Сущность и функции финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 05:10, контрольная работа

Краткое описание

Возникновение государства предполагает установление определенных взаимоотношений по распределению и перераспределению создаваемых экономических благ м/у государством в лице верховной власти остальными субъектами воспроизводственных отношений.Эти отношения и определялись понятием «финансы».Понятие «финансы» в современном его представлении можно отнести к этапу обособления государственной казны,возникновению государственного бюджета.Итак можно говорить о том,что понятие «Ф» рассматривалось только в плоскости формирования и использования денежных фондов для удовлетворения государственных нужд.Позднее эта экономическая категория получила название «публичные Ф»,к-рые в наст.вр. включают в себя государственные и местные финансы(финансы ОМСУ).

Вложенные файлы: 1 файл

финансы.doc

— 47.50 Кб (Скачать файл)

Тема 1.Сущность и функции  финансов

Возникновение государства предполагает установление определенных взаимоотношений  по распределению и перераспределению  создаваемых экономических благ м/у государством в лице верховной  власти остальными субъектами воспроизводственных отношений.Эти отношения и определялись понятием «финансы».Понятие «финансы» в современном его представлении можно отнести к этапу обособления государственной казны,возникновению государственного бюджета.Итак можно говорить о том,что понятие «Ф» рассматривалось только в плоскости формирования и использования денежных фондов для удовлетворения государственных нужд.Позднее эта экономическая категория получила название «публичные Ф»,к-рые в наст.вр. включают в себя государственные и местные финансы(финансы ОМСУ).

Для публичных финансов характерными признаками являются:1)денежный хар-р отношений;2)безвозмездный и безвозвратный хар-р платежей хозяйствующими субъектами и населением в гос-ные и местные бюджеты,а также во внебюдж.фонды;3)принудительная со стороны гос.органов и ОМСУ форма денежных отношений с хозяйств-ми субъектами и населением;4)отношения перераспределения уже распределенного совокупного обществ-го продукта в его денежной форме.

Особую значимость в распределительном  процессе приобретают вопросы движения денежных средств,обособленные от движения товаров.Они сопряжены как с различными формами кредита,так и с распределением и перераспределением стоимости совокупного обществ-го продукта м/у различными субъектами,каждый из которых претендует на получение определенной доли в произведенном продукте в соответствии с действующими правовыми нормами или обычаями делового оборота,что и является сферой финанс-х отн-ний.

Отличительным признаком финансовых отношений является процесс перераспределения  совокупного обществ-го продукта сопровождается созданием различных фондов денежных средств,имеющих целевое назначение.Фонды денежных средств,создаваемые на уровне государства,ОМСУ,называются централизованными фондами,а денежные фонды,создаваемые на уровне хозяйствующих субъектов,домохозяйств,-децентрализованными.

Из Дх-в от различных видов  деят-ти хоз-х субъектов формируются  специальные фонды денеж-х средств  в виде накоплений амортизационных  отчислений,задолженности по з/п,платежам в бюджет и внебюдж.фонды,а также прибыли,часть которой через налоговую систему поступает в распоряжение гос-х органов и ОМСУ и распред-ся в виде предпринимательского Дх,дивидентов и т.п.Формирование указанных фондов носит строго регламентированный характер,и это является еще одним отличительным признаком финансовых отношений.

В распределении совокупного общественного  продукта участвует и население,получая  свою долю в форме з/п,предпринимат-го Дх,дивидентов и др-х форм перераспределения.Население  участвует в формировании централизованных фондов денеж-х средств посредством уплаты налогов,других платежей,носящих обязательный хар-р.Эта система денеж-х отнош-й,связанных с формир-ем и использ-ем Дх-ов и Рх-в населения,также явл-ся сферой финансовых отношений.

Финансы как экономическая категория предст.собой систему распределительных денеж-х отнош-й,возникающих в процессе формир-ния и использ-ия фондов денеж-х средств у субъектов,участвующих в создании совокупного обществ-го продукта.

Характерными признаками финансов явл-ся:1)распределит-й хар-р отношений,к-рый основан на правовых нормах или этике ведения бизнеса,связан с движением реальных денег независимо от движения стоимости в товарной форме.2)односторонний(однонаправленный)-хар-р движения денеж-х средств.3)создание централизован-х и децентрализованных фондов денежных средств.

Основным материальным источником денеж-х Дх-ов населения,хозяйств-щих  субъектов,государства и ОМСУ является национальный Дх.

Финансовые отнош-я связаны с  денежными отношениями,к-рые возникают:1)м/у хозяйств-ми субъктами в процессе реализации продукции,оказания услуг,приобретения товарно-материальн-х ценностей.2)м/у хозяйств-ми субъектами и вышестоящими организ-ми при создании совместных фондов денеж-х средств и их использовании.3)м/у хоз-ми суб-ми и госуд-м,ОМСУ при формировании бюджетов и внеб-х фондов.4)внутри хоз-х суб-в при формировании и использовании целевых фондов денежных средств.5)м/у отдел-ми бюджетами,внебюдж-ми фондами.6)м/у гражданами и госуд-м,ОМСУ при формировании бюджетов и внебюдж-х фондов.

Совокупность денеж-х средств,находящихся в распоряжении населения,хозяйст-х субъектов,госуд-ва,ОМСУ предст.собой финансовые ресурсы.Источниками финанс-х ресурсов выступают:1)на уровне хозяйст-х субъектов:прибыль,амортизация,продажа цен-х бумаг,банковский кредит,%,дивиденты по цен-м бумагам,выпускаемым другими эмитентами.2)на уровне населения:з/п,премии,надбавки к з/п,выплаты социал-го хар-ра,осуществляемые работодателем,командировачные Рх;Дх от предприним-й деят-ти,от участия в прибылях,от операций с личным имуществом,от кредитно-финансовых операций;соц-е трансферты,в т.числе пенсии,пособия,стипендии;потребительский кредит.3)на уровне гос-ва,ОМСУ:Дх от госуд-х и муницип-х предприятий,Дх от приватизации гос-го и муниц-го имущества,Дх от внешнеэкон-й деят-ти,налоговые Дх,гос-й и муниц-й кредит,эмиссия денег и дх от эмиссии цен-х бумаг.

Главной функцией финансов явл-ся распределительная функция.

Посредством финансов гос-во воздействует на перераспределение нац-го Дх,на производство,накопление капитала,сферу потребления.Распределение нац-го Дх происходит м/у производствен-й и непроизводст-й сферами,и внутри этих сфер.Госуд-во с помощью финансового механизма изымает часть Дх,полученного в одних сферах эк-ки и направляет в другие,в т.числе в социальную сферу.

Распределит-я функ-я финансов позволяет:1)создавать целевые фонды денеж-х средств на уровне хоз-х субъектов,населения,гос-ва,ОМСУ.2)осущест-ть внутрихозяй-ное,внутриотраслевое,межотраслевое,межтеррит-ое перераспред-ие,м/у производственной и непроизводств-й сферами и соц-ми группами.3)создавать резервы на уровне хозяйств-го суб-та,гос-ва,а также осуществлять накопления гражданами.

Наряду с распределительной  к главным ф-циям финансов относят  и контрольную ф-цию. Основу контрольн-й ф-ции финансов составляет движение финансов-х ресурсов.Из хар-ра движения общ-во имеет возмож-ть знать о том,как складываются пропорции в распределении денеж-х средств;как обеспеч-ся своевременность поступления финансовых ресурсов в распоряжение суб-в хозяйствования.Если контрольная ф-ция финансов не осущ-ся на практике,то невозможно оценить и эффект-ть распред-ной функ-и.

Регулир-щая ф-ция финансов проявл-ся не только на уровне гос-ва,хоз-щих субъектов,но и в орг-ции собственно финансов-х отношений.

Тема 3. Финансовая система

По мнению Дробозиной,финансовая система-это сов-ть различ-х сфер финанс-х отнош-й,в процессе к-рых образ-ся и использ-ся фонды денеж-х средств.

Финансовая система - это форма  организации  денежных отношений между всеми субъектами воспроизводительного процесса по распределению и прераспределению совокупного общественного продукта. Источником первичных доходов и накоплений является валовой внутренний продукт, который выступает в форме: (а) заработной платы наемных работников; (б) прибыли и амортизационных отчислений у хозяйствующих субъектов; (в) налоговых и иных платежей, включаемых в себестоимость продукции (работ и услуг), у государства, органов местного самоуправления. Первичные доходы служат источником для дальнейшего перераспределительного процесса через налоговый механизм, систему платежей, распределение прибыли и т. п. Результатом такого перераспределения являются конечные доходы, которые выступают в качестве собственных финансовых ресурсов экономических субъектов.

Процесс распределения и перераспределения  стоимости совокупного общественного продукта представляет собой финансовый механизм, который включает в себя обособленные сферы финансовых отношений, позволяющие  формировать собственные финансовые ресурсы у хозяйствующих субъектов, наемных работников, государства и органов местного самоуправления.

Финансовый механизм  представляет собой <<систему организации, регулирования финансовых отношений способов формирования и использования ресурсов>>.

В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов  финансовую систему принято подразделять на сферы централизованных финансов (публичные финансы) и децентрализованных финансов финансы организаций и финансы домохозяйств).

Финансовая система как форма  организации денежных отношений  может быть подразделена на три взаимосвязанные подсистемы, обеспечивающие формирование и использование финансовых ресурсов соответственно: (а) у хозяйствующих субъектов, (б) у населения, (в) у государства и органов местного самоуправления.

Существующие различия как  в  функциональном назначении указанных подсистем, так и в методах, способах формирования и использования финансовых ресурсов делают целесообразным выделение обособленных систем финансовых отношений: (1) финансы организаций ( хозяйствующих субъектов); (2) публичные финансы (государственные и муниципальные финансы); (3) домашних хозяйств (домохозяйств).

Основной финансовой системы являются децентрализованные финансы, поскольку  именно в  этой  сферы формируется  преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во вне бюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций; коммерческих организаций в виде субвенций, субсидий, а так же возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т. п.).

Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся  главным источником производственного и социального развития общества.

Централизованные  финансы представлены бюджетной системой, а так же государственным  и муниципальным кредитом. В Бюджетном кодексе РФ бюджетная система определена как совокупность бюджетов регулируется нормами права и основывается на экономических отношениях. Финансовые ресурсы бюджетной системы находятся в государственной собственности или собственности органов местного самоуправления (муниципальной собственности). Функционирования бюджетной системы России регламентируется Бюджетным кодексом РФ.

Бюджетная система Российской Федерации также  включает три условия: (1) федеральный  бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов; (2) бюджеты субъекты Российской Федерации (региональные бюджеты) и бюджеты региональных (территориальных) государственных внебюджетных фондов; (3) бюджеты органов местного самоуправления (местные, муниципальные бюджеты).

Государственные внебюджетные фонды – это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. В первой половине 90-х годов общее число федеральных внебюджетных фондов составляло около сорока.   


Информация о работе Сущность и функции финансов