Федеральный бюджет и его особенности на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 19:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ бюджетной политики РФ и анализ состояния Федерального бюджета РФ на современном этапе развития. Актуальность исследования особенностей развития федерального бюджета на современном этапе обусловлена тем, что бюджет является ведущим звеном финансовой системы и основной финансовой категорией, предопределяющей жизнеспособность государства и его структур. Данная работа состоит из двух частей. Первая часть посвящена исследованию теоретических основ и особенностей формирования Федерального Бюджета РФ, принципов и особенностей бюджетной политики РФ. Вторая часть представляет собой анализ структуры федерального бюджета на основе статистических данных за 2011 и 2012 года.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы и особенности формирования Федерального Бюджета РФ 5
1.1 Бюджетная политика РФ 5
1.2 Основные принципы и особенности Федерального бюджета РФ 8
1.3 Бюджетный процесс 11
Глава 2. Исследования проводимой бюджетной политики России на современном этапе 14
2.1 Анализ состава доходов бюджета за 2011 год. 14
2.2 Основные статьи расходов бюджета за 2011 год. 18
2.3 Оценка исполнения федерального бюджета на март 2012 21
Заключение 23
Список литературы: 25
Приложения…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 2.doc

— 373.00 Кб (Скачать файл)

 Особенностями государственных расходов являются: плановость; целевой и безвозвратный характер; использование кредитных методов  финансирования ( гос.кредит). На величину и структуру расходов федерального бюджета влияют: внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения.

 Расходы бюджета делятся на: текущие и капитальные. Капитальные расходы — это расходы на инновационную и инвестиционную деятельность.  Текущие расходы — обеспечивающие функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений. Осуществляются в следующих  формах: ассигнования на содержание бюджетных учреждений; средств на оплату товаров, работ и услуг по государственным контрактам; трансфертов населению; бюджетных кредитов; субвенций и субсидий; инвестиций; кредитов.

 Расходы федерального бюджета, в отличие от доходов, начинают тенденцию к снижению. По словам министра финансов, Антона Силуанова: «Минфин намерен проводить жесткую бюджетную политику,  не допуская увеличения расходных обязательств».

Основная  задача состоит  в снижение дефицита федерального бюджета, которое по данным Правительства РФ планируется достичь к  2015 году. В связи с этим расходы федерального бюджета предполагается сократить с 22,4% к ВВП в 2010 году до 18,0% к ВВП в 2013 году,

 Кассовые расходы федерального бюджета за 2011 год составили 10935,2 млрд. рублей или 20,1% ВВП. Наибольший объем расходов в 2011 и 2010 году пришелся на социальную политику и трансферты в социальные внебюджетные фонды – 6,9% ВВП в 2010 году, и 5,8% ВВП в 2011 году. Расходы по обслуживанию долга составили в 2011 году 263 млрд. рублей.  Из них 72 млрд. было направлено на обслуживание внешнего долга, а 191 млрд. рублей – на обслуживание внутреннего долга. Расходы инновационного характера занимают 6% всех расходов бюджетной системы, и к 2020 году они вырастают в инновационном варианте до 7 %.

        Возросли расходы на национальную  оборону и безопасность до 1516 млрд. руб. В законе от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», рост расходов на силовой блок (национальную оборону, безопасность и правоохранительную деятельность) продолжает расти.  Их доля в тратах вырастет с 2,8 % в 2011 году до 4,1% в 2014-м. 

 

              2010

             2011

 

млрд. руб.

% ВВП

млрд. руб.

% ВВП

Расходы

10 116

      22,4

10 935

20,1

Обслуживание  долга

      195

       0,4

       263

0,5

Национальная  оборона

1 276

2,8%

1 516

2,8%

ЖКХ

      235

0,5%

        225

0,5%

Охрана окружающей среды

       13

        0%

         13

0%

Образование

      443

1,0%

553

1,0%

Культура, СМИ

       126

0,3%

        145

0,3%

Здравоохранение и спорт

       347

0,8%

544

1,0%

Социальная  политика, трансферты

3103

6,9%

3129

5,8%

Трансферты  регионам4

1 378

3,1%

      651

3,2%

Обслуживание  гос. Долга 

     195

0,4%

     263

0,5%


  

Минфином планируется  увеличение  расходов на обслуживание государственного долга с 263 млрд. руб. в 2011 году до 290 млрд. руб. к 2014.; на образование и на здравоохранение до 1% к 2014 году. Уменьшение же расходов будет происходить за счет ужесточения политики в области соцобеспечения, включая предоставления трансфертов регионов. По суммарной доле примерно в полтора раза будут снижены ассигнования на ЖКХ к 2014.

       В 2012 году планируется реализация 37 действующих федеральных программ (в 2011 их было 47), объем ассигнований на эти цели составит 601 455,69 млн. руб., из которых 10452010 млн. руб. направятся на реализацию Федеральной космической программы России на 2006 - 2015 годы. При этом доля государственных расходов в бюджете 2012 года, которые Минфин не смог классифицировать по целевому методу, увеличилась в шесть раз - с с 3,6 до 23 процентов от всех планируемых бюджетных трат.

2.3 Оценка исполнения федерального бюджета на март 2012

 

Предварительная оценка исполнения федерального бюджета проводится на основании сопоставления данных N 371-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2012 год и плановый период 2013-2014» и статистических показателям Министерства Финансов РФ и Федерального Казначейства.

По  предварительной оценке исполнение основных показателей   федерального бюджета за январь- февраль 2012 года  составило:

-Объем  поступивших доходов –  1 866,06 млрд. рублей, или 9,0% к общему объему доходов федерального бюджета, утвержденному Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»;

 

%

Всего: (млрд.руб)

1866

37,8%

Доходы от внешнеэкономической  деятельности

704,6

21,6%

Налоги, сборы и регулярные платежи  за пользование природными ресурсами

402,7

15,6%

Налоги на товары, работы, услуги , реализуемые на территории РФ

291,0

11,8%

Налоги на товары ввозимые на территорию РФ

219,4

3,6%

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной (муниципальной)собственности

67,8

     

 

       

   Сумма налоговых и неналоговых  доходов составила 1820 млрд.руб,  из которых среди налоговых  доходов лидирует НП-  23,7 млрд.руб,  неналоговых-  доходы от возврата  бюджетами РФ остатков субсидий  и иных межбюджетных трансфертов, 46 млрд.руб. Нефтегазовые  доходы выросли по сравнению с январем 2011 годом на 39,4% до 530,2  млрд. руб. Ненефтегазовые составили 525,8  млрд. руб., что на 30,8% выше поступлений января 2011 года.

      -Кассовое исполнение расходов – 2065,6 млрд. рублей, или 8,5% к общему объему расходов федерального бюджета, утвержденному Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» и уточненной росписи;

%

Всего: (млрд.руб)

2065,6

35,3

Социальная политика

728,8

21,8

Национальная оборона

450,3

10,4

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

214,5

7,3

Здравоохранение

151

6,1

Национальная экономика

126,2

19,1

Прочие расходы

394,8


 

На  национальную оборону было затрачено 450,3 млрд.руб. (на содержание Вооруженных Сил РФ –386,6 млрд.руб.); по общегосударственным вопросам- 86,5 млрд.руб. (обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового надзора- 18 млрд.руб.);  образование - 99 млр.руб. (Высшее и послевузовское профессиональное образование- 81 млрд руб), социальная политика -728,8 (Пенсионное обеспечение- 494 млрд.руб)

   Кассовый дефицит бюджета за январь 2012 года составил  17,95 млрд. рублей.Первичный профицит  13,25 млрд. рублей. Ненефтегазовый дефицит бюджета составил в январе 2012 года 14,3% ВВП по сравнению с дефицитом 6,0% ВВП в аналогичном периоде предыдущего года.

Заключение

Оценивая  представленные выше параметры бюджетной  политики РФ за 2011-2013 гг.,  очень сложно оценить насколько бюджетная  политика будет способствовать устойчивости экономического и социального  развития.  Большая часть целей бюджетной политики в итоге на практике, так и не реализовывается. Каждый раз обещанные улучшения в сфере здравоохранения, образования, реализуются на минимальном уровне. Денежные средства выделяются - а куда выделяются, как расходуются непонятно. Не соблюдается основной принцип построения бюджетной политики - результативность и эффективность. Результат того, во что вкладывают деньги, явно отстает от суммы этих вложений.

       Вот возьмем  расходы на оборону -  огромные  расходы,  большая часть которых  засекречена и проконтролировать их невозможно. Как отмечают аналитики: « То, что идет на  вооружение разворовывают, а то, что остается,  эффективно не используется.» Национальная безопасность страны – важнейшая задача, и деньги выделять надо, но только так чтоб они приносили результат.

        Большинство высоких показателей  РФ (уровень ВВП, профицит бюджета)  связаны с высокими ценами  на нефть. А вот самой экономике дорогая нефть почти не помогает: рост обрабатывающей промышленности замедлился, объем прямых иностранных инвестиций невелик, отток капитала продолжается. Если цена на нефть упадет, дефицит бюджета неизбежен, а как следствие ужесточение расходной политики. 

      Беспокоит так же скорость, с  которой тают резервы Резервном  фонде и Фонде национального  благосостояния . Из 4,6 триллионов рублей, накопленных к кризису 2008-2009 годов, сегодня осталось лишь около 1090,4 миллиардов.

      Несмотря на провозглашенный принцип развития инноваций. программно-целевая составляющая бюджетной политики сужается. Расходы на науку гражданского назначения  к 2013 г. упадут до 0,36% ВВП, среднегодовой ежегодный прирост инвестиций в основной капитал в 2011-2013 гг. составит 7%, что существенно ниже минимально необходимого уровня для поддержания простого воспроизводства основных фондов.

    Все же, несмотря на  минусы, федеральный бюджет является  достаточно сбалансированным. Ставятся  цели восстановления экономики,  остаются высокими расходы на  здравоохранение, физическую культуру  и спорт, а также на образование. При этом у России один из самых низких показателей по объему госдолга - 10% ВВП, из которых внешний долг составляет лишь 2,5% ВВП. Происходит перераспределяется налоговая нагрузка, за счет расширения налоговой базы, да и ставки налогов у нас одни из самых низких в мире. Промышленное производство развивается, конечно, черепашечьими шагами, но развивается. Но потенциал производства за пару лет не восстановишь. Вводятся ограничения на использование нефтегазовых доходов бюджета.

         Соблюдение принципов построения  бюджетной политики, развитие собственного производства,  уменьшение зависимости от углеводородов- вот основа успешного развития России. И когда-нибудь мы к этому обязательно придем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы: 

Приложение 1    

Приложения 2:

Приложение 3:

 

 

 

Приложение 4

 

1 БК РФ, часть 1 ст. 6.

2 Приложение 1

3 Приложение 2

 

5 приложение 3

 

Ставки НДПИ за 1 тонну добытой нефти – 419 рублей (с 1 января по 31 декабря 2011 года);  446 рублей (с 1 января по 31 декабря 2012 года); 470 рублей (с 1 января 2013 года) . На 1000кб м газа соответственно( 237, 251, 256 рублей).

 

7 Приложение 4




Информация о работе Федеральный бюджет и его особенности на современном этапе