,1 |
0,0 0,0 |
0,0 0,0 |
Из таблицы видно, что в период 2009-2013 гг государственный внутренний долг увеличивается.
Верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2012 года установлен законопроектом в размере 5148,4 млрд.рублей, что на 38,1% выше,чем на 1 января 2011 года.
В 2013 году внутренний государственный долг увеличится в 2,4 раза по сравнению с 2010 годом.
Наиболее значимый вклад в увеличение государственного внутреннего долга вносят государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации( ОФЗ/ГСО). Доля ценных бумаг в общем объеме государственного внутреннего долга Российской федерации будет повышаться с 78,7% на начало 2011 года до 81% на начало 2014 года. Объем внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, согласно законопроекту, в 2011 году составит 407,7 млрд.рублей,или больше на 39%,чем в 2010 году.
За 2011-2013 годы указанный долг увеличится в 2,4 раза и к концу 2013 года составит 7147,5 млрд.рублей, или 81% объема внутреннего долга.
В соответствии с Основными направлениями долговой политики Российской Федерации на 2011-2013 годы помимо эмиссии ОФЗ и ГСО предпологается осуществить выпуск еврооблигаций в рублях,первое размещение их возможно 2010 году. Предпологается, что выпуск таких бумаг позволит привлечь новых инвесторов и содействовать укреплению позиции рубля,как одной из расчетных валют.
На внутреннем рынке государственных ценных бумаг преобладают инструменты со сроком погашения 3-5 лет, максимум 10 лет, выпуск более долгосрочных инструментов предпологает необходимость выплат премий инвесторам за риск, что будет способствовать удорожанию обслуживания таких бумаг.
В 2011-2013 годах предусматривается значительный рост государственного внутреннего долга по государственным гарантиям Российской Федерации. Законопректом( пункт3 статьи 15) установлены верхние пределы государственного внутреннего долга Российской Федерации по государственным гарантиям Российской Федерации: на 1 января 2012года- 1064,8 млрд.рублей, на 1 января 2013 года- 1355,3млрд.рублей, на 1 января 2014 года- 1678,8млрд.рублей. К концу 2013 года долг по гарантиям составит 19% объема государственного внутреннего долга Российской Федерации, или
2,7% ВВП.
Вывод: внутренний долг- это обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации. Увеличение государственного долга произойдет в основном за счет роста государственного внутреннего долга с 3726,7 млрд.рублей в 2010 году до 8826,3 млрд.рублей ( 14,2% ВВП) в 2013 году.
2.3. Управление государственным долгом
Существует большое количество
методов решения проблемы государственного
долга. К ним относятся как
бюджетно-экспортные, так и финансово-технические.
Бюджетно-экспортные методы являются
долгосрочными и связывают
Технические же методы – краткосрочные, и позволяют решить проблему путем улучшения условий заимствования, уменьшения общей суммы долга, изменения временной структуры платежей.
Основные финансово-
Под конверсией обычно понимается изменение доходности займов. В целях снижения расходов по управлению государственным долгом государство чаще всего снижает размер выплачиваемых процентов по займам. Однако не исключено и повышение доходности государственных ценных бумаг для кредиторов.
Под консолидацией понимается изменение условий займов, связанное с их сроками.
Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией. Унификация займов – это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. В исключительных случаях правительство может провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, т.е. приравнивая несколько ранее выпущенных облигаций к одной новой облигации.
Отсрочка погашения займа или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее развитие операций по выпуску новых займов не имеет финансовой эффективности для государства. При отсрочке не только отодвигаются сроки погашения займов, но и прекращается выплата доходов.
Под аннулированием государственного долга понимается мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займа. Аннулирование ценных бумаг государства может проводиться по двум причинам: в случае финансовой несостоятельности государства, т.е. его банкротства; вследствие прихода к власти новых политических сил, которые по определенным причинам отказываются признать финансовые обязательства предыдущих властей.
Кроме того, в качестве метода
привлечения заимствований
Минимальная цена заемных средств на рынке определяется ставкой рефинансирования. Ставка рефинансирования – это процентная ставка, по которой происходит заимствование на обслуживание внутреннего долга. Таким образом, государственный кредит регулирует рынок межбанковских кредитов.
В настоящее время при разработке вариантов оптимизации внешнего долга России внимание концентрируется главным образом на технических средствах решения проблемы: реструктуризации долга, конверсия части долговых обязательств в имущественные активы на территории России. Предлагаются также менее традиционные методы – выплата отступного, погашение долга в национальной валюте, переоформление кредиторской задолженности под расчеты по дебиторской задолженности.
Под реструктуризацией долга, согласно ст. 105 Бюджетного кодекса РФ, понимается «погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения». В определенной мере этот термин является синонимом консолидации займа.
Основные схемы
В последние годы делаются позитивные попытки регулирования государственных заимствований. Особенно важным является установление предельных объемов государственного долга России и предельных объемов государственных заимствований России. Так, в соответствии с Бюджетным кодексом (ст. 106) установлено, что предельный объем государственных годовых внешних заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга Российской Федерации. Необходима достоверная оценка объема государственного внешнего долга, связанная с полной инвентаризацией внешних заимствований и выданных по ним гарантий и поручительств правительства РФ.
ВЫВОД: Эффективное применение методов управления госдолгом приведет к снижению выплачиваемых процентов по займам, увеличениям сроков погашения, что положительно сказывается на экономике страны.
Основным методом управления госдолгом стало постоянное рефинансирование задолжности, в частности, перед международными финансовыми организациями, а также реструктуризация задолжности кредиторам Парижского и Лондонского клубов. К таким методам относятся: консолидация, реструктуризация, рефинансирование, конверсия, секьюритизация, аннулирование.
Заключение
Проблема государственного долга является одной из основных проблем российской экономики, оказывающей непосредственное влияние как на темпы экономического роста страны в целом, так и на направления финансовой и бюджетной политики.
Причины появления государственного
долга: внешние и внутренние заимствования
для финансирования бюджетного дефицита;
капитализация процентов по ранее
полученным кредитам; недофинансирование
обязательств, принятых государством
к исполнению. Теория государственного
долга неразрывно связана с теорией
государственного бюджета и использует
ряд основных бюджетных понятий,
которые являются основополагающими
при рассмотрении государственного
долга. Важнейшей задачей
Информация о работе Сущность и значение государственного долга и государственных гарантий