Теоритические основы финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 17:29, курсовая работа

Краткое описание

Рыночная экономика, при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они -- неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики, ибо более эффективного средства управления государством, чем управление при помощи денег, человечество пока не придумало.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВ
1.1. Финансы как целостная экономическая категория.
1.2. Финансовые ресурсы
1.3. Роль финансов в экономике
2. ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ
2.1. Распределительная функция
2.2. Контрольная функция
2.3. Другие функции
3. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
3.1. Перспективы финансовой политики России на будущее
3.2. Проблемы и пути их решения
3.3. Аналитическая часть
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по финансам.docx

— 82.46 Кб (Скачать файл)

В 2010-2012 гг. деятельность Банка  России будет направлена на поддержание  стабильности банковской системы России, защиту интересов вкладчиков и кредиторов. Основным инструментом выполнения задач в сфере банковского регулирования и банковского надзора будет развитие риск-ориентированного надзора, включая вопросы системных рисков. В рамках выполнения задач по повышению эффективности функционирования инфраструктуры российского финансового рынка и развитию его инструментария Банк России в 2010-2012 гг будет продолжать работу по: выполнению плана мероприятий по созданию в Москве международного финансового центра; совершенствованию нормативной базы, регламентирующей проведение сделок РЕПО; внедрению механизмов предоставления ценных бумаг на возвратной основе под завершение расчетов в целях повышения устойчивости финансовых рынков и их ликвидности; введению в законодательство механизма ликвидационного неттинга; совершенствованию законодательства о клиринговой деятельности в целях повышения эффективности управления рисками по сделкам, проводимым участниками финансовых рынков через организатора торгов; другим направлениям.

Основные мероприятия  по совершенствованию платежной  системы Банка России будут связаны  с комплексным преобразованием  существующей платежной системы  в направлении централизации  ее архитектуры, предусматривающей  прежде всего централизованное управление платежной системой и осуществление  расчетов в рамках единого регламента, создание комплексной нормативной  базы, что будет способствовать повышению  прозрачности функционирования платежной  системы, сокращению текущих издержек и снижению рисков, влияющих на функционирование всей банковской системы.

Вывод:

В данной главе были рассмотрены  перспективы финансовой политики России на будущее.

Исходя из представленного  материала можно сделать следующие  выводы:

  1. Направления налоговой политики:

1. Совершенствование налога  на прибыль организаций

2. Совершенствование налога  на добавленную стоимость

3. Совершенствование акцизного  налогообложения

4. Совершенствование налога  на доходы физических лиц

5. Введение налога на  недвижимость взамен действующих  земельного налога и налога  на имущество физических лиц

6. Совершенствование налога  на добычу полезных ископаемых

7. Совершенствование водного  налога

  1. Направления бюджетной политики:

1) внедрение программно-целевых  принципов организации деятельности  органов исполнительной власти  и органов местного самоуправления;

2) восстановление трехлетнего  бюджета;

3) переход к программному  бюджету;

4) развитие новых форм  оказания государственных (муниципальных  услуг);

5) реформирование государственного (муниципального) финансового контроля;

6) совершенствование механизмов  государственных (муниципальных)  закупок;

7) повышение эффективности  бюджетных расходов по направлениям  государственной политики (отраслям  экономики и социальной сферы).

  1. Направления денежно-кредитной политики:

Направления денежно-кредитной  политики включают характеристику состояния  экономики России, прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной  политики в 2009 г, прогноз основных показателей  платежного баланса и ориентиры  денежно-кредитной политики на 2010 г  и период 2011 и 2012 гг. Кроме того, документ содержит сценарии макроэкономического  развития на 2010 г и период 2011 и 2012 гг.

 

3.2. Проблемы и пути их решения

 

Главными проблемами являются:

1) сбалансированность бюджетов  всех уровней и государственных  внебюджетных фондов;

2) совершенствование налоговой  системы;

3) оптимизация структуры  расходов государства;

4) принятие реального  и прозрачного бюджета;

5) расширение инвестиционного  финансирования;

6) обеспечение единства  денежно-кредитной и финансовой  политики;

7) стабилизация валютного  курса рубля;

8) повышение эффективности  использования государственной  собственности;

9) переход на казначейскую  систему исполнения бюджетов;

10) развитие финансовых  взаимоотношений со странами  СНГ и дальнего зарубежья.

1. Сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов может быть достигнута за счет увеличения сбора налогов и сокращения расходов, расширения эмиссионных и не эмиссионных источников финансирования бюджетного дефицита. С этой цепью Федеральный бюджет на 1999 г. предусматривает первичный профицит, то есть превышение доходов над расходами без учета расходов на обслуживание государственного долга.

2. Увеличение сбора налогов достигается путем расширения налогооблагаемой базы, сокращения просроченной задолженности, усиления финансового контроля, изменения порядка зачисления платежей по уровням бюджетной системы, введения государственной монополии на производство алкогольной продукции. Особую роль играет изменение налогового законодательства. Низкий уровень сбора налогов - это не только сокрытие выручки налогоплательщиками, но и фактическое создание механизма ухода от уплаты налогов через недостатки, заложенные в правовых актах, а главное - постоянное сужение налогооблагаемой базы в результате сокращения реального ВВП Пока главная производительная сила общества - экономически активный человек - не имеет возможности для своего нормального расширенного воспроизводства, удовлетворения социальных потребностей, образуется "порочный круг": нет доходов, нет спроса на продукцию, нет развития производства, нет инвестиций, нет накоплений, растет импорт, растут долги, неплатежи, процентные ставки, спекулятивные сделки, падает национальная валюта, сокращается уровень жизни, увеличивается зависимость от иностранного капитала.

3. Возможности сокращения  расходов федерального бюджета  практически исчерпаны. Речь в  настоящее время может идти  лишь об оптимизации структуры расходных статей. Отдельно следует сказать о расходах на обслуживание государственного долга. Необходимо решить вопрос о реструктуризации государственного долга и установлении верхней границы доходности по государственным заимствованиям. Финансирование бюджетного дефицита за счет эмиссии государственных ценных бумаг с низкой бюджетной эффективностью приводит к потере управляемости государственным долгом.

Дальнейшие пути развития общества предполагают либо движение к сужению функций государства  в области экономической и  социальной политики, углублению регионального  сепаратизма, либо к укреплению основ  государственности на федеративной основе с четко очерченными геополитическими функциями в области интеграционных процессов.

  1. Стратегический курс в сфере государственных финансов - это прежде всего реальный бюджет. А это означает, что до тех пор, пока экономика не "встанет на ноги" путем возрождения производства, у государства нет оснований для популистских заявлений относительно возможностей решения социально-экономических проблем за счет централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Для решения этой проблемы необходимо создать все условия, чтобы накопления, активы, созданные в России, работали в ее интересах, как это делается в странах с развитой рыночной экономикой. В этом важнейшая задача всех ветвей власти, предпринимателей, населения.

Реальный бюджет - это  и возможность его исполнения в соответствии с утвержденными  параметрами, что во многом зависит  от макроэкономических показателей развития экономики. Важнейший из них - уровень инфляции, определяющий динамику денежной массы и ее соответствие спросу экономики на деньги.

5. Сокращение государственного  сектора экономики и увеличение  частной собственности в ключевых  отраслях, включая естественные  монополии, не привело к увеличению  доходной базы государственного  бюджета, росту объемов производства. Расширение совокупного предложения  в современных условиях может  обеспечить только инвестиционное финансирование за счет внутренних и внешних заимствований, сбережений средних слоев населения, а также лиц, получающих высокие и сверхвысокие доходы, средств нерезидентов.

6. Известно, что активы  Федеральной резервной системы  США (ФРС) формируются в основном  за счет правительственных займов, доходность которых соответствует  учетной ставке ФРС. Такие монетаристские методы проведения финансовой и денежно-кредитной политики вполне могла бы позаимствовать Россия. В то же время, следуя рекомендациям западных экспертов, в том числе американских, Банк России минимизировал свое участие в поддержке рынка государственных ценных бумаг и не использовал рыночные способы поддержки доходности на приемлемом для бюджета уровне, а сужал денежную базу.

7. Большое значение имеет стабилизация валютного курса рубля. Целесообразно обратить внимание на проблему перевода валютных корреспондентских счетов НОСТРО российских коммерческих банков в Центральный банк РФ. Это позволило бы не только увеличить денежную базу и расширить денежную массу в обращении, но и поставить надежный заслон на пути незаконного вывоза капитала, сделать более реалистичным валютный курс рубля. Необходим комплекс мер по ограничению спекуляции на валютном рынке. Например, проводимая в последние годы денежно-кредитная политика "подталкивает" и вынуждает население к использованию иностранной валюты в качестве основной формы сбережений в целях снижения инфляционного риска. Это негативно влияет на валютный курс рубля, искажая реальное соотношение рубля и доллара по паритету покупательной способности. Такие вложения носят в основном спекулятивный характер и напрямую зависят от макроэкономических показателей. Выход из создавшейся ситуации выглядит так: государство создает предпосылки для конвертации иностранной валюты, принадлежащей физическим лицам и хранящейся вне банковской системы, в рублевые активы, для привлечения средств на счета коммерческих банков, для гарантирования сохранности вкладов и их индексации. Одновременно в основу денежно-кредитной политики оно закладывает регулирование процентных ставок.

8. Одна из проблем федерального бюджета - повышение отдачи от использования государственной собственности. Необходимо повысить персональную ответственность представителей государства в органах управления корпораций, доля акций которых принадлежит государству, за эффективное использование активов, налаживание кооперационных связей и создание условий для привлечения инвестиций. Соответствующие положения должны быть предусмотрены в контрактах, заключаемых с представителями государства. Следует обеспечить поступление в бюджет дивидендов, арендной платы от использования государственного имущества. Для этого целесообразно активизировать работу Центрального фонда хранения и обработки информации фондового рынка - Центрального депозитария и единой национальной депозитарной системы, сформировать систему доверительного управления государственными пакетами акций и другой собственностью, создать полный реестр объектов недвижимости, включая незавершенное строительство на федеральном и региональном уровнях, обеспечить подтверждение прав РФ на зарубежную собственность и повышение эффективности ее использования.

9. Для формирования доходной  базы бюджетов всех уровней  особое значение имеет проблема  их кассового исполнения. В процессе управления финансовыми потоками государства возникают временные кассовые разрывы. Минимизация остатков на отдельных бюджетных счетах возможна лишь с переходом к единому счету Федерального казначейства, что обеспечит централизацию всех средств бюджета. Целесообразно соответствующими правовыми актами Правительства РФ решить вопрос по счетам Государственного таможенного комитета РФ и государственных внебюджетных фондов, средства которых остаются в распоряжении коммерческих банков на достаточно длительное время. Эти ресурсы могли бы эффективно использоваться на покрытие временных кассовых разрывов бюджета. В целом казначейская система требует серьезного реформирования и придания ей самостоятельного статуса по аналогии с имеющимся зарубежным опытом в целях укрепления финансовой дисциплины и разведения процессов составления, утверждения и исполнения бюджета, которые в настоящее время сконцентрированы в Минфине РФ.

10. Необходима ориентация  финансовой и денежно-кредитной  политики России на ее геополитические интересы. А они, прежде всего, находятся в пределах стран СНГ. Ориентация государств СНГ на использование во взаимных расчетах доллара США, привлечение крупных внешних займов, существенно увеличивающих нагрузки на бюджеты, вызывает сложности с погашением задолженности, обеспечением сбалансированности платежных балансов

Таким образом, для стабилизации экономики и финансовой системы  необходимо:

обеспечить сбалансированность бюджетов и их утверждение на базе реального прогноза макроэкономических показателей;

реализовать комплекс мер  по расширению налогооблагаемой базы;

установить верхние границы  доходности по государственным заимствованиям, расширить операции Банка России на открытом рынке;

стабилизировать валютный курс рубля через усиление контроля со стороны Банка России за валютными  счетами и операциями коммерческих банков, создание предпосылок для  конвертации наличной иностранной  валюты физическими лицами в рублевые активы;

сформировать систему  доверительного управления государственной  собственностью в России и за рубежом;

реформировать систему казначейского  исполнения бюджета, обеспечив ее прозрачность, повысив статус, расширив сферу применения;

ориентировать денежно-кредитную  политику на регулирование процентных ставок.

Важно проводить согласованную  финансовую, денежно-кредитную и  социально-экономическую политику, направленную на интересы широких слоев  населения, создающих национальное богатство и обладающих огромным интеллектуальным потенциалом. Преодоление  финансового кризиса находится  в плоскости макроэкономической стабилизации на базе оживления, развития реального сектора экономики, приводящего  к расширению налогооблагаемой базы, и укрепления геополитических и  стратегических позиций России.

 

3.3. Аналитическая часть

 Основные  направления бюджетной политики  на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов

 

В основу бюджетной политики на 2011-2013 годы положены стратегические цели развития страны, сформулированные в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного  социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлениях деятельности Правительства  Российской Федерации на период до 2012 года и других документах, а также  основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации "О  бюджетной политике в 2011-2013 годах".

Информация о работе Теоритические основы финансов