Управление финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель управления финансами – финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.

Содержание

ПЛАН
1. Основные задачи и методы управления финансами.
Сущность управления финансами, цели и задачи.
Объекты управления.
Субъекты управления.
Основные методы и формы управления финансами.
Государственные органы управления финансами.
Высшие органы государственной власти управления финансами.
Управление бюджетным процессом.
Управление государственным долгом.
Управление налогообложением.
Министерство финансов и другие ведомства управления финансами.
Финансовый менеджмент.
Финансовый механизм. Сущность финансового менеджмента. Основные цели, функции, задачи и методы финансового менеджмента.
Управление капиталом – максимальная прибыль и минимальный риск.

Вложенные файлы: 1 файл

Управление финансами(курсовая).doc

— 545.00 Кб (Скачать файл)

Также широко используются показатели рентабельности.

Которые отражают уровень  прибыльности относительно определенной базы (полная себестоимость реализованной  продукции, стоимость производственных фонов и др.).

Важнейшими факторами роста прибыли являются рост объема производства и реализации продукции, повышение производительности, снижение себестоимости.

Приоритетной задачей  каждого хозяйствующего субъекта –  получить больше прибыли при наименьших затратах путем соблюдения строго режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их использования.

Основным результативным показателем эффективности деятельности  служит чистая прибыль компании.

C позиции финансового управления деятельностью коммерческой организации чистая прибыль зависит: во-первых, от того, насколько рационально использованы предоставленные предприятию финансовые ресурсы, т.е. во что они вложены, и, во-вторых, от структуры источников средств.

Ниже будет изложена деятельность финансовых менеджеров по управлению капиталом с целью обеспечения максимальной прибыли при минимальном риске.

 

Риск и доходность в финансовом менеджменте рассматриваются как две взаимосвязанные категории. Риск – это вероятность потенциальной потери вложенных средств, либо недополучения дохода по сравнению с прогнозом или планом. На практике широкое применение нашли способы оценки риска с помощью концепции левериджа.

Текущая деятельность сопряжена с риском, в частности производственным и финансовым, который следует принимать во внимание в зависимости оттого, с какой позиции характеризуется компания. Характеристика может быть выполнена либо с позиции активов, которыми владеет и распоряжается предприятие, либо с позиции источников средств. В первом случае возникает понятие производственного риска, во втором — финансового риска.

Производственный риск — это риск, в большей степени обусловленный отраслевыми особенностями бизнеса, т.е. структурой активов, в который фирма решила вложить свой капитал. Достаточно очевидно, что производство основных продуктов питания, без которых не может прожить человек и спрос на которые сравнительно легко предсказуем, гораздо менее рисковый бизнес по сравнению с пошивом ультрамодной обуви, хотя, возможно, и не такой прибыльный. Производственный риск определяется многими факторами: региональные особенности, конъюнктура рынка, национальные традиции, инфраструктура и т.п. К примеру, очевидно, что при прочих равных условиях оценки риска вложения средств в организацию производства зонтиков от дождя в Великобритании и на Ближнем Востоке принципиально различаются ввиду неодинаковости климатических условий.

Риск, обусловленный структурой источников, называется финансовым. В этом случае речь уже не идет о том, куда вложены денежные средства, а о том, из каких источников получены средства и каково соотношение этих источников.

В данном случае важен, прежде всего, вопрос о том, как соотносятся  между собой собственный и  заемный капиталы. С позиции финансового риска компания, осуществляющая свою деятельность лишь за счет собственных средств, и компания, 90% совокупного капитала которой представляют собой банковские кредиты, диаметрально различаются.

Количественная оценка риска и  факторов, его обусловивших, осуществляется на основе анализа вариабельности прибыли. В терминах финансов взаимосвязь между прибылью и стоимостной оценкой затрат активов или фондов, понесенных для получения данной прибыли, характеризуется с помощью показателя «леверидж».

Производственный  леверидж количественно характеризуется соотношением между постоянными и переменными расходами в общей сумме и вариабельностью показателя «прибыль до вычета процентов и налогов». Именно этот показатель прибыли позволяет выделить и оценить влияние изменчивости операционного левериджа на финансовые результаты деятельности фирмы.

Если доля постоянных расходов велика, то даже незначительное изменение объемов производства может привести к существенному  изменению прибыли, поскольку постоянные расходы компания вынуждена нести  в любом случае, производится продукция или нет. 

Чем выше уровень производственного  левериджа, тем выше производственный риск компании.  

Финансовый риск находит  отражение в соотношении собственных  и заемных средств как источников долгосрочного финансирования, целесообразности и эффективности использования последних. Использование заемных средств связано для коммерческой организации с определенными, порой значительными издержками. Оптимальное сочетание между собственными и привлеченными долгосрочными финансовыми ресурсами и его влияние на прибыль характеризуется категорией   финансового левериджа.

Количественно эта характеристика измеряется соотношением между заемным и собственным капиталом; уровень финансового левериджа прямо пропорционально влияет на степень финансового риска компании и требуемую акционерами норму прибыли. Чем выше сумма процентов к выплате, являющихся, кстати, постоянными обязательными расходами, тем меньше чистая прибыль. Таким образом, чем выше уровень финансового левериджа, тем выше финансовый риск компании.

Исходя из вышеизложенного становится понятно, почему такое большое внимание с позиции стратегического планирования уделяется операционному и финансовому левериджу — именно условно-постоянные расходы производственного и финансового характера в значительной степени определяют конечные финансовые результаты деятельности предприятия.

Финансовая устойчивость предприятия зависит не только то умелого управления рисками, но и  от организации оборотных средств: определение состава и структуры  оборотных средств; определение  потребности предприятия в оборотных средствах (определение нормативов оборотных средств); изыскание и грамотное соотношение источников формирования оборотных средств (собственных и привлеченных); распоряжение  и маневрирование оборотными средствами;  эффективное использование оборотных средств (ускорение оборота оборотных средств, рациональная организация производственных запасов).

В заключение выше сказанного считаю возможным привести пример реализации функций и задач финансового  менеджмента в российской организации – Сберегательном Банке Российской Федерации (Сбербанк России). Естественно банковская сфера обладает своими особенностями и спецификой сильно отличающими ее от сферы производства. Но дает возможность раскрыть основные принципы, механизмы и содержание  финансового менеджмента.

В настоящее время Сбербанк РФ является универсальным коммерческим банком с организационно-правовой формой – открытое акционерное общество. Крупнейший акционер банка –  государство в лице Центрального Банка России. Главная специализация Сбербанка – это рынок розничных услуг, где он также является и лидером. В свою очередь это обуславливает некоторые моменты финансового управления.

Рис.2 Структура  акционеров на 01.01.2000г.


 

Необходимо отметить, что финансовые менеджеры банка, независимо от их уровня, руководствуются в своей деятельности принципами, приемами и методами, которые излагает общая наука об управлении – менеджмент.

В Сбербанке обеспечивается единая процентная политика, учитывающая  региональные особенности, действует централизованная система контроля, учета и управления рисками, управления финансовыми потоками и ликвидностью.

Банк проводит процентную и тарифную политику, исходя из рентабельности операций и оценки рыночных условий. Значительные объемы продаваемых продуктов и предоставляемых услуг снижают себестоимость отдельных операций и тем самым обеспечивают наиболее конкурентные цены для клиентов Банка.

Основные направления  деятельности банка.

Привлечение

В качестве основных источников привлечения средств Банк определяет:

    • Сбережения населения – главный и наиболее стабильный инвестиционный ресурс.
    • Средства юридических лиц – наиболее динамично растущая составляющая пассивов Банка.
    • Средства, привлекаемые на международных финансовых рынках, – долгосрочный пассив для расширения финансирования инвестиционных проектов.

Рис.3 Структура  привлеченных ресурсов на 01.01.2000 г.


 

Политика Банка в  области привлечения будет направлена на сохранение лидирующего положения  на рынке вкладов физических лиц. Сбережения населения по-прежнему будут являться основой ресурсной базы.

В числе приоритетов  процентной политики будет увеличение доли долгосрочных депозитов. Реализация такой процентной политики позволит Банку существенно сократить процентный и валютный риски. Оптимизируя структуру вкладов по срокам привлечения, Банк будет учитывать риск возможности безусловного досрочного отзыва депозита вкладчиком, что предусмотрено Гражданским Кодексом.

С целью улучшения  структуры привлеченных ресурсов и  предоставления конкурентоспособных ценовых условий для инвестиций в реальный сектор экономики, Банк ставит одной из основных задач в области привлечения средств сохранение и увеличение доли на рынке банковского обслуживания корпоративных клиентов. Что также будет способствовать снижению процентного риска и повышению объемов непроцентных доходов Банка.

Банк продолжит практику привлечения средств физических и юридических лиц путем эмиссии долговых обязательств и выпуска банковских сертификатов и предполагает сохранить долю данного вида ресурсов на уровне 6-7% от объема привлеченных Банком средств.

Банк планирует сохранить  долю этих инструментов привлечения  на постоянном уровне для диверсификации ресурсной базы, будет повышать их привлекательность как средства накопления и расчетов.

Роль лидера банковской системы России, высокие показатели ликвидности и надежности дают Банку конкурентные преимущества в работе на межбанковском рынке и позволяют использовать инструменты привлечения средств с целью обеспечения краткосрочной ликвидности, удешевления финансирования текущих платежей, более эффективного использования остатков на счетах Банка.

Заимствования среднесрочных  и долгосрочных ресурсов у коммерческих банков как существенные источники формирования ресурсной базы Банка не рассматриваются.

Размещение 

Для достижения основных стратегических целей Банк будет  поддерживать оптимальное соотношение между тремя основными направлениями деятельности в области размещения ресурсов:

    • Кредитование физических лиц - перспективный сегмент рынка размещения ресурсов.
    • Кредитование, проектное финансирование и вложения в долговые ценные бумаги юридических лиц - главное направление размещения ресурсов, содействующее развитию национальной экономики, поддержке отечественного производителя товаров и услуг.
    • Инвестиции в государственные ценные бумаги, кредитование и участие в реализации целевых государственных и региональных проектов — основная форма поддержки экономических программ государства.

В рамках стратегии в  области управления рисками при формировании активов Банк будет стремиться к поддержанию достаточного уровня ликвидности, сбалансированности структуры активов и пассивов Банка по срокам и видам валют, обеспечению необходимого уровня диверсификации по регионам, отраслям, клиентам и размерам инвестиций. Развитие активных операций Банка будет осуществляться с учетом оценки эффективности различных сегментов рынка.

Рис.4 Структура  размещенных ресурсов на 01.01.2000 г.


 

Основными направлениями оптимизации  структуры высоколиквидных активов будут:

  • минимизация остатков наличности в кассе, средств на корреспондентских счетах в Банке России, не приносящих доход;
  • повышение уровня доходности размещения средств на счетах в банках-корреспондентах и в межбанковских депозитах;
  • создание высоколиквидных торговых портфелей ценных бумаг первоклассных российских и иностранных эмитентов, обеспечивающих доходность на уровне выше ставок денежного рынка; размещение средств в краткосрочные финансовые инструменты международного финансового рынка с фиксированными параметрами риска и доходности.

Главной задачей Банка  в области кредитования является увеличение качественного и высокодоходного  кредитного портфеля на основе минимизации  и диверсификации кредитных рисков. Банк продолжит кредитование всех основных групп клиентов: населения, корпоративных клиентов, федеральных структур и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, кредитно-финансовых организаций.

Рис.5 Структура  кредитного портфеля по направлениям кредитования на 01.01.2000 г.


По мере стабилизации экономической ситуации в стране и роста платежеспособного спроса населения планируется увеличить долю кредитов физическим лицам в кредитном портфеле Банка за счет наращивания объемов предоставляемых кредитов и услуг. Банк предполагает повысить свою долю на рынке кредитования населения до 30%.

Определяющими факторами  при принятии решений о кредитовании будут оставаться эффективность бизнеса заемщика, рентабельность финансируемого проекта, а также поддержание стабильных оборотов по счетам в Банке

Кредитование корпоративных  клиентов будет осуществляться по следующим основным направлениям: краткосрочное коммерческое кредитование, инвестиционное кредитование и проектное финансирование.

Краткосрочное кредитование корпоративных клиентов в рублях и иностранной валюте на срок до одного года будет ориентировано на удовлетворение потребностей клиентов в оборотных средствах. В качестве целевых групп по данному виду кредитования выделяются клиенты с наиболее высокой оборачиваемостью средств, которые представлены предприятиями легкой и пищевой отраслей, службы быта, торговыми и торгово-посредническими предприятиями.

Информация о работе Управление финансами