Сущность финансовой политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 12:58, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования определяется, прежде всего, тем, что денежно-кредитная политика (ДКП) Центрального банка в условиях кризиса занимает одно из ключевых положений в макроэкономическом регулировании. От эффективного проведения денежно-кредитной политики в определенной мере зависят стабильность экономического роста, снижение безработицы до ее естественного уровня, устойчивый платежный баланс.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ГМФ.docx

— 642.02 Кб (Скачать файл)

В отношении внутренних условий предполагается реализация структурных реформ, намеченных Правительством Российской Федерации. При этом вариант II(б) исходит из предпосылки об относительно быстром улучшении делового климата и повышении конкурентоспособности российской экономики, в то время как в вариантах Банка России предполагается, что влияние структурных реформ на экономику будет более растянутым во времени и не приведет к значительному увеличению инвестиционной активности частного сектора в рассматриваемый трехлетний период. Все варианты учитывают изменение порядка индексации регулируемых тарифов на товары и услуги инфраструктурных компаний: осуществление индексации тарифов для населения в 2014— 2016 годах исходя из уровня инфляции предыдущего года с понижающим коэффициентом 0,7; неизменность в 2014 году и индексацию на уровне инфляции предыдущего года в 2015 и 2016 годах тарифов для других категорий потребителей.

Относительно бюджетной политики во всех вариантах делается предположение о ее проведении в 2014—2016 годах в рамках существующих бюджетных правил. Прогнозы Банка России основных макроэкономических параметров также учитывают влияние на внутренние условия проводимой денежнокредитной политики, направленной на достижение целей по инфляции. В вариантах II(a) и II(б) предусмотрено, что в 2014 году среднегодовая цена на нефть сорта “Юралс”(Рис.1) составит 101 доллар США за баррель и сохранится на уровне 100 долларов США за баррель в 2015—2016 годах. В рамках данных вариантов предполагается постепенное восстановление мировой экономики в условиях сохранения относительно стабильной ситуации на финансовых рынках. По международным оценкам, темпы роста мировой экономики могут возрасти с 2,9% в 2013 году до 3,6% в 2014 году.

С учетом ожидаемой стабилизации цен на энергоносители и умеренной динамики цен на продовольствие на мировых рынках прогнозируется сохранение инфляции в экономиках стран — торговых партнеров России на достаточно низком уровне, что при отсутствии существенных изменений динамики номинального курса рубля обусловит отсутствие значимого давления на темпы роста потребительских цен в России со стороны импортируемой инфляции. Согласно прогнозу Банка России, сдерживающее влияние на российскую экономику со стороны внешнего спроса в 2014—2016 годах будет уменьшаться. Тем не менее, наличие ограничений, связанных с возможностью наращивания объемов экспорта топливо - энергетических ресурсов, предполагает сохранение отрицательного вклада чистого экспорта в рост ВВП, несмотря на нормализацию экономической ситуации в странах — торговых партнерах России.

Рисунок 1 – Цена на нефть сорта “Юралс” (долларов США за баррель)

В условиях слабого внешнего спроса внутренний спрос продолжит играть ключевую роль в формировании роста российской экономики. Поддержку внутреннему спросу будут оказывать замедление инфляции, реализация отдельных государственных инвестиционных проектов, в том числе за счет инвестирования средств Фонда национального благосостояния, а также сохранение умеренных темпов роста кредита экономике. По оценкам Банка России, темпы роста кредита экономике составят около 15% в год, что в целом согласуется с их равновесной динамикой, и будут обеспечивать рост экономики без создания рисков возникновения финансовых дисбалансов. Факторами, сдерживающими экономический рост, выступят ограничения по повышению загрузки факторов производства, а также неблагоприятная демографическая ситуация (сокращение численности населения трудоспособного возраста). Бюджетная политика, предполагающая соблюдение бюджетного правила и ограниченный рост государственных расходов, не будет оказывать значимой поддержки экономическому росту.

Варианты II(а) и II(б) различаются предположениями относительно скорости влияния реализации структурных изменений на российскую экономику, что обуславливает различие прогнозируемых темпов роста совокупного выпуска в данных вариантах. Вариант II(a) рассматривается Банком России в качестве базового. Данный вариант исходит из предпосылки об отложенном влиянии структурных изменений на экономику, постепенном улучшении инвестиционного климата, сохранении повышенной экономической неопределенности и низкой прибыльности российских компаний, что будет сдерживать инвестиционную активность частного сектора. Эффективность частных и государственных инвестиций, как ожидается, будет оставаться невысокой. Выраженного ускорения процесса импортозамещения, в том числе с учетом сохранения умеренной динамики обменного курса рубля к основным мировым валютам, не прогнозируется, что обусловит сохранение значимого отрицательного вклада чистого экспорта в рост совокупного выпуска. С учетом имеющихся структурных ограничений темпы роста потенциального выпуска в 2014— 2016 годах, по оценке Банка России, могут составить 2,0—3,0%. При этом предполагается сохранение небольшого отрицательного разрыва выпуска в 2014 году с его постепенным закрытием в последующие годы. Денежно кредитная политика будет учитывать инерционность инфляционных ожиданий экономических агентов и необходимость формирования и закрепления нисходящей тенденции в их динамике. При наличии выраженной тенденции к снижению инфляционных ожиданий и более быстрому выходу среднесрочных прогнозов по инфляции на целевой уровень могут сформироваться условия для смягчения денежнокредитной политики. В рамках данного варианта прогнозируется, что прирост ВВП в 2014 году составит 2,0% и возрастет до 2,5% в 2015 году и 3,0% в 2016 году в условиях восстановления мировой экономики и улучшения ожиданий экономических агентов. Инвестиции в основной капитал в 2014—2016 годах с учетом невысоких темпов роста прибыли компаний могут увеличиться на 3,0—3,8%. Главным источником экономического роста будет оставаться потребительский спрос. Увеличение расходов населения на конечное потребление предполагается на уровне 4,0—4,4% в год. Вариант II(б), в отличие от варианта II(а), исходит из предпосылки о сравнительно быстром восстановлении экономической активности. Основными факторами экономического роста будут выступать повышение конкурентоспособности российских компаний, импортозамещение и повышение инвестиционной активности за счет улучшения делового климата, производственной и транспортной инфраструктуры. Благодаря этому инвестиции станут одним из главных источников экономического роста. Ожидается, что прирост инвестиций в основной капитал в 2014 году может составить 3,9% и увеличиться до 5,6—6,0% в 2015—2016 годах. Динамика потребительских расходов населения будет относительно устойчивой: их рост составит около 4,0% в год. Несмотря на ускорение роста внутреннего спроса, темпы роста импорта, как ожидается, будут составлять 2,1—3,8% в год. В результате отрицательный вклад чистого экспорта в прирост ВВП в 2014—2016 годах уменьшится до значений, близких к нулю. В указанных условиях рост ВВП ускорится до 3,0% в 2014 году, 3,1% в 2015 году и 3,3% в 2016 году. По оценкам Банка России, в рамках данного варианта макроэкономического развития с учетом относительно быстрого восстановления внутреннего спроса вероятность смягчения денежнокредитной политики может быть ниже по сравнению с базовым вариантом. В варианте I Банк России предполагает снижение цен на нефть сорта “Юралс” до 76 долларов США за баррель в 2014 году в результате резкого ухудшения ситуации в мировой экономике. В 2015—2016 годах предполагается сохранение цены на нефть на уровне 75 долларов США за баррель. С учетом возможной дестабилизации ситуации на внешних и внутренних рынках действия Банка России будут направлены на обеспечение стабильного функционирования финансового рынка и банковского сектора, что является необходимым условием для реализации денежнокредитной политики. При этом последовательное повышение гибкости курсообразования будет способствовать более быстрой адаптации экономики к изменениям внешних условий. В случае необходимости Банк России будет готов принимать меры (в том числе совместно с Правительством Российской Федерации), направленные на сохранение достаточного уровня ликвидности банковского сектора, нормализацию ситуации на финансовом рынке и поддержание доверия к финансовым институтам.

Стимулирующая денежнокредитная политика окажет поддержку экономической активности. В результате после снижения ВВП на 1,0% в 2014 году прогнозируется восстановление темпов роста экономики в 2015 и 2016 годах до 1,8%. С учетом сокращения внешнего и внутреннего спроса и ухудшения настроений экономических агентов вероятно сокращение в 2014 году инвестиций в основной капитал на 3,0% с последующим восстановлением их роста на уровне около 2,0%. В варианте III предполагается повышение цены на нефть сорта “Юралс” до 126 долларов США за баррель в 2014 году и ее сохранение на уровне 125 долларов США за баррель в 2015—2016 годах в условиях более быстрого по сравнению с базовым вариантом восстановления мировой экономики. Прогнозируется повышение экономической активности в России в 2014 году в связи с ростом доходов от экспорта российских товаров. Данный вариант характеризуется наиболее высокими инфляционными рисками, несмотря на сдерживающий эффект от предполагаемого укрепления рубля. В случае увеличения инфляционного давления со стороны совокупного спроса для достижения целей по инфляции может потребоваться проведение более жесткой, чем в базовом варианте, денежнокредитной политики. Увеличение объема ВВП предполагается на уровне 3,5% в 2014 году и 3,8—4,0% в 2015—2016 годах на фоне относительно высокой инвестиционной и потребительской активности.

В связи с планируемым переходом к плавающему валютному курсу к 2015 году динамика международных резервов в 2015— 2016 годах будет определяться преимущественно потоками, связанными с пополнением и расходованием средств суверенных фондов Российской Федерации. В 2014 году на изменение международных резервов будут также влиять валютные интервенции Банка России, направленные на ограничение волатильности национальной валюты, в рамках механизма плавающего валютного коридора. Во всех рассматриваемых вариантах прогноза предполагается сокращение положительного сальдо счета текущих операций за счет стабилизации экспорта товаров, вызванной главным образом слабыми темпами роста физических объемов, в совокупности с продолжающимся ростом импорта. При этом в вариантах II(а) и II(б) ожидается формирование в 2016 году отрицательного сальдо счета текущих операций.

Предположение о снижении цены на нефть с текущих значений до уровня порядка 100 долларов США за баррель в 2014—2016 годах в вариантах II(а) и II(б) соответствует реализации предпосылки о постепенном сокращении в этот период антикризисных мер поддержки экономики денежно - кредитными властями США и сохранении низкой склонности к риску участников мировых финансовых рынков. В этих условиях Банк России прогнозирует сохранение отрицательного сальдо финансового счета в 2014 году. При этом в указанных вариантах ожидается сокращение чистого оттока частного капитала в 2015 году в условиях уменьшения положительного сальдо счета текущих операций и повышения гибкости курсообразования, обеспечивающего балансировку счета текущих операций и финансового счета при сравнительно небольших изменениях международных резервов, обусловленных в том числе получением доходов от управления резервными активами. В 2016 году возможно формирование чистого притока частного капитала. В варианте I, соответствующем ухудшению как внешних, так и внутренних экономических условий, Банк России прогнозирует сохранение отрицательного сальдо финансового счета, в то время как в варианте III в условиях роста склонности к риску международных инвесторов и возможного повышения привлекательности инвестирования средств в российскую экономику возможно формирование с 2015 года чистого притока частного капитала.

Постепенное увеличение гибкости курсообразования и планируемый с 2015 года переход Банка России к плавающему валютному курсу, а также реализация бюджетной политики с учетом применения бюджетных правил создают условия для последовательного снижения влияния валютного и бюджетного каналов на формирование денежного предложения в ближайшие три года.

Банк России на регулярной основе будет уточнять параметры прогноза макроэкономического развития и в соответствии с ними принимать решения о необходимости корректировки параметров денежнокредитной политики для достижения установленных целевых ориентиров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

3.1 Направления развития денежно – кредитной политики 

Главной целью денежно-кредитной политики в рамках программы финансовой стабилизации является поддержание низких текущих темпов инфляции и создание условий для роста инвестиций, обеспечение благоприятной динамики курса национальной валюты, способствующей улучшению состояния платежного баланса.

Для достижения этой цели усилия органов денежно-кредитного регулирования должны быть сосредоточены на решении следующих задач:

-    ограничение денежной массы объемом, необходимым для осуществления экономической деятельности;

-    оптимизация структуры денежной массы и ее распределения между секторами и субъектами экономики;

-    предотвращение оттока капитала за рубеж;

-    поддержание на заданном уровне валютных резервов [23].

Решение этих задач требует осуществления комплекса перечисленных ниже мер. Чтобы добиться контроля за инфляцией и поддерживать динамическую стабильность курса национальной валюты необходимо ограничить темпы роста денежной массы и колебания уровня процентных ставок по кредитам и депозитам экономике. Оперативное регулирование банковской ликвидности и ставок межбанковского рынка позволит обеспечить стабильность расчетов, уменьшит спекуляции на денежном рынке. Предельное ограничение роста курса национальной валюты в периоды инфляции, нельзя допускать прямого кредитования дефицита госбюджета, поэтапный перевод требований к правительству по внутреннему долгу в среднесрочные государственные ценные бумаги и с положительной реальной процентной ставкой, обеспечивающей их доходность на уровне государственных ценных бумаг.

Краткосрочное кредитование кассового разрыва в доходах и расходах государственного бюджета посредством покупки государственных краткосрочных ценных бумаг позволит создать условия для оперативной поддержки госбюджета в рыночных формах, а также необходимо установление потолка роста денежной массы и чистых внутренних активов ЦБ с целью ограничения роста денежной массы - это гарантированное ограничение темпов инфляции и предсказуемость ее изменения.

Необходимо установить учетную ставку ЦБ РФ на уровне, не ниже норматива, действующего в сопредельных государствах это, в конце концов, должно привести к снижению уровня инфляции, рост инвестиционной активности, стабилизация производства.

Так же важнейшим инструментом совершенствования денежнокредитной политики должно стать совершенствование системы рефинансирования коммерческих банков для стабилизации предложения денег экономике страны. Этого можно добиться при помощи следующих мер:

1)    обеспечение создания коридора базовых ставок рефинансирования банков на основе аукционных и ломбардных кредитов,

2)    совершенствование процедуры быстрого реагирования на изменение объемов банковской ликвидности и колебание ставок межбанковского рынка путем операций на открытом рынке;

3)    упорядочивание процедур предоставления резервного кредита отдельным банкам, испытывающим кратковременный недостаток ликвидности;

4)    ограничение эмиссии краткосрочных обязательств Центрального Банка по мере расширения эмиссии государственных ценных бумаг правительства, позволит сэкономить государственные средства на цели регулирования денежного рынка (300-400 млрд. руб. в год).

5)    дифференсация систем обязательного резервирования депозитов банков, нацеленная на увеличение доли долгосрочных депозитов в качестве ресурса для повышения инвестиционной активности в стране обеспечит повышение банковской ликвидности, стимулирование роста долгосрочных депозитов и сокращения массы «горячих денег», рост инвестиций в экономику;

6)    осуществление поэтапного пересмотра норм обязательного резервирования в сторону их снижения по мере сокращения темпов инфляции и роста спроса на кредитные ресурсы для долгосрочных инвестиций;

7)    создание системы мониторинга конъюнктуры денежного рынка и рынка капиталов и на этой основе осуществление моделирования и прогнозирования финансовых потоков в увязке с процессами макроэкономического развития страны это способствует повышению эффективности государственного регулирования денежного рынка [24].

Для осуществления тех целей, которые Центральный Банк поставил перед собой на 2013-2015 года, следует разумно воспользоваться мерами описанными выше.

3.2 Совершенствование инструментария денежно – кредитной политики

Банк России формирует основные направления единой государственной денежно-кредитной политики государства. В 2012 году этом году документ представлен в виде программы «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики» на три года. Учитывая напряженное состояние как мировой, так и отечественной экономики, ожидалось, что столь важный документ, содержащий планы реализации денежно-кредитной политики Банка России, не станет простой формальностью. Заинтересованные субъекты надеялись получить если не стратегию прорыва, то план конкретных мер по обеспечению устойчивого развития денежно-кредитной сферы страны.

Информация о работе Сущность финансовой политики