Сущность и основа муниципальных финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 20:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - роль муниципальных финансов в развитии местного хозяйства и улучшении социального обслуживания населения муниципального образования на примере города Архангельска. Задачами работы являются:
Муниципальные финансы и правовая база их функционирования.
Финансовые ресурсы муниципалитетов и их состав.
Основные направления использования муниципальных финансовых ресурсов.
Роль муниципальных финансов в развитии местного хозяйства и улучшении социального обслуживания населения

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая(финансы).doc

— 691.00 Кб (Скачать файл)

Как следствие, одни бюджеты  муниципальных внебюджетных фондов были упразднены, а другие консолидированы в местных бюджетах.

Современное федеральное  законодательство не допускает формирования в Российской Федерации бюджетов муниципальных внебюджетных фондов. Финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет средств местных бюджетов.

 

1.4  Роль муниципальных  финансов в развитии местного  хозяйства и улучшении социального  обслуживания населения

Экономическая   сущность   местных   бюджетов  проявляется   в их назначении: формировании     денежных     фондов,     являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти; распределении и использовании этих фондов между отраслями народного хозяйства; контроле за финансово-хозяйственной    деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

Важное значение имеют  местные бюджеты в осуществлении  общегосударственных экономических  и социальных задач - в первую очередь  в распределении общегосударственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры.

            В     основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки. Исходя из этих принципов, доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов.

Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете муниципального образования позволяет местным  органам власти иметь финансовую базу для реализации своих полномочий.

Формирование бюджетов муниципальных образований, сосредоточение в них денежных ресурсов дает возможность  муниципалитетам в полной мере проявлять  финансово-хозяйственную самостоятельность  в расходовании средств на социально-экономическое развитие муниципальных образований. Местные бюджеты позволяют органам муниципальной власти обеспечить планомерное развитие учреждений образования, медицинского обслуживания, культуры, жилищного фонда и дорожного хозяйства. С помощью местных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. С этой целью формируются и реализуются региональные программы экономического и социального развития муниципальных  образований по благоустройству сел и городов ,развитию сети дорог ,возрождению культурных памятников ,используя в необходимых случаях межбюджетные отношения.

 

Финансовые органы муниципалитетов  могут через местные бюджеты  оказывать воздействие на образование  оптимальных пропорций в финансировании капитальных и текущих затрат ,стимулирование эффектного использования материальных и трудовых ресурсов ,создание новых местных производств и промыслов

 

2 Анализ структуры доходов и расходов муниципального бюджета

 

Бюджет включает в  себя доходы и расходы, а также при необходимости источники финансирования дефицита городского бюджета. Структура доходов и расходов является основным содержанием бюджета, она определяет источники и направления расходования финансовых ресурсов государства.

[см. приложение А]

Доходы бюджета - поступающие  в бюджет денежные средства, за исключением  средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета. Доходы бюджетов формируются  в соответствии с бюджетным и  налоговым законодательством Российской Федерации.

 

В соответствии со статьей 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации  к доходам бюджетов относятся  налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

В настоящее время  основным источником доходов бюджетов всех уровней в России являются налоговые доходы.

Налогообложение - один из древнейших экономических механизмов, родившийся вместе с государством как  таковым. Существуют государства без  собственной армии, но нет государств без налогов. Налоги регулируются специальными законами, в России таким законом является Налоговый кодекс Российской Федерации.

Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации в  Российской Федерации устанавливаются  следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. При этом к местным налогам  относятся только земельный налог и налог на имущество физических лиц.

           Вопрос о налогах затрагивает интересы всех слоев общества и потому является предметом неутихающих дискуссий. Споры идут об общем уровне налогообложения, о соотношении разных видов налогов, о способах их сбора. В итоге система налогов является компромиссом между интересами различных групп общества.

В связи с чем, в  течение последних лет доходные базы бюджетов формируется в условиях постоянного изменения налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации.

В соответствии со статьей 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (ред. от 25.12.2012) в бюджеты городских  округов зачисляются:

налоговые доходы от устанавливаемых  представительными органами городских  округов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах: земельного налога - по нормативу 100 процентов;

налога на имущество  физических лиц - по нормативу 100 процентов.

налоговые доходы от федеральных  налогов и сборов, в том числе  налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: налога на доходы физических лиц - по нормативу 20 процентов; местных налогов, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 100 процентов;

единого сельскохозяйственного  налога - по нормативу 100 процентов;

 

государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной  регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов;

государственная пошлина  за предоставление лицензий на розничную продажу

[см. приложение Б]

алкогольной продукции, выдаваемых по делам, рассматриваемым  судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации); за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции; за выдачу органом местного самоуправления специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов; налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, - по нормативу 100 процентов.

Кроме того в соответствии с областным законом от 22.10.2009 №78-6-03 «О реализации полномочий Архангельской  области в сфере регулирования межбюджетных отношений» в бюджеты городски округов.

Архангельской области подлежит зачислению также налог на доходы физических лиц по нормативу 20 процентов.

Сравнение налоговых и неналоговых доходов городского бюджета  органами местного самоуправления, по нормативу 100 процентов:

Вторая составляющая доходов бюджета - неналоговые поступления. К неналоговым доходам бюджетов относятся:

доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных  и автономных учреждений, а также  имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

доходы от продажи  имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных  запасов драгоценных металлов и  драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных; доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; средства самообложения граждан; иные неналоговые доходы.

Третья составляющая доходов бюджета - безвозмездные перечисления, к которым относятся:

дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);

субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов  Российской Федерации;

 

иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

[см.  приложение В]

безвозмездные поступления  от физических и юридических лиц, международных организаций и  правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Расходы бюджета - выплачиваемые  из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета. Основные расходы бюджета можно разделить на следующие группы.

    1. социальные расходы (образование, культура, здравоохранение, спорт, социальное обеспечение)
    2. расходы экономического блока (дорожное хозяйство, жилищно- коммунальное хозяйство, транспорт, связь, наука, сельское хозяйство и другие отрасли)
    3. расходы на национальную оборону, обеспечение правопорядка

[см. приложение Г ] 

 

 

 

 

 

расходы общего характера, включающие в себя в том числе, и расходы на обслуживание государственного или муниципального долга.

[см., приложение Д]

 

Расходы федерального, областного и городского бюджетов на 2013 год  в разрезе разделов бюджетной  классификации Российской Федерации  характеризуются следующими данными:

Как именно формируются  расходы бюджета? Для ответа на этот вопрос необходимо познакомится с понятием расходного обязательства.

Формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

Расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

Бюджетным кодексом Российской Федерации (статья 86) установлено, что  расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:

принятия муниципальных  правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые  в соответствии с федеральными законами

вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам;

принятия муниципальных  правовых актов при осуществлении  органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий;

заключения от имени  муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными  учреждениями.

Расходные обязательства  по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.


Расходные обязательства, связанные  с осуществлением переданных государственных полномочий, устанавливаются в соответствии с федеральными

законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются  за счет и в пределах предоставленных  субвенций.

В Архангельской области  общий порядок и условия наделения  органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями Архангельской области и государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Архангельской области, регламентируются областным законом от 20.09.2005 № 84-5-03 «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями».

При этом органы местного самоуправления не вправе устанавливать  и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Расходы бюджетов всех уровней, предназначенные для исполнения расходных обязательств соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, могут осуществляться только в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Информация о работе Сущность и основа муниципальных финансов