Таможенный союз Беларуссии, Казахстана, России: история создания, значение, перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 17:18, курсовая работа

Краткое описание

В своей работе я бы хотела разобраться так ли это на самом деле, какие плюсы и минусы это как для России, так и для других стран. Эта темы является актуальной на сегодняшний момент, так как первая стадия союза начала работать с января 2010 года. Сама же идея союза появилась практически сразу после развала СССР. Поэтому в своей работе я акцентирую внимание на истории создания союза, значении союза для экономик стран-участниц, проблем, которые связаны с созданием союза и расскажу о влиянии его на конечного потребителя.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Создание ТС и его перспективы 4
1.1 История создания Таможенного союза 4
1.2 Концепции формирования ЕЭП 6
1.3 Таможенный союз - возможность для расширения рынков сбыта 6
Глава 2. Влияние ТС на экономики стран-участниц 9
2.1 Геополитические риски 9
2.2 Таможенный союз в Казахстане: плюсы и минусы 12
2.3 Таможенный союз для Белоруссии 14
2.4 Украина в таможенном союзе 15
глава 3. Значение Таможенного союза на экономику России 17
3.1 Чем прекрасен наш союз 17
3.2 Значение Таможенного союза для рядового потребителя 19
Заключение 24
Список использованной литературы 25
ПРИЛОЖЕНИЯ 26

Вложенные файлы: 1 файл

История создания Таможенного союза1.docx

— 78.42 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Глава 2. Влияние ТС на экономики стран-участниц

2.1 Геополитические риски

1. Трудности экономической географии.

Проект Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана - казалось бы, классическая иллюстрация того, как, несмотря ни на что, в пределах Евразийского континента "евразийски" уживаются Запад и Восток, как  само географическое единство континента заставляет Россию быть "двуликим Янусом", смотрящим одновременно на Восток и  на Запад. Как побеждает интеграция. Но нет: не уживаются и двуличие не удаётся.

Изнутри России проект Таможенного  союза выглядит большим государственным  усилием, в котором нелегко отличить идейную сторону от макроэкономической: императив восстановления единства евразийского (а именно - постимперского и постсоветского) пространства - и  императив расширения рынка. На поверку  оказывается, что "идея" ТС мало отличается от её "экономики", поскольку само по себе "расширение рынка" для  России, Белоруссии и Казахстана, с  большей или меньшей последовательностью  построивших у себя государственный  капитализм, - это взаимное ограничение  своих экономических суверенитетов  в интересах соседа, за которым  неизбежно последуют политические перемены.

Кроме того, на обоих "флангах" ТС Россия выступает в неодинаковой роли. В отношениях с Белоруссией  Россия, прежде всего, - вторая часть  Союзного государства, стратегически  субсидирующая (прямо и косвенно, допуском на свой рынок) союзника ради своей транзитной и военной безопасности. Роль Белоруссии в обеспечении безопасности западного театра военных действий - традиционна, однако новациями являются:

(1) цепкая, агрессивная экспансия  белорусских экономических агентов  на Восток,

  (2) прямая конкуренция белорусских экспортёров с российской транзитной инфраструктурой на Балтике, инвестирующих в развитие альтернативных российским портов Прибалтики.

В отношениях с Казахстаном Россия, прежде всего, - вторая часть гигантского, некогда единого в СССР западно-сибирского и туркестанского "второго индустриального  центра", разомкнутые транспортные, промышленные, энергетические, ресурсные, даже - кадровые, внутренние цепочки  которого сегодня принуждают, как  минимум, ограничивать взаимную конкуренцию  и согласовывать производственную логистику. Но в рамках этого советского "второго центра", то есть, в  предыстории нынешней экономической  кооперации России и Казахстана, никогда  не было таких важных факторов, как:

  (1) экономическая безопасность южной границы Казахстана,

  (2) транзита казахстанских энергоресурсов в каспийском и китайском направлениях,

(3) экономической экспансии Китая  (известный сталинский проект  Восточно-Туркестанской республики  в Синьцзяне на месте управлялся  из советского Узбекистана). Теперь  это всё - новая реальность.

Таким образом, реализуя проект ТС, помимо следования понятным интеграционным императивам, Россия усиленно стремится объединить две различные внешнеэкономические  стратегии, продиктованные более всего  геоэкономическими обстоятельствами:

(1) сохранить экономический смысл  Союзного государства Белоруссии  и России, а саму Беларусь - в  качестве российского "окна  в Европу" и участника машиностроительной  кооперации,

(2) восстановить экономическое  единство "второго индустриального  центра" Севера Евразии с участием  Казахстана, а Казахстан - позиционировать  в качестве неконкурентного "окна  в Китай" и участника ресурсно-энергетической  кооперации.

 

2. Трудности риторики.

Экономполитические оценки будущего ТС располагаются в противоречивом пространстве несовместимых друг с  другом риторики и реальности:

(1) между ожиданием перспектив  российско-белорусского конфликта  вокруг доступа Минска к российским  кредитам и рынкам, убивающего саму идею ТС,

(2) декларациями о согласовании 100% тарифных ставок между тремя  участниками ТС, о досрочном - не с 1 июля, а с 1 января 2010 года - старте полного формата ТС, и  даже - о тройственном вхождении  стран ТС в ВТО, что само  по себе не только не облегчает,  а напротив - категорически усложняет  макроэкономическое сотрудничество  стран ТС, не говоря уже о  самом проекте ТС.

Огромная территория ТС делает его  не только континентальным игроком, но и объектом многочисленных континентальных  угроз - по крайней мере, экономических. Впрочем, экономические угрозы на постсоветском  пространстве всегда воспринимаются как  угрозы суверенитетам. С ними мало кто  способен эффективно справляться, но адекватно  оценивать суверенное значение экономических  интересов способен любой политический класс, тем более - элиты России, Белоруссии и Казахстана.

Легко сказать: наднациональный орган  таможенного управления обеспечит  взимание единых таможенных тарифов  на территории ТС. Но уже сейчас, когда  потенциал риторики исчерпан, а далее  наступает экономическая за неё  расплата, ответственные руководители национальных экономик, отраслей и  связанных с ними социальных сфер задаются вопросами, на которые риторика не даёт ответа.

Например, кто и как будет  обеспечивать "справедливое" распределение  таможенных доходов по "национальным квартирам", кто и как будет  соблюдать адекватность распределения  таможенных доходов протекционистским задачам субсидирования приоритетных отраслей национальных экономик, в целом, а не в частности, защищаемых силами ТС.

Риторика ТС неизбежно потребует  практического согласования её со структурами  экономик, то есть сделает её жертвой  административно-остраслевого торга, предметом внутреннего противоборства национальных экономических элит, несопоставимых с органами ТС по бремени ответственности  и влияния. ТС либо научится косвенно, через национальные правительства, влиять на приведение структур экономик в соответствие с "императивами", либо сам станет объектом манипулирования  в соответствии с отраслевыми  интересами. Высшая административная, политическая и экономическая власть государств-участников ТС способна создать  ТС, но её будет явно недостаточно, чтобы - во исполнение наднациональных мандатов ТС - противостоять инерционной структуре  своих собственных народных хозяйств.

И дело не только в том, что структуры  экономик будущих участников ТС сильно различаются, но и в том, что их геоэкономические приоритеты обусловлены  гораздо больше региональным разделением  труда и потребления, чем инерционным  единством ресурсов, промышленной, транспортной инфраструктуры стран  бывшего СССР.

Говоря коротко, для Беларуси несомненно приоритетнее транзит её продукции  через Латвию и Литву, сбыт в Германии, чем борьба с экспансией китайских  товаров на территории Казахстана. С другой стороны, помимо далеких  от завершения конфликтов между Минском  и Москвой, существенным ограничением для политического участия Беларуси в ТС станут и особые экономические  надежды белорусской экономики  на кредиты Китая и кооперацию с ним.

Точно так же заинтересованность Казахстана в выстраивании, например, своего зернового  экспорта через порты Латвии вряд ли будет учитывать сложившийся  модус отношений между Ригой, Вентспилсом и Минском. Какое  направление расширяющегося зернового  транзита выберет Казахстан в  условиях растущей в этой сфере портовой конкуренции между Украиной и  Югом России? Какое направление выберет  для своего каспийского энерготранзита Казахстан: внутри ТС через Россию, или вне его - через Азербайджан?

Точно так же очевидно, что развитие энергетических и транспортных коммуникаций из Казахстана на Запад Китая уже  сейчас делает сомнительной реализацию энергетического и транспортного  коридора из России на Запад Китая - через российский Алтай. Появление  ТС, несомненно, похоронит "альтернативные" российские проекты газопровода  и дорог сквозь Алтай - необходимые, в первую очередь, не столько для  конкуренции с уже действующими коммуникациями из Китая в Казахстан, сколько для инфраструктурного  развития территории. Сколько ещё  таких территорий России, Белоруссии и Казахстана станут жертвами "континентального единства", на практике реализуемого через усиление межрегиональной  конкуренции?

Однако названные потенциальные  противоречия отходят на второй план перед лицом тех проблем внешней  политики и экономики России, которые  могут стать несовместимыми с  жизнью ТС. Одна лишь проблема российского "калининградского транзита" через  Беларусь и Литву может стать  серьезным камнем преткновения в  рамках ТС, когда его экономическая  эффективность станет предметом  не только межведомственного согласования между национальными железными  дорогами, но и сферой ответственности  наднационального таможенного органа.

Отдельную сложность представит для  внешней политики России и сама принципиальная возможность выстраивания отношений  российских хозяйствующих субъектов  с бизнесом в Латвии и Литве  не через территорию России, а через  территорию Беларуси. Столь же травматичными  для практики ТС могут стать и  растущие "особые отношения" между  Белоруссией и Украиной.

В равной мере сложные внешнеполитические маневры между Россией и Узбекистаном с таможенной точки зрения будут  представлены на внешней границе  ТС не суверенной волей России, а  таможенной администрацией на границе  между Казахстаном и Узбекистаном, отношения между которыми можно  назвать еще более сложными4.

2.2 Таможенный союз в Казахстане: плюсы и минусы

     Участие в Таможенном союзе для Казахстана явится дополнительным фактором, обеспечивающим его экономическую и политическую стабильность, позволит существенно расширить потенциальные рынки сбыта как для дальнейшего развития более или менее благополучных в настоящее время отраслей экономики (топливно-энергетическая, цветная и черная металлургия, зерновое хозяйство), так и для возрождения пришедших в упадок (виноделие, производство фруктов, овощей и т.д.). Будут созданы более благоприятные условия для кросс-страновых переливов капитала и рабочей силы, что, безусловно, явится мощным фактором экономического и социального развития. Существенно расширится сфера конкуренции, что, в конечном счете, также окажет позитивное влияние на общеэкономическую динамику. Необходимым и неизбежным станет интенсификация взаимодействия стран-участниц Таможенного союза, направленного на решение инфраструктурных, экологических и иных масштабных задач, требующих объединения усилий.

     Вместе с тем вполне очевидно, что не удастся избежать и минусов. В частности, Казахстану будет довольно трудно отстаивать собственные экономические интересы, учитывая абсолютное экономическое доминирование России в структуре союза. Несомненно, придется потесниться экономической и политической элитам Казахстана. Наиболее острыми при этом станут проблемы, возникающие как следствие передела отношений собственности и власти.

     Несомненно, процесс согласования страновых интересов и целей с союзными будет непростым и небыстрым. Об этом свидетельствует не только общемировой опыт, но и наш собственный, накопленный в последние десятилетия. Однако, региональная интеграция (регионализация) на данном этапе развития закономерна и неизбежна. И здесь, как ни странно, процесс позиционирования себя в Таможенном союзе, станет определяющим, с точки зрения умения держать "политесную паузу", с целью определения роли партнера - "торговец" или "умелец" перед тобой... Ведь может статься, что и то, и другое одновременно. Сумеем ли тогда определиться со своей ролью? Так или иначе, но интрига обозначена и теперь дело за малым - написать свой сценарий новых взаимоотношений. Но способна ли на это наша элита?"

И таких отчаявшихся, между прочим, большинство. Вот их доводы. Первое: с вводом в действие единого таможенного тарифа с 1 января 2010 года Казахстану придется повысить 5.044 импортных пошлин из 17.626. Второе: Министерство экономики и бюджетного планирования РК уже ожидает в этой связи роста годовой инфляции в Казахстане на 0,5-0,7 процентных пункта, так как глава МЭБП Бахыт Султанов недавно заявил, что увеличение импортных пошлин повлечет и увеличение внутренних цен.

"Предварительный анализ показывает, что удорожание импорта лишь  незначительно отразится на уровне  инфляции, - сказал министр. - При  этом, если мы добьемся снижения  доли импортных продуктов, заменяя  их продуктами собственного производства, этот рост будет нивелирован". Я, конечно, такого оптимизма  министра не разделяю. Таможенный  союз - дело не простое. У экономики  каждой страны есть свои национальные  особенности, свои традиции и  так далее. Будут трудности  и проблемы, а как, скажите,  без них?"5

Таможенный союз не выгоден для производителей. Эта тема волнует многих предпринимателей, занимающихся именно производством. Для тех, кто занимался импортом, ввозил готовую продукцию, все остается на прежних позициях -  придется чуть больше или меньше бумаг оформлять, здесь это не принципиально. А для казахстанских производителей это вопрос принципиальный. Понятно, что, если рассматривать 3 страны, входящие в Таможенный союз, Россия и Белоруссия - это страны, в которых развито производство. Так повелось еще с Советского Союза. А Казахстан должен был поставлять нефть, мясо, шерсть, кожу, зерно. И эта специализация, к сожалению, до сих пор сохранилась. В Казахстане принимались амбициозные программы. В том числе программа по индустриализации и инновациям до 2011, она фактически не выполнена. А там одной из поставленных задач было увеличение добавленной стоимости. То есть производить свою продукцию, перерабатывать ее. К сожалению, огромные бюджетные поступления от продажи нефти, газа, зерна, которые в последние годы высоко котировались на рынке, усыпили бдительность нашего правительства, чиновников. Фактически, задачи, поставленные этой программой, не были выполнены. Поэтому говорить о том, что в Казахстане есть производство, и выпускается товар с добавленной стоимостью хотя бы 20-30%, не приходится6.

Информация о работе Таможенный союз Беларуссии, Казахстана, России: история создания, значение, перспективы