Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 17:01, курсовая работа
Финансовая политика играет огромную роль в развитии национальной экономике РФ. После 1991 года Россия потерпела изменения в обществе: сформировалось новая экономическая система, проведена рыночная реформа, появились новые проблемы в области теории финансов и практике реализации финансовых отношений в современных условиях.
Финансовую политику определяют следующие этапы:
- определение ее целей и задач;
- выработка наиболее рациональных путей для достижения обеспечения необходимых ресурсов и их количества;
- определение конкретных действий и их реализация для достижения намеченных целей и задач;
- четкий и глубокий подход к пониманию сущности, целей и механизма реализации финансовой политики для правильного осуществления поставленных целей;
Введение…………………………………………………………..…………2
Глава 1. Экономическое содержание и цели финансовой политики
государства
1.1. Понятие, составные части финансовой политики и ее цели и задачи………………………………………………………………………….5
1.2.Содержание финансовой политики ……………………………………10
1.3. Условия эффективности финансовой политике ……………………...11
Глава 2. Организация финансовой политики государства
2.1. Понятие финансового механизма ее рычаги и стимулы……...………………………...............................................................12
2.2. Формы финансового обеспечения и реализация финансовой политики…...…………………………………………………………………15
2.3. Современное состояние финансовой политики Российской Федерации……………………………………………………………………18
Глава 3. Типы финансовой политики государства
3.1.Классическая………………………………………………………….....22
3.2.Регулирующая………………………………………………………...…23
3.3.Планово-директивная…………………………………………………...25
Заключение…..……………………………….……………………………28
Список использованной литературы ………………
2.3. Современное состояние финансовой политики Российской Федерации.
В современной России, в силу особенностей ее конституционного строя, приоритет в разработке финансовой политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и на перспективу. Правительство РФ должно действовать в рамках этого послания с целью реализации основных направлений развития экономики и обеспечения социальной стабильности в обществе.
К основные направлениям (задачам) финансовой политики России на современном этапе можно отнести следующее:
- устойчивый профицит федерального бюджета или сохранение сбалансированности федерального бюджета;
- снижение государственного
- стабилизация национальной валюты и снижение темпов инфляции;
- развитие банковского сектора, в первую очередь, в части совершенствования законодательной базы функционирования банковской системы;
- переход к среднесрочному планированию;
- продолжение налоговой реформы и реформы межбюджетных отношений (снижение налоговой нагрузки и расширение налоговой базы, внесение целого ряда поправок в Бюджетный кодекс РФ, совершенствование схем разграничения расходных полномочий между уровнями бюджетной системы).
Известно, что развитие экономики страны зависит от качества налоговой системы. В последние годы в направлении ее совершенствования сделано немало – сформирована налоговая система, включающая 15 налогов и сборов, и четыре специальных налоговых режима, уже шесть лет действует первая часть Налогового кодекса РФ, из 19 глав второй части Кодекса – принято 17 по основным налогам, введена плоская шкала налога на доходы физических лиц.
В частности, за последние 2-3 года было сделано следующее:
- налог на прибыль предприятий снизился с 35% до 24%;
- введен налог на добычу полезных ископаемых;
- снижение ставки единого социального налога с 39,5% до 35,6%;
- сокращен НДС с 20% до 18%;
- отменен налог, уплачиваемый с выручки от реализации товаров;
- отменена инвестиционная льгота;
- установление единой ставки налога на доходы физических лиц.
Бюджет России по-прежнему чрезмерно зависит от нестабильных и трудно прогнозируемых внешних рынков, в связи с этим был создан Стабилизационный фонд в составе Федерального бюджета РФ, с целью повышения устойчивости экономики, федерального бюджета к воздействиям внешнеэкономической конъюнктуры. Стабилизационный фонд формируется за счет 2-х источников, которые связаны с нефтью: часть налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть и часть экспортной пошлины на нефть, поступающих в бюджет при превышении ценовой планки в 20 дол.за баррель. Кроме того, вначале 2009г. в Стабилизационный фонд было перечислено 106 млрд.руб.
Основная нагрузка социальной политики лежит на регионах, на консолидированных бюджетах субъектов плановые расходы которых по «Разделу» Социальная политика почти в полтора раза превышают расходы федерального бюджета. С 2008 года расходы на социальную политику консолидированном бюджете субъекта возросла, а расходы федерального бюджета - сократились более чем в 2 раза. По Федеральному закону РФ от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», на 2009г. доходы федерального бюджета РФ планируются на уровне 10 трлн. 927,1 млрд. руб. (2 1,2% ВВП), в 2010г. - 11 трлн. 733,6 млрд. руб. (19,8% ВВП), в 2011г. - 12 трлн. 839 млрд. руб. (19% ВВП). Расходы федерального бюджета РФ запланированы в 2009г. в объеме 9 трлн. 24,7 млрд. руб. (17,5% ВВП), в 2010г. - 10 трлн. 320,3 млрд. руб. (17,4% ВВП), в 2011г. - 11 трлн. 317,7 млрд. руб. (16,7% ВВП). В соответствии с законом продолжится реализация приоритетных национальных проектов. В частности, объем расходов по проекту «Образование» составит в 2009г. 30,9 млрд. руб., в 2010г. - 7,9 млрд. руб. и в 2011г. - 7,9 млрд. руб. На проект «Здоровье» предусмотрено направить в 2009г. 111,9 млрд. руб., в 2010г. - 105,9 млрд. руб. и в 2011г. - 109,3 млрд. руб. Расходы по проекту «доступное и комфортное жилье - гражданам России» в 2009г. составят 91,2 млрд. руб., в 2010г. - 69,1 млрд. руб., в 2011г. - 10,6 млрд. руб.
Финансовая политика России скоординирована и целенаправленная. Об этом говорит сокращение внешнего долга, сохранение профицита бюджета, рост ВВП.
Глава 3. Типы финансовой политики.
Развитие государства зависти от изменения финансовой политики. На современном этапе известны три типа финансовой политики: классическая, регулирующая, планово – директивная. Особенности текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересы правящих партий и социальных групп и господствующих теоретические концепции, которые влияют на экономический и политический курс государства, определяют применение, того или иного типа финансовой политики государства.
3.1. Классическая.
До конца 20-х годов прошлого столетия основным типом финансовой политики большинства стран был классический ее вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита и Д. Рикарда, и их последователей. Основное ее направление – невмешательство государства в экономику, достижение полной свободы рыночных отношений, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и исполнение равновесного бюджета. Система налогообложения должна была создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета. При классическом типе финансовой политики государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся в основном к расходам на военные цели, выплате процентов по государственному долгу и его погашению и управлению. Система налогообложения должна была создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета государства. Причем система налогов строилась в основном на косвенных и имущественных налогах, которые были достаточно просты и эффективны с точки зрения механизма их взимания.
Система управления финансовой деятельностью была сосредоточена, как правило, в одном органе управления — министерстве финансов (казначействе).
3.2. Регулирующая.
Бурное развитие производительных сил поставило перед государствами еще в XIX в. вопрос об изменении подходов к финансовой политике. Особенно остро встал вопрос об этом в конце 20-х годов прошлого столетия, когда обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем большинства государств. В этот период в индустриально развитых странах осуществлялся переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу вначале была положена экономическая теория английского экономиста Дж. Кейса (1883—1946) и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Основными инструментами вмешательства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос. Поэтому государственные расходы обеспечивают рост предпринимательской деятельности, увеличение национального дохода и способствуют ликвидации безработицы путем финансирования создания новых рабочих мест. Подоходный налог становится главным механизмом регулирования. Он использует прогрессивные ставки. Этот налог обеспечивает изъятие у экономических субъектов доходов, используемых в виде сбережений, что позволяет обеспечить сбалансированность бюджета государства при высоком уровне расходов. Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования.
Государство активно развивает применение долгосрочных и среднесрочных займов. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики.
В системе управления финансами происходят изменения. Вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных специализированных органов. Выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета и бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, управлением государственным долгом.
В целом кейнсианская регулирующая финансовая политика показала свою сравнительную эффективность в индустриально развитых странах. В 30—60-х годах XX в. она обеспечила стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве этих стран.
В 70-х годах в основу финансовой политики была положена неконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Эта разновидность финансовой политики не связана с отказом от регулирования как ее цели, но ограничивает вмешательство государства в экономику и социальную область. Регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства и другие процессы, находящиеся в кризисном состоянии.
Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования.
Важная роль отводится налогам. Ставится задача их сокращения и уменьшения степени прогрессивности обложения.
Следует отметить, что различные разновидности регулирующей финансовой политики тесно взаимосвязаны. Поэтому одинаковые или похожие инструменты финансового механизма применяются в различных странах, использующих как кейнсианскую, так и неконсервативную систему регулирования, что приводит к их конвергенции.
3.3. Планово-директивная.
Данный тип политики применяется в странах, использовавших административно – командную систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяла осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами.
Цель финансовой политики в этих условиях — обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства (в первую очередь у центральных органов власти и управления) для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.