Товарная и географическая структура мировой торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 09:02, творческая работа

Краткое описание

Современные международные экономические отношения, характеризующиеся активным развитием мировой торговли, вносят много нового и специфического в процесс развития национальных экономик. Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является внешняя торговля.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Сущность мировой торговли……………………………………………………………………4 - 7
§1.1. Понятие мировой торговли………………………………………………………………………4
§1.2. Сущность международной торговли и её роль в системе мирохозяйственных связей……………………………………………….5 - 7
Глава II. Отраслевая структура мировой торговли……………………………………………………………………8 -10
Глава III. Современные тенденции в развитии мировой торговли…………………………………………………………………....11-12
Глава IV. США в мировой торговле……………………………………………………………………13-15
Заключение. ………………………………………………………………16-17

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик Касьяна.docx

— 35.62 Кб (Скачать файл)

Вместе с  тем, по-прежнему большая часть мирового товарооборота приходится на промышленно-развитые страны. Крупнейшими торговыми державами мира являются США, Германия и Япония, на которые в начале нового тысячелетия приходится около трети мировых экспортно-импортных операций.

В последние  годы прослеживается устойчивая тенденция  к росту доли развивающихся стран в мировой торговле. В частности, удельный вес развивающихся стран в мировом экспорте товаров увеличился с 27% (с конца XX века) до 35% (на начало XXI века).  Идет активное увеличение удельного веса стран Азиатской группы в мировом экспорте. Из развивающихся стран наиболее динамично международная торговля развивается в новых индустриальных странах Азии. По совокупному объему внешней торговли (около 1,8 трлн. долл. в 2000 г.) Гонконг, Тайвань, Южная Корея, Сингапур, Малайзия, Таиланд и Индонезия уступали лишь США. На эти страны приходилось более 10% общего объема мировой торговли.

Из азиатских  новых индустриальных стран в  десятку крупнейших торговых держав мира входит Гонконг, который в 1999 г. занимал в этом списке 11-е место  по экспорту и 9-е место по импорту. Гонконг значительно опережает все страны мира по удельному весу внешней торговли в ВВП и стоимости экспорта и импорта в расчете на душу населения.

Среди стран  с переходной экономикой наиболее динамично  развивается внешняя торговля Китая, темпы роста которой значительно превышают темпы роста мировой торговли. Стоимостной объем внешней торговли Китая увеличился с 24 млрд. в 1979 г. до 361 млрд. долл. в 1999 г., что позволило стране войти в десятку крупнейших торговых держав мира.

После официальной  передачи Гонконга (с 1 июля 1997 г.) под  юрисдикцию КНР объединенный Китай  по суммарной стоимости экспортно-импортных операций в списке крупнейших торговых держав мира в начале третьего тысячелетия занимает примерно 4-е место после США, Германии и Японии.

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава IV.  США в мировой торговле

 

          Соединенные Штаты Америки являются крупнейшей державой мира. Страна расположена во всех климатических поясах, что благоприятствует сельскому хозяйству и туризму, располагает более чем ста видами полезных ископаемых.

          США - крупнейший в мире экспортёр товаров (13% мирового экспорта) и услуг (18% мирового экспорта). В общем объём экспорта США составляет 16% мирового объёма экспорта. Сегодня около 10%  валового внутреннего продукта страны и 30% всех производимых в США материальных ценностей реализуются на внешних рынках.

Благоприятным экспортным позициям страны способствовало улучшение экономической  конъюнктуры в развитых странах  мира во второй половине 90-х годов, а  также ускорение инвестиционных процессов в быстрорастущих экономиках Юго-восточной Азии и Латинской  Америки. Экспорт товаров и услуг  создаёт около 11-12% ВВП США.

          Опережающими темпами развивается экспорт полупроводников и телекоммуникационного оборудования, транспортных средств (автомобилей и авиалайнеров), энергетического оборудования и двигателей, измерительных и научных приборов. После мирового валютно-финансового кризиса несколько сократились поставки авиационной техники и химической продукции потребителям в страны Азии и Латинской Америки.

           В экспорте услуг преобладают финансовые, управленческие, транспортные, медицинские, образовательные и консалтинговые услуги.

           Значительный стимул к росту американского экспорта дало вхождение Мексики в НАФТА в 1994г. После этого немедленно увеличился экспорт инвестиционных и потребительских товаров в Мексику. В пограничных с США районах Мексики на базе прямых инвестиций американских ТНК создана мощная производственная база по изготовлению готовых товаров из импортных комплектующих с последующим экспортом в США (так называемая maquailadora industry). Американские ТНК пользуются низкими издержками труда в Мексике, но это приводит к росту взаимной торговли между Мексикой и США. Сразу же после образования НАФТА экспорт в Мексику и Канаду дал половину всего прироста американского экспорта. Основными партнёрами США по экспорту являются Канада (23% экспорта США), Япония (10,3%), Мексика (10,1%), Великобритания (5,3%), Германия (3,7%), Южная Корея (3,4%) и Тайвань (3,2%).

           Сегодня около 10% валового внутреннего продукта страны и 30% всех производимых в США материальных ценностей реализуются на внешних рынках. Основу экспортной экспансии американских монополий составляют машины, оборудование и продукция сельского хозяйства.

           На долю США приходится также около 20% мирового экспорта продукции наукоемких отраслей. Импортируется огромное количество электронных компонентов, бытовой электроники и компьютеров. Важнейшее значение для США имеет и тот факт, что на их долю приходится ежегодно около половины мирового экспорта зерна. Заграничные предприятия транснациональных корпораций США обеспечивают производство товаров и услуг общей стоимостью почти 1,5 триллиона долларов в год. США является крупнейшим в мире экспортёром капитала (в год вывозится около 0,3-0,4 трлн. долларов). Прибыли на прямые инвестиции за границей являются также важным источником финансирования экономического развития США, они составляют до трети всего объема прибыли американских корпораций.

          Импорт в США составляет 23% мирового объёма импорта. Импорт имеет для американской экономики ещё более важное значение, чем экспорт.

          США является самым привлекательным рынком для иностранных инвесторов рынок. Так только прямые иностранные инвестиции обеспечивают до 7% капиталовложений в основные фонды американской       экономики.

           В конце 90-х годов ряд американских экономистов и членов правительства выражали беспокойство по поводу зависимости американской экономики от импорта. Значительное преобладание импорта над экспортом является серьёзной проблемой для США. Основными источниками несбалансированности внешних связей являются пассивы в торговле с Японией, Западной Европой и новыми индустриальными странами. Хотя в последние годы дефицит сократился, вопрос выравнивания торговых потоков остаётся одним из самых острых для США. В отдельные годы темпы роста импорта страны вдвое превышали темпы увеличения экспорта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Международная торговля имеет важнейшее значение для экономического роста и развития стран в динамично развивающейся  мировой экономике.

Развитие и усложнение мировой  торговли нашло отражение в эволюции теорий, объясняющих движущие силы этого процесса. В современных  условиях различия в международной  специализации можно проанализировать лишь на основе совокупности всех ключевых моделей международного разделения труда.

Рассмотрев мировую торговлю в  плане тенденций ее развития, можно  сделать вывод, что с одной  стороны наблюдается явное усиление международной интеграции, постепенное  стирание границ и создание различных  межгосударственных торговых блоков, с другой стороны - углубление международного разделения труда, деление стран  на промышленно развитые и отсталые.

Следует обратить внимание на возрастающую роль современных средств связи в процессе обмена информации и заключении самих сделок. Тенденции к обезличиванию и стандартизации товаров позволяют ускорять процесс заключения сделок и оборот капиталов.

В историческом плане нельзя не отметить рост влияния азиатских стран  на процессы мировой торговли. На мой  взгляд, позиции этих стран в мировом процессе производства и реализации товаров в будущем будут укрепляться еще больше.

         В заключение хочется сказать о мировой торговле США.

         США - крупнейший мировой покупатель (13% мирового импорта) и продавец (18% мирового импорта). Причем, что характерно для американской экономики, государственные предприятия можно пересчитать по пальцам (почтовая служба и комиссия по ядерным исследованиям), даже авиалинии и телефонная система в США приватизированы.

    Более чем за два столетия существования Соединенных Штатов в качестве страны их внешняя торговля и глобальная экономическая политика резко изменили свою направленность. В первые годы истории США их государственная власть и деловое сообщество основное внимание уделяли развитию внутренней экономики, независимо от того, что происходило за рубежом. Однако со времени Великой депрессии тридцатых годов XX века и Второй мировой войны страна, в общем и целом, стремилась к снижению торговых барьеров и координации мировой экономической системы. Подобная приверженность свободной торговле имеет экономические и политические корни. Соединенные Штаты все больше стали рассматривать открытую торговлю не только как средство продвижения своих экономических интересов, но и как верный путь к налаживанию мирных отношений между странами. И я  согласна с тем, что ход развития экономических процессов в самих США оказывают значительное влияние на экономику всего мира, непосредственно воздействуя на цикл и хозяйственную обстановку в других странах, на структуру международного экономического объема.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1  Сакс Дж. Рыночная экономика и Россия. - М.: Экономика, 1994

2  Баранова Е. П. Современная международная торговля //Российский экономический журнал. – 1998, № 6

 


Информация о работе Товарная и географическая структура мировой торговли