Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 00:00, доклад
Федеративная Республика Германия — государство в Центральной Европе. Население составляет более 82 миллионов человек, территория — 357 021 км², по обоим этим показателям является крупнейшей страной Центральной Европы. Занимает 16 место в мире по численности населения и 62 место по территории. Столица — Берлин. Государственный язык — немецкий. Около 64 % населения исповедует христианство.
Экономика Германии является крупнейшей экономикой Европы. В 2011 году в рейтинге стран по общему объёму ВВП Германия занимала четвёртое место, и пятое место в рейтинге по объёму ВВП по паритету покупательной способности.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО ”ПОЛЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ“
Кафедра банковского дела
РЕФЕРАТ
на тему: ФКС Германии
студентка
ФБД, 4 курс, 1011111 Ю.В. Блоцкая
Проверил
Ст. преподаватель Л.А. Лукашик
ПИНСК 2013
Федеративная Республика Германия — государство в Центральной Европе. Население составляет более 82 миллионов человек, территория — 357 021 км², по обоим этим показателям является крупнейшей страной Центральной Европы. Занимает 16 место в мире по численности населения и 62 место по территории. Столица — Берлин. Государственный язык — немецкий. Около 64 % населения исповедует христианство.
Экономика Германии является крупнейшей экономикой Европы. В 2011 году в рейтинге стран по общему объёму ВВП Германия занимала четвёртое место, и пятое место в рейтинге по объёму ВВП по паритету покупательной способности.
Германия является постиндустриальной страной, где основу экономики (от 70% до 78%) составляют услуги, 23%-28% - производство и агробизнес - 0.5-1.5%, в котором занято такое же количество экономически активного населения.
Денежная система Германии
До 70-х гг. XIX в. в Германии не было единой денежной системы, свыше 20 государств и княжеств имели различные виды денежных систем. Основаны они были в первую очередь на серебряном монометаллизме, лишь в Бремене был золотой талер. Остальные денежные единицы (фридрихсдоры, луидоры, пистоли и дукаты) базировались на параллельной и двойной системах биметаллизма, т.е. в обращении были золотые и серебряные монеты, а стоимость между золотом и серебром устанавливал рынок или государство. Кроме того, в обращении находились также банкноты и бумажные деньги.
Политическое объединение немецких земель и образование в 1871-1873 гг. Германской империи привело к созданию единой денежной системы, основанной на золотом монометаллизме: была введена новая денежная единица – рейхсмарка.
С началом Первой мировой войны были отменен золотомонетный стандарт и прекращен размен банкнот Рейхсбанка на золото.
В 1924 г. был введен золотодевизный стандарт, что означало установление валютной зависимости Германии от стран– победительниц: новая рейхсмарка обеспечивалась на 405 золотом и иностранной валютой.
В период мирового денежно-кредитного кризиса 1929-1933 гг. золотодевизный стандарт в Германии был отменен и установлена система неразменных денег.
После Второй мировой войны в экономике Германии царил хаос, территория, как и Берлин, была разделена на четыре оккупационные зоны. 21 июня 1948 г. западные оккупационные власти провели сепаратную денежную реформу, поделившую 9экономически) Германию на две части. В соответствии с реформой была введена новая денежная единица – немецкая марка.
В мае 1949 г. после принятия Конституции ФРГ в стране в соответствии с требованиями Бретон-Вудской системы был установлен золото-долларовый стандарт, курс немецкой марки к доллару составил 3,33 марки за доллар США.
В 1976 г. в стране установилась система не разменных на золото кредитных денег. В настоящее время денежная единица Германии является немецкая марка, которая состоит из 100 пфеннигов.
Банковская система Германии
После войны в ФРГ была создана двухуровневая банковская система:
1. центральный банк – Немецкий федеральный банк;
2.коммерческие
банки и специализированные
Немецкий федеральный банк состоит из его центрального управления во Франкфурте на Майне, девяти земельных центральных банков в качестве главных управлений и почти двухсот отделений и филиалов. Федеральный банк, который в качестве федерального юридического лица общественного права принадлежит на 100% государству, осуществляет наряду с федеральным контрольным учреждением функции надзора. Компетенцию и задачи федерального банка определяет особый закон.
Наряду
с монопольным правом выпуска
банкнот, федеральный банк призван
обеспечивать стабильность валюты. Для
этой цели федеральный банк имеет
возможность регулирования
Федеральный банк получает также определённую процентную ставку от денежных вкладов клиентов других банков в качестве минимального резерва (беспроцентное минимальное кредитовое сальдо на счету федерального банка).
Ежегодно федеральный банк публикует установленный им целевой коридор на следующие 12 месяцев для ожидаемого им увеличения выпуска наличных денег. Этот коридор устанавливается на основе ожидаемого роста производства, изменения цен и изменения скорости обращения денег. Это помогает экономике, с одной стороны, ориентироваться на ожидаемый рост, а с другой стороны - жёстко ограничивает инфляционные напряжения.
Денежную и кредитную политику немецкого федерального банка определяет совет банка.
Согласно законодательству, федеральный банк не подчинён федеральному правительству. Он обязан с учётом поставленных перед ним задач оказывать правительству помощь в выборе и осуществлении общей экономической политики.
Основной
объём чековых, безналичных оборотов
и вексельных оборотов внутри страны
осуществляется через федеральный
банк и его филиалы. Численность
персонала в системе
Особый
характер немецкой банковской системы
основывается, по сравнению с другими
промышленно развитыми
- около 350 частных банков (кредитные банки), в которые входят три крупных банка, региональные банки и прочие кредитные банки, частные банкиры, а также филиалы иностранных банков, с долей в размере одной трети от деловых операций всех банков.
- свыше 700 общественно-правовых сберегательных касс и земельных банков с долей в размере половины объёма операций.
- приблизительно 3000 кооперативных банков (Фольксбанк, Раффайзенбанк и др.) с их центральными банками, доля которых составляет около 20%.
Несмотря на то, что частные банки, кооперативные кредитные учреждения и общественно-правовые сберегательные кассы преследуют различные коммерческие и политические цели, разделения труда в этой области не существует. В отношении деятельности на рынке также практически не существует различия между этими тремя группами кредитных учреждений, несмотря на то, что сберегательные кассы и кооперативные банки формально не ставят перед собой задачу достижения максимальной прибыли, как это делают частные банки, а работают на базе достижения соответствующих излишков или удовлетворения потребностей общества.
Все кредитные
учреждения вынуждены осуществлять
свою деятельность с целью обеспечения
долгосрочной надёжности существования
предприятий с достижением
Бюджетная система Германии
Бюджет выступает главным звеном финансовой системы ФРГ, его структура и бюджетный процесс соответствуют федеративному характеру государственного строя. В госбюджет включаются доходы и расходы трех уровней административного управления:
Сводный (консолидированный) госбюджет получается путем сложения доходов и расходов бюджетов всех трех уровней за вычетом межбюджетных трансфертов (субсидий, дотаций). С 1974 г. в госбюджет включаются средства фонда социального страхования и социального обеспечения.
Бюджетный год в ФРГ совпадает с календарным годом. Федеральный бюджет утверждается бундестагом (парламентом). Составление, утверждение и исполнение федерального бюджета предусматривают определение ожидаемых доходов и расходов в бюджетном плане и ведение бюджетного учета, фактическое отражение исполнения бюджета. Высшим контрольным органом ФРГ в области государственных финансов является федеральная счетная палата. Отчет об исполнении бюджета составляется Министерством финансов и направляется в парламент и счетную палату.
Формирование доходов определяет целую систему финансовых каналов, по которым в казну стекаются средства от физических и юридических лиц. Здесь особую роль играет налоговая политика как важнейшая подсистема бюджетной политики. Налоговые поступления составляют 4/5 всех доходов бюджета, причем на 2/3 налоговые поступления формируются за счет прямых налогов (подоходного или налога на зарплату, корпорационного, промыслового). Однако их доля в бюджетах различных уровней разная. В бюджетных доходах федерации, земель и общин она составляет соответственно 9/10, 7/10 и 1/3.
Кроме налоговых поступлений доходы центрального бюджета складываются из прибыли от экономической деятельности государственных предприятий и рентных платежей. В эту статью доходов регулярно включается многомиллиардная прибыль центрального банка ФРГ. Несколько меньшее значение имеют поступления процентных выплат за предоставленные межгосударственные кредиты, доходы от участия в капитале, а также средства от реализации этих участий.
Удельный вес расходов центрального правительства в ВНП остается сравнительно стабильным: от 13 до 15% (в годы кризисов). Такой незначительный разброс колебаний обусловлен законодательно установленной границей кредитной базы финансирования расходов допускаемых за счет привлечения дополнительных займов (эмиссии казначейских векселей и облигаций). Конституция ФРГ ограничивает ежегодные кредитные заимствования федерации величиной инвестиционных расходов бюджета.
Важное место в системе государственного регулирования принадлежит бюджетным расходам на экономику (затраты на жилищное строительство, коммунальное хозяйство, энергетику, добывающую промышленность, обрабатывающую промышленность, связь, транспорт и сельское хозяйство). Из них до 90% идет на финансирование производственной инфраструктуры: строительство и поддержание дорог, аэродромов, федеральной железной дороги и почты.
Военные расходы в федеральном бюджете страны составляют примерно 25–30%. Причем нужно заметить, что большая доля военных расходов приходится на бюджеты земель и общин.
Финансирование научно-технических программ осуществляется через Министерство исследований и технологий. Доля расходов на науку и образование невелика (2–5%) по сравнению с социальными выплатами, субсидиями на экономику и затратами на управление. Финансирование НИОКР – 2,9% от ВВП [2]. Расходы на управление составляют около 3% расходов федерального бюджета и включают затраты на содержание верховных органов власти и федерального государственного аппарата.
Бюджеты земель и общин занимают важное место в бюджетной системе страны. Доля бюджетов земель и общин в национальном доходе ФРГ составляет свыше 20%. Земли и общины несут почти 100% общегосударственных расходов на коммунальное хозяйство, учреждения образования или здравоохранения, свыше 80% всех расходов на транспорт, дорожное или жилищное хозяйство, почти 75% расходов на содержание государственного аппарата и свыше 40% расходов по управлению государственным долгом. Рост расходов бюджетов земель и общин не сопровождается расширением их доходной базы. В связи с этим удельный вес собственных источников доходов снижается и увеличивается доля дотаций из вышестоящего звена бюджетной системы. Растет объем займовых операций местных органов власти, что в конечном итоге приводит к усилению дефицитности этих бюджетов.