Сущность финансового капитала и его виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 01:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить сущность финансового капитала и его виды.
Задачи, решаемые в ходе работы:
- охарактеризовать физический и денежный реальный финансовый капитал;
- проанализировать структуру и роль рынков капитала.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Теоретические аспекты финансового капитала 5
2. Структура и роль рынков капитала 12
3. Проблемы финансового капитала в России 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26

Вложенные файлы: 1 файл

Ахметзянов. курс. Сущность финансового капитала и его виды 65%.doc

— 138.00 Кб (Скачать файл)

Стало быть, в сделке по трудовому найму по существу представлено отношение между собственником капитала и собственником товара «рабочая сила».

Именно такие условия сделки купли-продажи рабочей силы отражены в законодательстве о труде и его оплате.

В КзОТ нашей страны (с законодательно принятыми изменениями и дополнениями) установлено, что каждый работник имеет, в частности, право:

На условия труда, отвечающие безопасности и гигиене;

На возмещение ущерба, причиненного повреждением здоровья в связи с работой;

На равное вознаграждение за равный труд без какой-то ни было дискриминации (ограничения или лишения прав) и не ниже установленного законом минимального размера;

На социальное обеспечение по возрасту, при утрате трудоспособности и в иных установленных законом случаях.


2. Структура и роль рынков капитала

 

Рынок – это совокупность сделок купли и продажи товаров. Что при этом понимается под сделкой.

При нормальных условиях сделка представляет собой обмен товара на деньги (со стороны продавца) и денег на товар (со стороны покупателя) по формуле продавец – товар - деньги –покупатель. При этом участники следят за тем, чтобы товарно-денежное обращение было равноценным по стоимости (ценности).

В современной системе рынков достаточно определенно выделяются следующие крупные отрасли торговой деятельности. Они в свою очередь, делятся на соответствующие подотрасли и виды:

Рынок потребительских продуктов (продовольственных товаров, жилья и т.д.)

Рынок средств производства (машин, оборудования, транспортных средств, сырья, электроэнергии и т.д.)

Рынок услуг (коммунальное, бытовое обслуживание культурные и т.д.)

Рынок научных и опытно-конструкторских разработок;

Рынок ссудных капиталов;

Рынок ценных бумаг;

Рынок валют;

Рынок духовных благ и т.д.

Рыночные отношения различаются по характеру поведения участников торговых сделок.

По территориальному признаку различают рынки местные, национальные и мировой рынок.

По уровню насыщенности товарами различают рынок равновесный, дефицитный и избыточный.

По механизму функционирования рынок бывает свободным, монополизированным, государственно-регулируемым и деформированным.

По характеру продаж рынок бывает оптовый и розничный.

Рыночное хозяйство прямо противоположно натуральному хозяйству в одном очень важном направлении. Оно дает своим агентам (участникам) максимальную степень экономических свобод.

Покупатель обладает экономической свободой, если он :а). по желанию выбирает продукт из множества предлагаемых благ; и б). отыскивает продавца из числа тех, кто лучше обслужит и продаст товар.

Для продавца свобода заключается в следующем: а). в выборе наиболее подходящего покупателя; и б). возможности распоряжаться деньгами, вырученными от продажи товаров, по своему усмотрению.

По уровню развитости этих или иных хозяйственных свобод рынки можно подразделить на три типа: свободный, нелегальный и регулируемый.

Свободный рынок обладает максимумом свобод. Здесь субъекты рынка имеют полную независимость. Они свободны от вмешательства государства в дела собственников.

Нелегальный рынок включает два вида: а. теневую торговлю и б. черный рынок.

Теневая торговля ведется с нарушением правил купли-продажи (неуплаты рыночных сборов и налогов, отсутствие необходимых лицензий – разрешения государственных органов на сбыт определенных товаров). На черном рынке подпольно торгуют вещами, которое запрещено производить и торговать. Так, согласно УКРФ, уголовно наказуемыми признаны, в частности, сбыт оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств; торговля наркотическими средствами, психотропными веществами [10, c. 267].

Регулируемый рынок подчинен определенному порядку, который закреплен в правовых нормах и поддерживается государством.

Рыночная цена – это фактическая цена, которая устанавливается в соответствии со спросом и предложением товаров.

Экономическая теория открыла законы, выражающие количественную взаимосвязь между ценой и спросом, а также между ценой и предложением.

Спрос – это платежеспособная потребность.

Предложение – это масса товаров с определенными ценами, которую готовы продать производители.

Закон предложения характеризует следующую функциональную зависимость предложения от цены: чем выше цена (причина), тем в большей мере растет предложение продуктов со стороны продавцов (следствие). И наоборот, чем ниже цена, тем меньше величина предложения. Всякий продавец и покупатель замечают, что их выгода от торговых сделок во многом зависит от складывающихся на рынке соотношений спроса и предложения как по отдельным продуктам, их группам, так и по товарной массе в целом.

На рынке типичными могут быть следующие соотношения спроса и предложения.

1. Предложение товаров превышает спрос покупателей. Такое относительное товарное обилие может быть результатом излишнего производства изделий. Кроме того, оно может стать следствием непомерного взвинчивания цен или невысокого качества продуктов, или дефицита (нехватки) денег у населения при неудовлетворенных потребностях, или каких-либо других обстоятельств.

2. Спрос превышает предложение. Неудовлетворенный покупательский спрос заставляет людей искать приложения своим деньгам.

Товарный дефицит может возникнуть в следующих случаях. Если денежные доходы населения растут быстрее, чем выпуск изделий, пользующихся повышенным спросом. Когда изготовляются вещи, не отвечающие требованиям покупателей. Когда искусственно понижаются цены на какие-то продукты и услуги, что не соответствует их стоимости (или равновесной цене).

3. Равновесие спроса и предложения. Оно характеризует общее и частное соответствие между объемом, структурой спроса на товары и объемом, структурой их предложения [9, c. 189].

Здесь на рынке представлено товаров не больше и не меньше, чем нужно для потребления людей.

Таким способом можно лучше всего удовлетворить потребности и интересы как продавцов (производителей) так и потребителей.

Если рынок развивается свободно и стихийно, без постороннего вмешательства, равновесная рыночная цена полностью совпадает с общественной стоимостью товара.

Как это звучит ни парадоксально (странно, неожиданно), свободный рынок по своей природе не в состоянии вообще избавиться как от избытка, так и от дефицита товаров. Дело в том, что стихийный рынок имеет своего рода атомистическое строение (состоит из массы независимых частных собственников). На нем непрерывно совершается хаотическое «броуновское движение». Поэтому спрос и предложение испытывают никем не контролируемые изменения.

Более того. Одновременное действие законов спроса и предложения дает двойной отрицательный результат. Если, например, цена поднимается выше точки равновесия, то одновременно спрос сокращается, а предложение возрастает, что расширяет зону товарного избытка. Когда же цена опускается ниже равновесной точки, то спрос повышается, а предложение уменьшается, вследствие чего пространство зоны дефицита возрастает.

«Для упрощения вопроса мы оставим пока в стороне весь основной капитал, и будем рассматривать лишь ту часть постоянного капитала, которая состоит из сырья и вспомогательных материалов, полуфабрикатов и товаров, или еще изготовляемых, или уже находящихся на рынке в готовом виде.

Если повышается цена сырья, например, хлопка, то повышается также цена и хлопчатобумажных товаров – полуфабрикатов, как пряжа, и готовых товаров, как ткань и т.п.- которые изготовлены из более дешевого хлопка».

Если фирма нашла способ, производить какой – либо товар с экономической прибылью, то это, скорее всего, будет означать, что у него вскоре появятся соперники. И тогда между этими фирмами развернется борьба за рынок сбыта, т.е. конкуренция.

Конкуренция – это поистине «война всех против всех». На рынке вообще сражение ведется на три «фронта». Первый фронт мы наблюдаем среди производителей и продавцов. Все они хотят продавать свои продукты подороже. Однако, когда соперничество между ними обостряется, побеждает тот, кто сбывает товары дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос. Вслед за «победителем» снижают цену и «побежденные». Этим предотвращается рост перепроизводства товаров.

Второй фронт развертывается среди покупателей, которые стремятся приобрести вещи по меньшей цене. Когда же между ними разгорается острое соперничество, то побеждает (покупает больше) тот, кто предложил более высокую цену по сравнению с рыночной. Далее происходит своеобразная ценная реакция: цены должны повышать все покупатели. Тем самым преодолевается товарный дефицит.

Наконец, главный третий фронт «сражения» проходит между армией продавцов и армией покупателей, стоящих на противоположных позициях в отношении уровня цены. Какая же армия выиграет сражение? Разумеется та, которая больше сплочена и в итоге может навязать свою цену.

Самый старый тип конкуренции – это чистая (совершенная) конкуренция.

Совершенная конкуренция – ситуация на рынке, при которой между собой сталкивается множества производителей однотипных товаров, причем ни один из них не обладает контролем над такой долей рынка, чтобы иметь возможность навязывать остальным выгодные ему условия сбыта.

Монополистическая конкуренция – рынок, на котором монополистическая власть каждой фирмы состоит лишь в праве на изготовление уникального товара, но не в контроле над рынком всех товаров однотипного назначения.

Рынок чистой монополии (монопольный) – рынок, на котором товары определенного назначения предлагаются покупателям только одной фирмой-монополистом.

На таком рынке возможности покупателя найти нужный товар у альтернативного изготовителя или продавца ограничены.

Монополия – сила, подрывающая конкуренцию и свободный рынок.

Если при свободном рынке, число продавцов много, препятствий для входа и выхода из рынка нет, участники рынка независимы друг от друга, товаровладелец не может устанавливать свою цену на товар, то в монополии число продавцов один. Нет свободного вхождения на рынок. Участники рынка вступают в различные виды зависимости. Товаровладелец устанавливает свою цену на товар [4, c. 56].

Издавна известна прежде всего естественная монополия. Ею обладают собственники, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда относятся также имущество народнохозяйственного значения: железнодорожный, воздушный, трубопроводный транспорт.

Существуют легальные (законные) монополии, образованные на правовых основах. Такими основаниями служат патенты (свидетельство, выданное правительством страны на право исключительного пользования сделанным изобретением, авторские права, торговые знаки (специальные рисунки, названия, символы, принадлежащие предприятию).

Существует также искусственная монополия, которая означает сосредоточение в чьих-то руках только рынка или производства и рынка сбыта того или иного продукта ради получения выгод от своего положения.

Рынок, хотя и способствует эффективному распределению и использованию ограниченных ресурсов общества, быстрому устранению дефицита товара, внедрению новейших технологий, координации экономической деятельности без административного вмешательства, его нельзя считать идеальным механизмом экономической деятельности общества. Рынок не в состоянии ликвидировать безработицу и инфляцию, обеспечить социальную защиту малоимущих слоев общества, оптимизировать структурные сдвиги в производстве в долговременной перспективе, защитить себя от кризисных явлений и монополий, предотвратить глубокую социальную дифференциацию, разделение на бедных и богатых. Рынок «глух» к проблемам экологии, социальной справедливости, развития образования, науки, духовной культуры, обороны, инфраструктуры.


3. Проблемы финансового капитала в России

 

Пересмотр властями объемов оттока капитала стал основной макроэкономической новостью прошлой недели. В среду первый зампред Центробанка Алексей Улюкаев сообщил, что ЦБ повысил оценку оттока частного капитала из России в январе до 13,5 млрд. долл., хотя ранее он настаивал на других данных не более 11 млрд. долл. В феврале вывоз капитала, по последним данным, превысил 9 млрд. долл. Февральский отток, по сегодняшним оценкам, в полтора раза выше прошлогодних показателей.

Названные Улюкаевым цифры заставили экономистов ухудшить прогнозы оттока за весь 2012 год. В четверг аналитики Альфа-банка объявили, что их прогнозы по оттоку 40 млрд. долл. в 2012 году оказались чрезмерно оптимистичными. Теперь банкиры считают, что по итогам года отток достигнет 50-60 млрд. долл. - это в несколько раз больше официальных прогнозов, которые сегодня кажутся абсолютно неадекватными. Так, в базовом сценарии Центробанка, рассчитанном для цен на нефть в 100 долл. за баррель, прогнозировался отток по итогам года в 10,5 млрд. долл. В свою очередь, в Минэкономразвития рассчитывали, что за 12 месяцев из страны убежит не более 20 млрд. долл [6, c. 34].

Примечательно, что при оттоке капитала за прошлый год в 84,2 млрд. долл. российская казна готовится к новым займам на внешнем рынке в объеме до 7 млрд. долл. Так что вполне возможно, что западные банки отдадут российскому правительству под проценты часть тех самых миллиардов, которые были только что вывезены из страны.

Информация о работе Сущность финансового капитала и его виды