Федеральный бюджет Российской Федерации его роль в развитии экономики и социальной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 10:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение бюджетной системы, в общем, и государственного бюджета, в частности, как важнейшего элемента финансовой системы страны, рассмотрение роли и особенностей бюджета России в условиях экономического и финансового кризиса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения.
Основными задачами настоящей курсовой работы являются раскрытие содержания государственного бюджета как экономической категории, его функций, рассмотрение источников формирования и направлений расходования средств государственного бюджета; определение роли государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества в условиях кризиса.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3
1 Социально-экономическая сущность и роль бюджета………………………..6
1.1 Экономическая сущность бюджета его функции,
бюджетное устройство…………………………………………………….…...6
1.2 Роль государственного бюджета как финансовой базы
социально-экономического развития общества……………………………..10
1.3 Источники формирования и направления расходования
государственного бюджета……………………………………………………13
2 Анализ параметров социально-экономического развития Российской
Федерации на современном этапе …………………………………………….18
2.1 Анализ динамики расходов Федерального бюджета РФ 2010-2012 гг.,
характеристика его социальной направленности…………………………….18
2.2 Анализ влияния мирового финансового кризиса на социально-
экономическое развитие Российской Федерации в 2010-2012 годах…….....22
2.3 Межбюджетные отношения: современная ситуация,
проблемы и пути их преодоления………………………………………….….27
3 Проблемы сбалансированности бюджета Российской Федерации и пути их
преодоления на современном этапе …………………………………………..30
3.1 Развитие социальной и экономической сферы в РФ …………………....30
3.2 Экономическая тенденция федерального бюджета……………………...34
3.3 Возможные меры бюджетной политики, как инструмента
восстановления сбалансированности бюджета………………………………40
Заключение…………………………………………………………………….…..45
Библиографический список……………………………………………………....47

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 155.68 Кб (Скачать файл)

 

 
                  Показатель

 
отчет

 
оценка

 
прогноз

 
2010

 
2011

 
2012

 
2011

 
               Расходы федерального бюджета

 
18,2%

 
25,9%

 
23,2%

 
  20,0%


 
    Параметры бюджета  на 2011 существенно скорректированы. В результате в номинальном выражении объем доходов федерального бюджета в 2011 году был сокращен по сравнению с изначально запланированным на 38,6%, а расходы федерального бюджета - выросли на 7,4% или с 9,03 трлн. рублей до 9,69 трлн. рублей.  
    Исходя из текущей оценки 2011 года, доходы бюджета будут еще меньше на 2,3%, а расходы вырастут дополнительно на 3,0% - до 9,98 трлн. рублей.  
    Несмотря на значительное ухудшение макроэкономической ситуации в целом и, как следствие, резкое сокращение доходов бюджетной системы объем расходов в следующем году по сравнению с 2011 годом практически не меняется, а по сравнению с изначально запланированным на 2012 год уменьшается всего на 500 млрд.рублей. В соответствии с обновленными бюджетными проектировками расходы в 2012 году предусмотрены в объеме 9,823 трлн. рублей, в 2011 году – 9,359 трлн. рублей против 9,980 трлн. рублей в 2010 году. При этом существенно меняется структура расходов бюджета. Растет объем трансфертов из федерального бюджета Пенсионному фонду, а также процентные платежи по государственному долгу.  
    Резкое сокращение запланированных доходов бюджета в ближайшие годы во многом объясняется падением мировых цен на энергоносители. В 2010-2011 годы мировые цены на нефть и газ будут на 36-40% (или на 35-40 долларов США) ниже, чем ожидалось ранее.  
    Новый прогноз значительно отличается от прежнего по темпам роста ВВП: если в середине прошлого года ожидалось, что ВВП в 2011 году по сравнению с 2010 годом вырастет более чем на 20%, то согласно текущим оценкам в 2011 году физические объемы ВВП окажутся ниже уровня 2010 года на 5,2%, а номинальный объем ВВП будет на 28-31% ниже первоначальных показателей бюджетных проектировок на 2010-2011 годы.  
    Существенно ухудшен прогноз показателей внешней торговли: в 2011 году по сравнению с 2010 годом экспорт в долларовом выражении снизится на 45% , импорт – на 55-58%.  
    По новым оценкам прибыль предприятий для целей налогообложения будет ниже, чем закладывалось Федеральным законом, на 37% в 2010 году и на 43% в 2011 году.  
    Сокращение доходов ожидается не только из-за ухудшения макроэкономических условий развития экономики, но и в результате реализации мер налогового стимулирования, принятых в целях преодоления последствий кризиса. Так, на 4 пункта была снижена ставка налога на прибыль (за счет поступлений в федеральный бюджет), еще 0,5 пункта федеральной ставки было передано в региональные бюджеты. В результате  ставка налога на прибыль, поступающего в федеральный бюджет снизилась с 6,5% до 2%. Эта мера стоит федеральному бюджету около 1% ВВП в условиях 2010 года.  
    Наряду с антикризисными мерами проведение бюджетной политики должно ориентироваться на складывающуюся в экономике ситуацию.  
    Развитие экономики в 2012-2014 годах будет определяться тремя основными факторами. Первый связан с выходом мировой экономики из кризиса и динамикой цен на главные сырьевые ресурсы. Второй определяется развитием частных инвестиций. Третий связан с эффективностью мер государственной антикризисной политики.  
    Согласно текущему прогнозу социально-экономического развития в период 2012-2014 годов на фоне стабилизации мировой экономики и благодаря реализуемым правительством антикризисным мерам в России восстановится положительная динамика экономического роста. В 2010 году прирост ВВП составит 1,0%, после чего он будет постепенно повышаться: до 2,6% - в 2011 году  и 3,8% - в 2012 году.  
    Прогноз добычи нефти учитывает то, что с течением времени уровень добычи на выработанных месторождениях будет снижаться, а возможности добычи на новых месторождениях будут ограничены. В целом, к 2011-2012 годам добыча стабилизируется на уровне 483 млн. т. в год.  
    Экспорт нефти будет постепенно снижаться, при этом внутреннее потребление нефти с ростом российской экономики будет наращиваться.  
    Объем добычи газа, после резкого падения из-за низкого внутреннего и внешнего спроса в 2009 году, в последующие годы начнет восстанавливаться.  
    Прирост инвестиций в основной капитал  в 2010 году составит порядка 0,5% и будет происходить главным образом за счет капитальных вложений в естественные монополии, а также в отрасли с высокой долей государственного финансирования – транспорт, образование, здравоохранение, ЖКХ и жилищное строительство. В 2011-2012 годах предполагается оживление инвестиционной активности во всех сегментах экономики благодаря стабилизации банковской системы и росту кредитования. Прирост инвестиций в 2011-2012 годах составит 6% и 9% соответственно.  
    Доходы населения в реальном выражении в 2010 году снизятся на 0,7% по сравнению с уровнем 2009 года. В последующие годы реальные доходы будут умеренно расти с темпом 2-3% в год. Средняя номинальная заработная плата согласно прогнозу будет увеличиваться на  10-11%  в год.  
    Целевые параметры инфляции на 2010 год определены на уровне 10%, на 2011 год – 7-8%, на 2012 год - 5-7%.  
    Расчеты бюджетных проектировок на 2010-2012 годы основываются на прогнозе среднегодовой цены на нефть сорта «Urals» в 2010 году на уровне 55 долларов США за баррель, в 2011 году – 56 долларов США за баррель, в 2012 году - 57 долларов США за баррель, что отображено на рисунке 3. 
 
 
Рисунок 5 – Мировые цены на нефть марки  Urals, долл. США за баррель 
 
   Докризисный аномально высокий рост цен в середине 2008 года ожидаемо сменился их резким падением: нисходящий тренд прослеживался в целом до весны текущего года.  
    Быстрый подъем цен на нефть с конца весны до середины лета 2009 года стал причиной возвращения чрезмерно оптимистических ожиданий. Однако рост цен не был подкреплен фундаментальными факторами, что не позволяет рассчитывать на длительное повышение стоимости нефти на мировых рынках.  
    По мнению многих экспертов, наблюдавшийся в последние месяцы резкий подъем цен на нефть не имеет под собой устойчивой базы. В последние месяцы спрос на нефть падает, а предложение растет. Такая ситуация прогнозируется и на перспективу.  
    В 2008 году рост мирового ВВП составил 3,4% в сравнении с 5,2% годом ранее. По последним прогнозам международных организаций, в 2009 году падение мировой экономики может составить до 3% на фоне значительного сокращения международной торговли.  
    В первом полугодии 2009 г. продолжилась тенденция к сокращению основных экономических показателей. Темпы падения ВВП превышают 10%, промышленного производства – почти 15%, инвестиций – более 18%. Отмечено также снижение потребительского спроса вследствие падения заработной платы также почти на 3%. Продолжается рост безработицы, за последний год она увеличилась на 2,5%.  
    Накопленные в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния значительные средства – на 1 января 2009 года они составляли 4027,6 млрд. рублей и 2584,5 млрд. рублей. 
 
         2.3  Межбюджетные отношения:  современная ситуация,         проблемы и пути их решения. 

 

Все бюджеты, входящие в бюджетную  систему страны, взаимодействуют  в рамках межбюджетных отношений.

Межбюджетные отношения – это  отношения между органами государственной  власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов  Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные  с  формированием  и исполнением  соответствующих  бюджетов.

Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах :

·     распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;

·     разграничения регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;

·     равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;

·     выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;

·     равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов федерации.

Исходя из этих принципов, можно  сказать, что в основе межбюджетных отношений в России лежит бюджетный федерализм. В строго научном смысле теории бюджетного федерализма, равно как и канонического определения не существует. Вместе с тем анализ построения бюджетно-налоговых систем в государствах федеративного устройства позволяет выделить следующие положения, которые в совокупности выражают суть стандартной модели бюджетного федерализма:

·     сосуществование нескольких уровней бюджетно-налоговой системы;

·     законодательное или договорное распределение полномочий и ответственности каждого из уровней власти за конкретные направления и виды деятельности на соответствующей территории;

·     наличие устойчивых представлений о величине необходимых расходов для реализации каждым уровнем власти его полномочий и ответственности;

·     использование надежных и общепризнанных субъектами Федерации способов учета их особенностей для корректировки величины расходов;

·     закрепление за каждым уровнем бюджетной системы налоговых и неналоговых доходных источников;

·     установление в классификации расходов федерального и региональных бюджетов специальных позиций финансирования таких направлений региональной политики, как компенсация нижестоящим бюджетам недостаточности их собственных средств для покрытия нормативно распределяемых расходов; реализация программ поддержки развития отдельных регионов; принятие мер по поддержке депрессивных территорий и т.п.

Российская модель бюджетного федерализма  формально строилась в соответствии с описанным «стандартом». Она  опиралась на конституционно декларированное  распределение предметов ведения  между Федерацией, её субъектами и  муниципальными образованьями и  исходила из законодательно установленной  структуры разделения между всеми  уровнями власти собираемых в стране налогов. В её рамках использовался  «формульный», внешне свободный от субъективизма механизм бюджетного выравнивания с помощью федеральных  трансфертов субъектам РФ.

Для повышения заинтересованности регионов в наполнении федерального бюджета доходами должна быть установлена  прямая зависимость получения из федерального центра финансовой помощи от степени выполнения задания по мобилизации доходов в федеральный  бюджет.

Федеральный центр должен разработать  и довести до регионов рекомендации по программам бюджетного оздоровления, следование которым будет важнейшим  условием выделения финансовой помощи. Основными параметрами при этом должны стать:

·     доля приоритетных расходов (здравоохранение, образование, социальное обеспечение и пр.) в расходах регионального бюджета;

·     доля населения в оплате жилищно-коммунальных услуг и общественного транспорта;

·     наличие административного контроля цен;

·     наличие и интенсивность ограничений доступа на региональные рынки отечественных товаров и услуг;

·     предельные бюджетные заимствования и объем налоговых освобождений и льгот.

Оздоровлению региональных бюджетов должно способствовать упорядочение бюджетного процесса в регионах: обеспечение  «прозрачности» статей бюджета, их соответствие федеральному классификатору, консолидация в бюджет региональных внебюджетных фондов, казначейское исполнение бюджетов.

Важным условием нормального функционирования межбюджетных отношений является финансовый контроль со стороны федерального центра за правильным и целесообразным расходованием  средств региональных бюджетов. Необходимо восстановить практику проведения ревизий  исполнения  бюджетов субъектов Федерации, получающих средства из федерального бюджета по каналам межбюджетных отношений. Обязательна также оценка потенциала и степени использования доходной базы региона, в том числе находящихся в его собственности и распоряжении природных ресурсов, недвижимости и т.д. Аналогично должны декларироваться и расходы, потому что вполне возможны ситуации, когда регион, претендующий на финансовую помощь, расточительно использует свои средства, «живет не по средствам».

Логическим развитием вышесказанного может стать требование обязательного  подтверждения соответствующими органами власти фактической результативности использования ранее выделенных средств. Такие официальные подтверждения  могли бы быть дополнительными основаниями  для получения  очередной порции средств поддержки. При этом важно не полное расходование полученных средств, а именно результативность их использования для улучшения или стабилизации в регионе по конкретным параметрам (снижение уровня бедности, рост числа рабочих мест и т.д.)[.

Вывод: На каждом из уровней бюджета решаются ряд проблем. Это и перераспределение состава и структуры средств между уровнями, так и изменение отношений внутри каждого из уровней в отдельности. Следует отметить что в целом государство идет правильным курсом, и по ежегодному увеличению ВВП на 7% это прекрасно видно. Значит политика в плане бюджета идет полным ходом, и причем в правильном направление. Но это только начало реформ, много задач и проблем предстоит еще решить, что и попытаемся сделать в третьей главе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
               3 Проблемы сбалансированности государственного     бюджета РФ и пути их преодоления на современном этапе. 
 
          3.1 Развитие экономики и социальной сферы в РФ. 

     Социально-экономическое развитие - это структурная перестройка экономики, сопровождающаяся экономическими, социальными, политическими и духовными процессами, развертывающимися в обществе.

    Сущность и значение социально-экономического развития заключается в постоянном разрешении и повторении уже на новом уровне основной проблемы любой хозяйственной системы - противоречия между ограниченностью производственных ресурсов и безграничностью людских потребностей.

    Ряд экономистов считают целесообразным выделить следующие направления социально-экономического развития, которые актуальны как для стран с развитой рыночной экономикой, так и для России:

· Конъюнктурная политика

· Политика экономического роста

· Структурная политика

· Региональная политика

· Политика занятости

· Антиинфляционная политика

· Инвестиционная политика

· Социальная политика

    Конъюнктурная политика представляет собой совокупность мер государства по обеспечению динамичного и одновременно равновесного состояния рыночной экономики. Как и все процессы в экономике, динамическая неустойчивость имеет свои плюсы и минусы.      Положительный момент связан с тем, что благодаря перепадам конъюнктуры быстрее выявляются и устраняются сравнительно слабые, малоэффективные звенья экономики. Минусы же прежде всего в том, что быстрое закрытие неэффективных производств создает дополнительные проблемы с занятостью. Методы конъюнктурной политики можно разделить на финансовые и кредитно-денежные. А целям конъюнктурного регулирования соответствует вообще вся направленность социально-экономической политики, включая обеспечение полной занятости, стабильности цен, соразмерного и постоянного экономического роста, внешнеэкономического равновесия, справедливого распределения ВВП и высокого благосостояния граждан.

     Также, социально-экономическое развитие заключается в обеспечении сглаженного от циклических колебаний экономического роста. Экономический рост представляет такое развитие национального хозяйства, при котором увеличиваются валовой национальный доход и реальный валовой внутренний продукт как источники удовлетворения потребностей общества. Под экономическим ростом обычно понимают не кратковременные взлеты реального объема общенационального производства, а долговременные тенденции увеличения и качественного совершенствования общенационального продукта и факторов его производства.

    Экономическое развитие как понятие более полно по сравнению с экономическим ростом отражает хозяйственный прогресс. Он означает не только умножение результатов производства, но и становление в национальном хозяйстве новых прогрессивных пропорций.

    Для многих развитых стран задача негосударственного стимулирования экономического роста отошла на второй план. Перед ними в большей степени стоят проблемы достижения качества экономического роста при его умеренном уровне. Следовательно, речь идет о стимулировании научно-технического прогресса и о структурной политике, которые должны обеспечить наполняемость процентов роста прогрессивными и качественными товарами и услугами.

    Экономическая политика в области структурных изменений представляет собой совокупность мер, оказывающих воздействие на изменение меж - и внутриотраслевых пропорций в экономике. Цель данного направления политики - повышение конкурентоспособности национальной экономики, решение ряда социальных проблем, стимулирование научно-технического прогресса.

    Рыночная экономика неизбежно связана с дифференциацией доходов населения, усилением неравенства, с проблемой бедности. Поэтому необходима социально ориентированная экономика, ставящая на лидирующие позиции не только темпы экономического роста, а рост благосостояния нации, создание равных стартовых возможностей для всех граждан страны. В этом случае требуется активное вмешательство государства, выработка эффективной социальной политики, которая должна быть направлена на регулирование отношений основных элементов социальной структуры общества, на согласование долгосрочных интересов социальных групп как друг с другом, так и с обществом в целом.

Одно из направлений социально-экономического развития связано с решением региональных проблем. Любая страна представляет собой совокупность территорий, отличающихся между собой, как правило, по многим параметрам. Прежде всего речь идет о территориально неравномерном  распределении ресурсов: комплекса  природных ресурсов, труда и капитала. Таким образом, в развитии экономики  страны складывается территориальная  неравномерности. Задачей региональной политики государства является применение мер по достижению определенного  пространственно-производственного  равновесия в национальной экономике. Осуществляется, как правило, экономической поддержкой ослабленных территорий.

Информация о работе Федеральный бюджет Российской Федерации его роль в развитии экономики и социальной сферы