Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2015 в 15:46, курсовая работа
Федеральный бюджет России — ведущий финансовый документ, основное звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы). Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год, имеющий силу закона после его утверждения Федеральным Собранием в виде федерального закона. По экономическому содержанию федеральный бюджет представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств Российской Федерации.
1 Понятие, особенности и функции федерального бюджета 2
1.1 Социально-экономическая сущность и функции федерального бюджета 2
1.2 Состав доходов федерального бюджета 6
1.3 Состав расходов федерального бюджета 8
2. Анализ федерального бюджета за 2012-2014 годы. 10
3. Повышение роли федерального бюджета в развитии экономики и социальной сферы страны. 17
Список использованных источников 18
2. Анализ федерального бюджета за 2012-2014 годы.
Рассматривая общие показатели федерального бюджета за 2012-2014 годы, можно отметить, что каждый год происходит увеличение как доходов, так и расходов, причем динамика расходов растет несколько активнее.
Таблица 1 – Сопоставление показателей федерального бюджета за 2012-2014 год
Показатель |
2011 |
2012 |
Темп прироста, % |
2013 |
Темп прироста, % |
2014 |
Темп прироста, % |
Доходы, трлн.руб. |
11,37 |
12,85 |
13,02 |
13,02 |
1,32 |
14,50 |
11,37 |
Расходы, трлн.руб. |
10,94 |
12,90 |
17,92 |
13,34 |
3,41 |
14,83 |
11,17 |
Источник: Информационно-аналитический раздел официального сайта Министерства Финансов Российской Федерации http://info.minfin.ru/
Рисунок 1 – Динамика доходов федерального бюджета
Из рисунков 1 и 2 видно что доходы федерального бюджета по плану увеличиваются на 11,14 % в 2015 по сравнению с 2014 годом. Расходы так же увеличиваются на 11,12 % в 2015 по сравнению с предыдущим годом.
В федеральном бюджете 2012-2014 гг. имела место следующая динамика расходов с учетом межбюджетных трансфертов по соответствующим разделам.
Таблица 2 – Структура и динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации бюджетов за 2012-2014 год
млрд. рублей
2012 год |
2013 год |
2014 год | ||||
проект |
% к предыдущему году |
проект |
% к предыдущему году |
проект |
% к предыдущему году | |
ВСЕГО |
12890,8 |
110,7 |
13342,9 |
103,5 |
14830,6 |
111,1 |
в том числе: |
||||||
Общегосударственные вопросы |
794,6 |
91,3 |
802,0 |
100,9 |
784,6 |
97,8 |
Национальная оборона |
1847,4 |
120,5 |
2334,3 |
126,4 |
2750,8 |
117,8 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1687,2 |
137,2 |
1903,3 |
112,8 |
1994,6 |
104,8 |
Национальная экономика |
1762,2 |
96,1 |
1681,4 |
95,4 |
1653,9 |
98,4 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
99,7 |
42,9 |
86,3 |
86,6 |
62,2 |
72,1 |
Охрана окружающей среды |
19,6 |
111,7 |
19,9 |
101,7 |
21,4 |
107,1 |
Образование |
559,9 |
101,4 |
521,5 |
93,2 |
467,6 |
89,7 |
Культура, кинематография |
80,9 |
92,4 |
78,5 |
96,9 |
76,4 |
97,4 |
Здравоохранение |
498,8 |
106,9 |
454,0 |
91,0 |
445,0 |
98,0 |
Социальная политика |
3796,9 |
120,4 |
4102,3 |
108,0 |
4134,2 |
100,8 |
Физическая культура и спорт |
38,7 |
91,3 |
30,7 |
79,3 |
24,4 |
79,5 |
Средства массовой информации |
62,6 |
102,0 |
56,4 |
90,1 |
50,3 |
89,1 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
438,9 |
125,1 |
538,0 |
122,6 |
640,5 |
119,0 |
Межбюджетные трансферты общего характера |
510,8 |
86,5 |
487,3 |
95,4 |
473,6 |
97,2 |
Источник: Информационно-аналитический раздел официального сайта Министерства Финансов Российской Федерации http://info.minfin.ru/
В 2012 - 2014 годах значительно увеличился объем расходов на обеспечение обороны, безопасности и правоохранительной деятельности - сферах, полностью отнесенных к ведению Российской Федерации. Рост расходов на эти цели обусловлен проведением с 2012 года реформы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, а также переводом с 1 января 2012 года финансового обеспечения полиции на федеральный уровень.
Расходы в области социальной политики прошли со значительным ростом в 2012 и 2013 годах в основном за счет мер по обеспечению сбалансированности бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. Так, в связи с поставленной задачей на 4% снизить ставку в 2012 - 2013 годах на компенсацию выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в связи со снижением тарифов страховых взносов в 2012 - 2013 годах резервировались бюджетные ассигнования федерального бюджета в 2012 году на сумму 236,4 млрд. рублей и в 2013 году - на 275,6 млрд. рублей.
Снижение объема расходов федерального бюджета на национальную экономику в 2012 и 2013 годах обусловлено в основном сокращением отдельных направлений субсидирования экономики, завершением ряда федеральных целевых программ и объектов капитального строительства.
Как мы видим из Таблицы 2 произошло значительное сокращение средств на развитие ЖКХ и других отраслей социальной сферы. Абсолютное снижение расходов по ним вызвано курсом на минимизацию бюджетных расходов и дефицита бюджета, а также объективной невозможностью сокращения расходов на оборону и безопасность страны. По всем остальным статьям в этих условиях расходы пришлось снижать.
В целом бюджет представляет собой инерционный вариант продолжения сложившейся политики по отношению к населению, в связи с чем основные пропорции очень мало меняются, хотя общая тенденция понятна: если в 2012 г. доля социальных расходов несколько повышается, то в завершающем трехлетку 2014 г. снижается.
Рисунок 3 – Структура доходов федерального бюджета в 2012 году
Рисунок 3 – Структура доходов федерального бюджета в 2013 году
Рисунок 3 – Структура доходов федерального бюджета в 2014 году
Источник: Информационно-аналитический раздел официального сайта Министерства Финансов Российской Федерации http://info.minfin.ru/
Анализируя доходы федерального бюджета за 2012-2014 год, можно отметить, что большую доходов федерального бюджета составляют доходы от внешнеэкономической деятельности, в основном это нефтегазовые доходы.
Большая часть поступлений доходов федерального бюджета была обеспечена поступлениями ввозной и вывозной таможенной пошлины (36,5%), налога на добавленную стоимость (27,2%), налога на добычу полезных ископаемых (19,5%), налога на прибыль организаций (2,7% от общего объёма доходов).
Налоговые доходы федерального бюджета за 2014 год составили 7 063,8 млрд. рублей (10,6% к ВВП), что на 3,9 млрд. рублей, или на 0,1%, больше суммы, предусмотренной в прогнозе на 2014 год.
Большая часть налоговых поступлений федерального бюджета была обеспечена поступлениями налога на добавленную стоимость (50,1% от общего объёма налоговых доходов), налога на добычу полезных ископаемых (35,9%), налога на прибыль организаций (4,9%).
Неналоговые доходы федерального бюджета за 2014 год составили 5 905,0 млрд. рублей (8,8% к ВВП), что на 103,3 млрд. рублей, или на 1,8%, больше суммы прогноза на 2014 год. В структуре неналоговых доходов доходы от уплаты таможенных пошлин составили 80,3%.
Сегодня формирование федерального бюджета находится в жесткой внешней финансовой зависимости, включая настоятельную предопределенность формирования международных резервов, в части Резервного фонда и Фонда национального благосостояния РФ, номинированных в иностранной валюте. Размещение международных резервов средств на счетах в Банке России инвестируемые в иностранные финансовые активы порождает проблему смещения потенциала сбережений от населения к государству в лице Правительства и Банка России с ограничением активности платежеспособного спроса населения, его выбора и устойчивости платежной системы.
Важным уроком российского финансового кризиса является признание того, что накопление огромных резервов это далеко не самый главный гарант от внешних негативных влияний.
3. Повышение роли
федерального бюджета в
Учитывая разрегулированность бюджетного процесса и бессистемное использование расходной части бюджета, а также слабость налоговой базы бюджета, не позволяющей обеспечить цивилизованное, оптимальное обеспечение формирования доходной основы бюджета, для повышения роли федерального бюджета в развитии экономики и социальной сферы России необходимо осуществление следующего комплекса мер:
Список использованных источников
Информация о работе Федеральный бюджет и его роль в развитии экономики и социальной сферы