Федеральный бюджет и его роль в развитии экономики и социальной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2015 в 15:46, курсовая работа

Краткое описание

Федеральный бюджет России — ведущий финансовый документ, основное звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы). Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год, имеющий силу закона после его утверждения Федеральным Собранием в виде федерального закона. По экономическому содержанию федеральный бюджет представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств Российской Федерации.

Содержание

1 Понятие, особенности и функции федерального бюджета 2
1.1 Социально-экономическая сущность и функции федерального бюджета 2
1.2 Состав доходов федерального бюджета 6
1.3 Состав расходов федерального бюджета 8
2. Анализ федерального бюджета за 2012-2014 годы. 10
3. Повышение роли федерального бюджета в развитии экономики и социальной сферы страны. 17
Список использованных источников 18

Вложенные файлы: 1 файл

Гос финансы выполнено.doc

— 387.00 Кб (Скачать файл)

 

2. Анализ федерального бюджета за 2012-2014 годы.

 

Рассматривая общие показатели федерального бюджета за 2012-2014 годы, можно отметить, что каждый год происходит увеличение как доходов, так и расходов, причем динамика расходов растет несколько активнее.

Таблица 1 – Сопоставление показателей федерального бюджета за 2012-2014 год

Показатель

2011

2012

Темп прироста, %

2013

Темп прироста, %

2014

Темп прироста, %

Доходы, трлн.руб.

11,37

12,85

13,02

13,02

1,32

14,50

11,37

Расходы, трлн.руб.

10,94

12,90

17,92

13,34

3,41

14,83

11,17


Источник: Информационно-аналитический раздел официального сайта Министерства Финансов Российской Федерации http://info.minfin.ru/

Рисунок 1 – Динамика доходов федерального бюджета

Рисунок 2 – Динамика расходов федерального бюджета

Из рисунков 1 и 2 видно что доходы федерального бюджета по плану увеличиваются на 11,14 % в 2015 по сравнению с 2014 годом. Расходы так же увеличиваются на 11,12 % в 2015 по сравнению с предыдущим годом.

В федеральном бюджете 2012-2014 гг. имела место следующая динамика расходов с учетом межбюджетных трансфертов по соответствующим разделам.

Таблица 2 – Структура и динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации бюджетов за 2012-2014 год

млрд. рублей

 

2012 год

2013 год

2014 год

проект

% к предыдущему  году

проект

% к предыдущему  году

проект

% к предыдущему  году

ВСЕГО

12890,8

110,7

13342,9

103,5

14830,6

111,1

в том числе:

           

Общегосударственные вопросы

794,6

91,3

802,0

100,9

784,6

97,8

Национальная оборона

1847,4

120,5

2334,3

126,4

2750,8

117,8

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1687,2

137,2

1903,3

112,8

1994,6

104,8

Национальная экономика

1762,2

96,1

1681,4

95,4

1653,9

98,4

Жилищно-коммунальное хозяйство

99,7

42,9

86,3

86,6

62,2

72,1

Охрана окружающей среды

19,6

111,7

19,9

101,7

21,4

107,1

Образование

559,9

101,4

521,5

93,2

467,6

89,7

Культура, кинематография

80,9

92,4

78,5

96,9

76,4

97,4

Здравоохранение

498,8

106,9

454,0

91,0

445,0

98,0

Социальная политика

3796,9

120,4

4102,3

108,0

4134,2

100,8

Физическая культура и спорт

38,7

91,3

30,7

79,3

24,4

79,5

Средства массовой информации

62,6

102,0

56,4

90,1

50,3

89,1

Обслуживание государственного и муниципального долга

438,9

125,1

538,0

122,6

640,5

119,0

Межбюджетные трансферты общего характера

510,8

86,5

487,3

95,4

473,6

97,2


 

Источник: Информационно-аналитический раздел официального сайта Министерства Финансов Российской Федерации http://info.minfin.ru/

 

В 2012 - 2014 годах значительно увеличился объем расходов на обеспечение обороны, безопасности и правоохранительной деятельности - сферах, полностью отнесенных к ведению Российской Федерации. Рост расходов на эти цели обусловлен проведением с 2012 года реформы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, а также переводом с 1 января 2012 года финансового обеспечения полиции на федеральный уровень.

Расходы в области социальной политики прошли со значительным ростом в 2012 и 2013 годах в основном за счет мер по обеспечению сбалансированности бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. Так, в связи с поставленной задачей на 4% снизить ставку в 2012 - 2013 годах на компенсацию выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в связи со снижением тарифов страховых взносов в 2012 - 2013 годах резервировались бюджетные ассигнования федерального бюджета в 2012 году на сумму 236,4 млрд. рублей и в 2013 году - на 275,6 млрд. рублей.

Снижение объема расходов федерального бюджета на национальную экономику в 2012 и 2013 годах обусловлено в основном сокращением отдельных направлений субсидирования экономики, завершением ряда федеральных целевых программ и объектов капитального строительства.

Как мы видим из Таблицы 2 произошло значительное сокращение средств на развитие ЖКХ и других отраслей социальной сферы. Абсолютное снижение расходов по ним вызвано курсом на минимизацию бюджетных расходов и дефицита бюджета, а также объективной невозможностью сокращения расходов на оборону и безопасность страны. По всем остальным статьям в этих условиях расходы пришлось снижать.

В целом бюджет представляет собой инерционный вариант продолжения сложившейся политики по отношению к населению, в связи с чем основные пропорции очень мало меняются, хотя общая тенденция понятна: если в 2012 г. доля социальных расходов несколько повышается, то в завершающем трехлетку 2014 г. снижается.

 

Рисунок 3 – Структура доходов федерального бюджета в 2012 году

 

Рисунок 3 – Структура доходов федерального бюджета в 2013 году

Рисунок 3 – Структура доходов федерального бюджета в 2014 году

Источник: Информационно-аналитический раздел официального сайта Министерства Финансов Российской Федерации http://info.minfin.ru/

 

Анализируя доходы федерального бюджета за 2012-2014 год, можно отметить, что большую доходов федерального бюджета составляют доходы от внешнеэкономической деятельности, в основном это нефтегазовые доходы.

Большая часть поступлений доходов федерального бюджета была обеспечена поступлениями ввозной и вывозной таможенной пошлины (36,5%), налога на добавленную стоимость (27,2%), налога на добычу полезных ископаемых (19,5%), налога на прибыль организаций (2,7% от общего объёма доходов).

Налоговые доходы федерального бюджета за 2014 год составили 7 063,8 млрд. рублей (10,6% к ВВП), что на 3,9 млрд. рублей, или на 0,1%, больше суммы, предусмотренной в прогнозе на 2014 год.

Большая часть налоговых поступлений федерального бюджета была обеспечена поступлениями налога на добавленную стоимость (50,1% от общего объёма налоговых доходов), налога на добычу полезных ископаемых (35,9%), налога на прибыль организаций (4,9%).

Неналоговые доходы федерального бюджета за 2014 год составили 5 905,0 млрд. рублей (8,8% к ВВП), что на 103,3 млрд. рублей, или на 1,8%, больше суммы прогноза на 2014 год. В структуре неналоговых доходов доходы от уплаты таможенных пошлин составили 80,3%.

Сегодня формирование федерального бюджета находится в жесткой внешней финансовой зависимости, включая настоятельную предопределенность формирования международных резервов, в части Резервного фонда и Фонда национального благосостояния РФ, номинированных в иностранной валюте. Размещение международных резервов средств на счетах в Банке России инвестируемые в иностранные финансовые активы порождает проблему смещения потенциала сбережений от населения к государству в лице Правительства и Банка России с ограничением активности платежеспособного спроса населения, его выбора и устойчивости платежной системы.

Важным уроком российского финансового кризиса является признание того, что накопление огромных резервов это далеко не самый главный гарант от внешних негативных влияний.

 

 

 

 

 

3. Повышение роли  федерального бюджета в развитии  экономики и социальной сферы  страны.

 

 

Учитывая разрегулированность бюджетного процесса и бессистемное использование расходной части бюджета, а также слабость налоговой базы бюджета, не позволяющей обеспечить цивилизованное, оптимальное обеспечение формирования доходной основы бюджета, для повышения роли федерального бюджета в развитии экономики и социальной сферы России необходимо осуществление следующего комплекса мер:

  • разработка бюджета должна опираться на современную долгосрочную стратегию развития экономики, государства и общества;
  • должен быть скорректирован Бюджетный кодекс и его отдельные разделы, касающиеся разработки бюджета. Он должен быть дополнен комплексом целевых стандартов: разработка идеологии; порядок подготовки исходных параметров; порядок рассмотрения ключевых параметров; схема разработки бюджета в Правительстве с участием представителей комитетов Госдумы; стандарт утверждения бюджета; стандарт контроля за реализацией бюджета; стандарт доведения бюджетных ресурсов до исполнителей; оценка эффективности использования бюджетных средств;
  • целесообразно все бюджетные денежные ресурсы, направленные на развитие национальной экономики, включая инвестиции, сосредоточить в одном потоке, регулируемом расходной статьей «национальная экономика»;
  • должна быть увеличена степень самостоятельности и ответственности главных распорядителей;
  • разработка и внедрение методов и процедур оценки качества финансового менеджмента на ведомственном уровне;
  • развитие внутреннего аудита;
  • укрепление финансовой дисциплины.

 

 

Список использованных источников

 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации // СПС «Консультант - Плюс».
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 2 декабря 2013 г. N 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»// СПС «Консультант - Плюс».
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. N 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» // СПС «Консультант - Плюс».
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» // СПС «Консультант - Плюс».
  5. Бабич, А.М., Государственные и муниципальные финансы, Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп./ А.М. Бабич, Л.Н. Павлова – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 703 с.
  6. Вахрин, П.И. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов / П.И. Вахрин. – М.: Дашков и К*, 2011. – 342 с.
  7. Гринкевич, Л.С. Государственные и муниципальные финансы России: учебное пособие / Л.С. Гринкевич, Н.К. Сагайдачная, В.В. Казаков, Ю.А. Рюмина. - М.: КНОРУС, 2009. – 241 с.
  8. Поляк, Г.Б. Бюджетная система России Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям.- 3-е изд., перераб. и доп. / Г.Б. Поляк. - М.: Юнити, 2010. - 703 с.
  9. Романовский, М.В. Бюджетная система Российской Федерации. Учебник / ред. О. В. Врублевская, М. В. Романовский. - 4-е изд.  - СПб. : Питер, 2010. - 576 с.
  10. Информационно-аналитический раздел официального сайта Министерства Финансов Российской Федерации http://info.minfin.ru.

 

 


Информация о работе Федеральный бюджет и его роль в развитии экономики и социальной сферы