Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 11:12, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть понятие государственного управления финансами, понятие методов государственного управления финансами, охарактеризовать компетенцию органов по управления финансами в Российской Федерации.
Задачи работы:
1. Дать понятие управления государственными финансами, определить объекты и субъекты управления, цели управления.
2.Охарактеризовать компетенцию федеральных органов государственного управления финансами в Российской Федерации.
3.Охарактеризовать административно-правовой статус и компетенцию специализированных органов государственного управления финансами.
4. Изучить организационно-правовую систему управления финансами.
Введение 1
1.2. Организационно-правовая система управления финансами 6
Глава 2. Федеральные органы - субъекты государственного управления финансами в Российской Федерации 13
2.1. Президент Российской Федерации 13
2.2. Федеральное Собрание Российской Федерации 14
2.3. Правительство Российской Федерации 15
Глава 3. Специализированные органы государственного управления финансами 16
3.1. Министерство финансов Российской Федерации 16
3.2. Федеральная налоговая служба 22
3.3. Федеральное казначейство 23
3.4. Центральный Банк Российской Федерации 25
3.5. Федеральная служба по финансовым рынкам 26
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Общая теория права. Курс лекций. Под общей редакцией профессора В. К. Бабаева. Нижний Новгород.2003. 31
Банк России и Правительство информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные взаимные консультации.
Банк России консультирует Минфин России по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга страны с учетом их воздействия на состояние банковской системы Российской Федерации и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.
По вопросам, отнесенным к компетенции Банка России, он издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) находится в непосредственном ведении Правительства. Служба, согласно Положению о ней15, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности). Свою деятельность она осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы. Положение о территориальных органах утверждено Приказом Службы от 2 сентября 2004 г.
Служба самостоятельно принимает нормативные правовые акты по утверждению:
- стандартов эмиссии ценных бумаг, проспектов ценных бумаг эмитентов и порядка государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг (за исключением государственных и муниципальных бумаг, а также облигаций Банка России);
- единых требований к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами;
- обязательных требований к порядку ведения реестра владельцев ценных бумаг;
- обязательных для профессиональных участников рынка ценных бумаг, за исключением кредитных организаций, нормативов достаточности собственных средств и иных требований, направленных на снижение рисков профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также на исключение конфликта интересов, в том числе при оказании брокерам, являющимся финансовыми консультантами, услуг по размещению эмиссионных ценных бумаг;
- иных нормативных правовых актов, принятие которых отнесено федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента и Правительства к компетенции федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, а также уполномоченного федерального органа исполнительной власти по государственному регулированию деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию в части надзора и контроля.
Осуществляя полномочия по контролю и надзору, Служба регистрирует: выпуски эмиссионных ценных бумаг и отчеты об итогах выпусков; правила доверительного управления паевыми инвестиционными фондами и ипотечным покрытием; осуществляет лицензирование, приостанавливает эмиссию ценных бумаг. Служба проводит необходимые проверки и выдает предписания, запрещает или ограничивает на срок до шести месяцев проведение профессиональными участниками отдельных операций на рынке ценных бумаг, а также решает другие задачи, указанные в Положении о Службе.
Успешное выполнение задач и функций Службы и ее территориальных органов во многом зависит от квалификации специалистов рынка ценных бумаг. Поэтому 24 декабря 2003 г. Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг было утверждено Положение о них, которым определен порядок аттестации работников организаций, осуществляющих деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, и организаций, осуществляющих деятельность специализированных депозитариев.
В заключении хотелось бы отметить, что финансы как объект правового регулирования и государственного управления являются системой общественных отношений относительно правового режима функционирования денежных фондов, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства.
Финансовое обеспечение - это определенная законодательством совокупность мер и средств, направленных на создание финансовой базы для достижения определенных целей. Финансы всегда играли ведущую роль в деятельности государства, так как это сфера пересечения политических, экономических и социальных интересов, поэтому организация управления финансами должна обеспечить объединение этих интересов с целью стабильности и согласия в обществе. Ни одна ветвь власти, ни один государственный орган не имеют реальной власти без соответствующего финансового обеспечения своей деятельности. Для нормального функционирования общества, для реального обеспечения создания действительно правового, социального, демократического государства нужно, чтобы каждый государственный орган, наделенный полномочиями в сфере финансов, был подконтрольным со стороны других ветвей власти. Только так можно предотвратить использование государственных средств в частных интересах тех или иных политических сил.
Государственное управление финансами в России с переходом к рыночным отношениям приобрело новое содержание - от жестких нормативных методов, присущих командно-административной системе, к применению экономических рычагов воздействия путем осуществления финансово-кредитной политики через систему уполномоченных органов. Однако это не означает, что государство отказывается от властных методов воздействия. Государственное управление финансами объединяет методы прямого оперативного властно-распорядительного управления с использованием стимулирующего влияния при помощи экономических регуляторов.
Перед управлением финансами стоит цель обеспечить оптимальный режим функционирования финансовых ресурсов государства, через законность принятых решений, размежевание компетенции между органами власти, соблюдение правовых норм каждым участником правовых отношений, что необходимо для построения правового государства.
4. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических
вузов /А.Б.Венгеров. –9–е изд., стер.–М.: «Омега–Л», 2013.–607 с.
1 См. п.1ст.105 Конституции РФ.
2См. ч. 3ст.104 Конституции РФ.
3 См. ст.102 Конституции РФ.
4 См. ст.103 Конституции РФ.
5 См. ст.114Конституции РФ.
6См. Положение о Министерстве финансов РФ утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3258.
7 См. ч. 1 Положения о Министерстве финансов РФ утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3258.
8 См. ч. I. Положения о Министерстве финансов РФ утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3258.
9 См. см. ч .IV Положения о Министерстве финансов РФ утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3258
10 См. Положение о Федеральной налоговой службе РФ утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г.// СЗ РФ. 2004. N 40. Ст. 3961; 2005. N 8. Ст. 654.
11 См. Положение о Федеральном казначействе Российской Федерации утвержденному Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г.// СЗ РФ. 2004. N 49. Ст. 4908.
12См. Химичева Н.И. Финансовое право Российской Федерации. Учебное пособие. М. 2006.
13 См. ФЗ «О Центральном банке РФ» от 10 июля 2002 г. // СЗ РФ. 2002. № 28. ст. 2790.
14 См. ФЗ РФ "О банках и банковской деятельности" от 2 декабря 1990 // ВВС. 1990. N 27. Ст. 357; СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492.
15 См. Положение о ФСФР России утвержденному Постановлением Правительства от 30 июня 2004 г.// СЗ РФ. 2004. N 27. Ст. 2780.