Теоретические основы функционирования финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 20:13, курсовая работа

Краткое описание

Финансы – это стоимостная категория, это совокупность денежных отношений, пораждаемых и регламентированных государством, связанная с распределением и перераспределением стоимости ВВП и частью национального богатства между секторами экономики.
Финансовые отношения имеют специфические признаки:
-всегда носят денежный характер
-всегда отношения между собственниками финансовых ресурсов

Вложенные файлы: 1 файл

Finansy.docx

— 23.86 Кб (Скачать файл)

Теоретические основы функционирования финансов

   Финансы – это  стоимостная категория, это совокупность  денежных отношений, пораждаемых  и регламентированных государством, связанная с распределением и  перераспределением стоимости ВВП  и частью национального богатства  между секторами экономики.

   Финансовые отношения  имеют специфические признаки:

-всегда носят денежный  характер

-всегда отношения между  собственниками финансовых ресурсов

-эти отношения всегда  регламентируются государством

-эти отношения связаны  с распределением и перераспределением  финансовых ресурсов

-финансы это совокупность  финансовых отношений.

   Деньги – это:

-всеобщий эквивалент, с  помощью которого измеряются  затраты ассоциированных производителей

-выполняют 5 функций

-возникают раньше финансов

-более широкая (общая)  экономическая категория

-охватывают широкие экономические  отношения.

   Финансы – это:

-экномический инструмент  распределения и перераспределения  ВВП и НД (национальный доход), орудие контроля за образование  и использование денежных средств

-совершенно иные функции

-возникают позже денег

-вторичная категория производная  от денег

-охватывают более узкие  отношения, связанные с формированием  денежных фондов.

   Финансы -  определённые экономические отношения, возникающие в момент движения денег, когда происходит их передача или перечисление. Финансовые отношения это прежде всего денежные отношения. Финансовые отношения выражают лишь такие денежные отношения, которые связаны с формированием и использованием фондов денежных средств субъектов хозяйствования и государства. Источником указанных фондов являются ВВП и НД.

   Функции финансов:

  1. Распределительная
  2. Контрольная

С помощью распределительной  функции распределяются и перераспределяются в стоимость ВВП доходы от внешнеэкономической  деятельности и часть национального  богатства.

   Перераспределение  происходит через бюджетную систему:

-прямые налоги -  прибыли  организации, доходы физических  лиц (в бюджет)

-государственные и муниципальные  взаимствования

-денежные перечисления  организациях, домохозяйствам в  бюджетных средствах (субсидиях,  субвенции, пенсии).

   Через финансовый  рынок:

-привлечение средств путём  выпуска ценных бумаг

-кредиты и дргие финансовые  инструменты.

   Контрольная функция  позволяет количественно отражать  воспроизводственный процесс через  финансовый инструмент. Сообщать  о неполадках и отклонениях  в общественном воспроизводстве  (получать сигналы по течению  распределительного процесса.

Распределение доходов по секторам экономики

1.Государство

2.Нефинансовые предприятия

3.Финансовые организации

4.Некоммерческие организации

5.Домохозяйства.

Первычные доходы

1.национальное богатство (операции с ним), косвенные налоги, рентные платежи

2.уставной капитал (увеличение), прибыль, амортизация

3.уставной капитал (увелечение)

4.взносы учередителей

5.заработная плата, личная собственность (операции с ней).

Вторичные доходы

1.Прямые налоги (на доходы), взносы во внебюджетные фонды,  доходы от государственных ценных  бумаг, государственной собственности  и внешнеэкономический деятельности.

2.Бюджетные средства (унитарные  предприятия), превлечённые средства (финансовый рынок).

3.Проценты по кредитам (все сектора экономики), депозиты (нефинансовые предприятия, финансовые  организации), депозиты домохозяйства,  страховые взносы (все сектора  экономики).

4.Бюджетные средства (государство), доходы от оказания платных  услуг (домохозяйства), благотворительные  взносы (все сектора экономики).

5.Пенсия, пособия, стипендии  (государство), проценты по вкладам,  доходы по ценным бумагам (финансовые  центры), дивиденды акционеров (нефинансовый  центр).

Финансовая система Российской Федерации

   Финансовая система – это часть экономической системы, которая обслуживает субъекты экономики, обладающие избытком или недостатком денежных средств. В соответствии с этим все финансовые отношения подразделяются на 2 большие группы, называемые сферами финансовой системы.

1.Финансы субъектов хозяйствования

2.Государственные и муницыпальные  финансы.

Каждая сфера финансовой системы в свою очередь подразделяется на звенья. Финансы субъектов хозяйствования выступают исходной сферой финансовой системы, так как в этой сфере  происходит формирование первичных  финансовых ресурсов и начинаются процессы распределения и перераспределения  стоимости.

Финансовая  система

-Финансы субъектов хозяйствования                          -Государственные и муниципальные  финансы

1.Финансы коммерческих  организаций:

-финансовые учереждения

-нефинансовые учереждения

2.Финансы некоммерческих  организаций:

-некоммерческие организации

-бюджетные организации,  обслуживающие домашние хозяйства

3.Финансы домохозяйств:

-финансирование семей

-финансирование индивидуальных  частных предпринимателей

-фермерские хозяйства

4.Бюджеты органов государственной  власти и органов местного  самоуправления:

-федеральный бюджет

-региональные бюджеты

-местные бюджеты

5.Внебюджетные фонды:

-пенсионные фонд

-фонд социального страхований

-федеральные и территориальные  фонды обязательного медицинского  страхования.

Финансовый  рынок

   Финансовый рынок  – это рынок, на котором  осуществляется рыночное перераспределение  свободных денежных капиталов  и сбережений между различными  секторами экономики путём совершения  сделок с финансовыми активами (это деньги в наличной форме  в виде остатка на банковских  счетах, ценные бумаги, кредиты, валюта, золото, драгоценные металлы).

   Фнансовый рынок  по срокам делится на двое:

1.Денежный рынок: межбанковский  рынок, рынок краткосрочных банковских  кредитов, вексельный рынок, рынок  краткосрочных государственных   ценных бумаг.

2.Рынок капиталов: рынок  акций, инвестиционные кредиты,  ипотечные кредиты.

  Задачи финансового  рынка:

-способствовать развитию  экономики осуществлению материально-  финансовой сбалансированности  по общему объёму и по структуре  общественного производства

-обеспечивать развитие  предприятий и отраслей

-способствовать реальному  осуществлению НТП (научно- технический  прогресс)

-позволяет покрывать дефицит  через эмиссию ценых бумаг.

   Участники финансового  рынка:

1.сберегатели (юр. и физ.  лица, которые накапливают денежные  средства)

2.инвесторы (субъекты хозяйствования, направляющие денежные средства  на покрытие … потребностей)

3.эмитенты (юр. лица, выпускающие  ценные бумаги)

   Финансовые рынок  включает: валюный рынок, рынок  золота, рынок денежных средств  и рынок капитала.

   Методы государственного  регулирования деятельности финансового рынка:

1.административные (законы, постановления, рекомендации)

2.экономические (кредитная  политика, налоговая политика, бюджетная  политика)

   Функции финансового  рынка: фискальная и экономическая.

   Финансовые ресурсы  – это материальные носители  финансовых отношений.

   Финансовые ресурсы – это денежные доходы накопления и поступления, находящиеся в собственности или распоряжении субъектов хозяйствования или органов государственной власти или местного самоуправления и исполльзуемые ими на цели расширения воспроизводства, социальные нужны, материальное стимулирование и удовлетворению других потребностей. Они образуются на макро и микроуровнях.

На микроуровне: это финансовые ресурсы, находящиеся в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления.

   Источниками финансового  ресурсов являются:  стоимость  ВВП, часть национального богатства,  поступление от внешнеэеономической  деятельности.

  Часть национального  богатства – это переходящие  остатки бюджетных средств, средств  от продажи золотовалютных резервов, выручка от реализации государственного имущества, доходы от приватизации.

   Внешнеэкономическая  деятельность – это доходы  от продажи ресурсов, внешнего  негосударственного взаимствования, иностранные инвестиции.

   Финансовые ресурсы на макроуровне:

-налоговые доходы (прибыль, НДФЛ)

-налоговые доходы (дивиденды по акциям), доходы от сдачи имущества в аренду (государственное или муниципальное), 50% прибыли ЦБРФ, проценты от бюджетных ссуд

-безмозмездные перечисления (от бюджетного и других уровней  государственных и внебюджетных  фондов).

   На микроуровне:

 

 

29.09.12

Содержание и значение государственной финансовой политики

Главная цель – создание финансовых условий для социально- экономического роста, повышение уровня и качества жизни населения.

Задачи финансовой политики:

1.перевести экономику  на инновационный путь развития

2.изменить структуру экономики

3.сделать упор на перерабатывающие отрасли и сельское хозяйство

4.улучшить демографическую ситуацию в стране

5.ускорить процесс вхождения РФ в глобальную экономику

6. обеспечить финансовую  безопасность и финансовый суверинитет  страны.

Финансовую политику можно  классифицировать:

1.по территориальному  признаку

2.по временному критерию (финансовая стратегия, финансовая  тактика)

Направление государственной  финансовой политики:

1.бюджетная политика

2.налоговая политика

3.денежно- кредитная

Финансовая политика – это совокупность государственных мероприятий по ипользованию финансовых отношений при выполнении государством своих функций, это совокупность государственных и региональных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций.

Финансовая политика –  это составная часть экономической  политики государства. Это самостоятельная  сфера деятельности государства  в области производственно- финансовых и распределительно- финансовых отношений.

При выборе финансовой политики учитываются следующие факторы:

-конкретные исторические  условия

-специфика каждого этапа  развития общества

-особенности внутренней  и международной обстановки

-реальные экономические  и финансовые возможности государства

-ход рыночных реморм  и особенности переходного периода  национальной и региональной  экономики.

Основное содержание финансовой политики государств и регионов охватывает комплекс мероприятий:

1.разработку научно- обоснованных  концепций развития финансов

2.создание адекватного  финансового механизма

3.управление финансовой  деятельностью государства и  других субъектов экономики

Управление  финансами

В управлении финансами выделяют объекты и субъекты управления. В  качестве объекста выступают разнообразные  виды финансовых отношений. Субъектами являются те организационные структуры, которые осуществляют управление. Выделяют 3 группы объектов:

-финансы субъектов хозяйствования

-финансы домохозяйств

-государственные финансы.

Им соответствуют следующие  субъекты управления:

-финансовые службы предприятий

-финансовые органы

-налоговые инспекции

-органы государственной  власти и местного самоуправления.

В управлении финансами выделяют следующие функциональные элементы: финансовое планирование и прогнозирование, оперативное правление и финансовый контроль.

В ходе финансового прогнозирования  исследуется возможное состояние  финансов в прогнозируемом периоде (основа финансового планирования).

…… которое осуществляется на основе анализа финансовой информации, содержащийся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчётности.

Оперативное управление это  маневрирование финансовыми ресурсами  с целью ликвидации непредвиденных ситуаций и решения вновь возникающих  задач.

Контроль как элемент  управления осуществляется в процессе планирования и на стадии оперативного управления. Он позволяет выявить  сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми и выявить резервы  роста финансовых ресурсов.

Органы управления финансами Российской Федерации

Деляться на законодательные  и исполнительные. Законодательные  – гос думма и совет федерации(парламент  РФ). Совет федерации – мин  финансов (казначейство, налоговая  служба, финансово-бюджетный надзор, служба фнансового мониторинга, таможенная служба, служба по финансовым рынкам, центральный  банк РФ).

Финансовое  планирование и прогнозирование

Финансовое прогнозирование  - это предвидиние возможного финансового положения государства для обоснования показателей финансового плана. Виды прогнозов:

Информация о работе Теоретические основы функционирования финансов