Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 09:14, реферат
Культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей
Социологи исходят из общефилософского взгляда на культуру. Однако основной акцент они делают на связи культуры с проблемой устойчивости и стабильности социального целого, сохранения его специфики и качественной определённости, социальных взаимодействий внутри его.
Культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей
Социологи исходят из общефилософского взгляда на культуру. Однако основной акцент они делают на связи культуры с проблемой устойчивости и стабильности социального целого, сохранения его специфики и качественной определённости, социальных взаимодействий внутри его.
На деле же культура - явление масштабное, несводимое к одному только искусству, явление соразмерное обществу и цивилизации. Потому культура не только теснейшим образом связана со всеми сторонами жизни общества и человека, а пропитывает ее.
Культура не может и не должна
рассматриваться государством как
"социальная сфера", занимая место
между сиротами, инвалидами и вынужденными
переселенцами. Государство вкладывает
в культуру средства вовсе не из
филантропических соображений, а потому,
что в итоге это - самые выгодные
вложения, дающие отдачу в виде цивилизованного
общества, обладающего высокой
Выполняя комплекс задач по идеологическому и социальному обслуживанию населения, направленных на расширенное воспроизводство общества, культура выступает одним из основных претендентов на средства государственного бюджета.
Бюджет, в свою очередь, является центральным звеном финансов, которые представляют собой экономические отношения, осуществляемые в денежной форме, в процессе которых формируются и расходуются денежные фонды.
Возникновение бюджета связано с зарождением и
Бюджетный кодекс РФ дает следующее определение бюджета.
Бюджет - форма образования и расходования
денежных средств, предназначенных для
Основными функциями бюджета, раскрывающими его экономическую сущность, являются распределительная и контрольная функции.
Благодаря распределительной функции происходит формирование и использование денежных фондов, а также регулирование бюджетной сбалансированности; посредством распределения и перераспределения вновь созданной стоимости осуществляется обслуживание воспроизводства, а также создание и распределение денежных фондов, предназначенных для финансирования социально-экономического развития. Распределительная функция позволяет создавать фонды денежных средств, осуществлять внутриотраслевое, межотраслевое, внутрирегиональное распределение денежных средств, выявлять резервы и осуществлять накопления.
Контрольная же функция выражается в осуществлении контроля за своевременным и правильным формированием денежных фондов, за соответствием объемов и структуры этих фондов объему и структуре потребностей социально-экономического развития территории, за целевым и эффективным использованием финансовых ресурсов.
Если функции дают представление о том, на что направлена бюджетная деятельность, соответствующие документы отражают формы ее проявления, то на вопросы: «как», «какими средствами, приемами, механизмами» она осуществляется — отвечает учение о методах, которые выступают в качестве методов бюджетной деятельности субъекта Российской Федерации:
1) бюджетное финансирование - безвозвратное предоставление денежных средств из бюджета;
2) бюджетное кредитование - возвратное предоставление денежных средств из бюджета;
3) погашение долговых обязательств бюджета.
В практике бюджетного финансирования используются следующие методы финансирования:
1) сметное финансирование;
2) программное финансирование;
3) финансирование на покрытие части издержек, возмещение которых не обеспечивается за счет цены продукции (услуги);
4) финансирование
Наибольшее распространение
в практике бюджетного финансирования
имеет сметное финансирование. Этот
метод получил широкое
Смета, составленная на основе бюджетных норм расходов, является финансовым планом учреждений социально-культурной сферы. Смета не имеет доходной части, а является подтверждением необходимости финансирования тех расходов, которые в ней определены. На основе смет финансовые органы определяют общий объем расходов.
Программное финансирование
как метод бюджетного финансирования
широко используется при финансировании
научных учреждений. В соответствии
с этим методом общий объем
выделяемых средств определяется не
на основе составленной сметы, а в
зависимости от значимости той или
иной научной темы. Общий объем
денежных средств по каждой теме выделяется
непосредственно научным
Метод финансирования на покрытие части издержек, возмещение которых не обеспечивается за счет цены продукции (услуги), широко используется в отношении зрелищных учреждений, услуги которых являются платными. Это театры, кинотеатры, художественные галереи и т.п. Поскольку эти учреждения имеют особую социальную значимость, цены на их услуги не могут быть установлены на уровне, позволяющем возмещать все затраты. Поэтому государство дотирует их деятельность из бюджета, но не в полном объеме, а в объеме тех средств, которых недостаточно для покрытия затрат. Объем этих дотаций определяется исходя из реальной разницы доходов и затрат, возникающих на конец текущего финансового года.
Финансирование
Классификация расходов
бюджетов представляет собой
группировку расходов бюджетов
всех уровней и отражает
Классификацией расходов
называется классификация, сформированная
в соответствии с расходными обязательствами,
подлежащими исполнению за счет
средств соответствующих
Согласно бюджетной
По подразделу 0801 "Культура" подлежат
отражению расходы на обеспечение деятельности
учреждений культуры, включая особо ценные
объекты (учреждения) культурного наследия
народов Российской Федерации, дворцов
и домов культуры, библиотек, музеев и
постоянных выставок, театров, цирков,
концертных и других организаций исполнительских
искусств, государственную поддержку
организаций в сфере культуры, творческих
союзов, сохранение культурного наследия
федерального, регионального и местного
(муниципального) значения, подготовку
и проведение мероприятий в сфере культуры.
Культурный комплекс, как отрасль хозяйства «культура» представляет собой совокупность предприятий, учреждений и организаций, решающих специфические задачи по развитию и самореализации личности, гуманизации общества, сохранению самобытности народов. Правовой базой сохранения и развития отечественной культуры является ФЗ «Основы законодательства РФ о культуре» от 09.10.1992. г. №3612-1. Деятельность библиотек, музеев, театров, киноотрасли регулируется дополнительно принятыми законами.
Источники финансирования культуры практически не отличаются от других отраслей социальной сферы и ими могут быть:
В зависимости от собственника учреждения культуры могут быть:
а) Государственными;
б) Муниципальными;
в) Негосударственными.
В то же время бюджетное финансирование является основой государственных гарантий сохранения и развития культуры в РФ. Бюджетные средства выделяются тем учреждениям культуры, которые не ориентированы на коммерческие формы деятельности, хотя и используют некоторые рыночные элементы хозяйствования.
Из федерального бюджета финансируются учреждения и организации культуры по перечню, определенному Правительством РФ. В него включены библиотеки, музеи, театры, учебные заведения, имеющие особую культурную значимость для России, например, Государственный Эрмитаж, Всероссийская государственная библиотека, Государственный академический Большой театр и др.
В каждом субъекте РФ имеются организации культуры, имеющие региональное значение. Источником финансирования их деятельности выступают региональные бюджеты.