Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 21:09, реферат
Системы финансирования здравоохранения можно классифицировать по двум признакам:
1. по источнику формирования средств
2. по форме их распределения.
ФИНАНСИРОВАНИЕ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Системы финансирования здравоохранения можно классифицировать по двум признакам:
1. по источнику формирования средств
2. по форме их распределения.
Источники
формирования средств не всегда влияют
на формы их распределения, системы
с одним и тем же источником
формирования средств могут иметь
разные характеристики распределения.
1. Типы систем по источнику финансирования.
Источниками финансирования могут быть:
1. Общие налоговые доходы всех видов и уровней.
2. Целевые налоговые поступления.
3. Целевой
взнос на обязательное
4. Личные
средства граждан и иные
Общие
налоговые доходы всех видов и
уровней. К ним относятся: налоги
на прибыль, налоги на добавленную стоимость,
подоходный налог и др. Они поступают
в государственный или
Система, базирующаяся на общих налоговых доходах, называется бюджетной.
Целевые налоговые поступления. К ним относятся налоги, устанавливаемые на определенные товары (чаще всего, на продажу алкоголя и табака). Установленная часть поступлений от сбора этих налогов в целевом порядке направляется на здравоохранение. Этот вид налога не характеризует систему финансирования здравоохранения, поскольку является дополнительным к основному источнику финансирования и его доля в формировании средств здравоохранения незначительна.
Целевой взнос на обязательное медицинское страхование. Это может быть взнос на обязательное медицинское страхование (РФ), а может быть единый взнос на социальное страхование (единый социальный налог). Взнос на ОМС обычно исчисляется в виде фиксированного процента к фонду оплаты труда и в России выплачивается только работодателями.
Системы,
основанные преимущественно на целевом
взносе на медицинское страхование,
получили название систем обязательного
медицинского страхования. Иногда их называют
системами социального
Личные средства граждан и иные источники финансирования. Эти средства не проходят через каналы государственного перераспределения и поступают в медицинские организации в форме прямой оплаты медицинских услуг. Кроме того, это могут быть доходы ЛПУ от аренды, от продажи медицинских технологий и др. В качестве иных источников финансирования могут выступать благотворительные фонды, средства работодателей, направляемые на создание собственной медицинской базы, пожертвования и альтернативные источники финансирования (ссуда, лизинг, факторинг).
Личные средства населения как основной источник оплаты медицинской помощи являются основой частной системы финансирования.
Ни
в одной стране не существует в
чистом виде бюджетной, страховой или
частной системы
Бюджетная система по определению является государственной системой финансирования, поэтому их иногда называют государственными системами. В таких системах государство является собственником значительной части медицинских учреждений, органы управления осуществляют планирование здравоохранения и много других функций прямого управления отраслью.
В системах ОМС участие государства принимает более мягкие регулирующие формы, а медицинских организации не всегда принадлежат государству. Тем не менее, системы ОМС также являются государственными системами финансирования, поскольку:
- во-первых,
взносы работодателей и
- во-вторых,
поступления от взносов
- в-третьих,
государство регулирует многие
элементы этой системы –
2. Типы систем финансирования по форме их распределения (по характеру взаимодействия с медицинскими организациями).
По этому типу можно выделить два основных типа систем:
1. интеграционную модель;
2. контрактную модель.
Их называют экономическими моделями здравоохранения.
Интеграционная
модель предполагает слияние функций
финансирования, управления и оказания
медицинской помощи. Имущество медицинских
организаций принадлежит
Органы управления не только определяют общую стратегию и приоритеты развития отрасли, но и регламентируют основные стороны деятельности медицинских учреждений: определяют их мощность (например, число больничных коек, амбулаторных приемов), принимают решение о перераспределении ресурсов между отдельными учреждениями, назначают руководителей и прочее. В такой модели права медицинских учреждений ограничены.
Теоретически
интеграционная модель экономических
отношений обеспечивает высокую
степень управляемости
Недостатки модели – это отсутствие возможности для маневра ресурсами, бюрократизация отношений, слабая ориентация на потребительский спрос, отсутствие экономической мотивации медиков. Поэтому интеграционную модель экономических отношений стали преобразовывать в контрактную модель на основе разделения функций финансирования и оказания медицинской помощи.
Контрактная модель строится на экономических, а не на административных отношениях между финансирующей стороной и медиками. Основой этих отношений является разделение функций финансирования и оказания медицинской помощи.
Контрактная
модель предполагает выбор гражданами
медицинской организации и
1) пациент
самостоятельно или по
2) заключение
договоров с теми медицинскими
организациями, у которых
Контрактная модель предполагает дополнительные затраты на осуществление договорных отношений. Чтобы заключить договор с поставщиками медицинских услуг, финансирующая сторона должна провести анализ их деятельности, сформировать планы оказания медицинской помощи, согласовать их с планами медиков, заключить договоры, организовать их мониторинг и оценку.
В странах с контрактной моделью расходы выше, по сравнению со странами с интеграционной моделью. Условие их оправданности – обеспечение более высоких конечных показателей деятельности здравоохранения и экономии ресурсов.
Контрактная модель экономических отношений может действовать при любой системе финансирования здравоохранения. Для этого необходимо соблюдение, как минимум, двух условий:
1. Орган
управления здравоохранением
2. Медицинское
учреждение обладает
Чем
больше степень независимости сторон,
тем шире возможности осуществления
контрактной модели. В бюджетной
системе трудней обеспечить эту
независимость, поскольку чаще всего
основная часть медицинских учреждений
принадлежит государству. В системе
ОМС потенциал реализации контрактной
модели в принципе выше. Но и в
этой системе не снимается вопрос об обеспечении
реальной хозяйственной самостоятельности
государственных и муниципальных ЛПУ.
ОТВЕТЫ
НА ТЕСТОВЫЕ ВОПРОСЫ
11. Задание
Долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу, называется:
а) финансовой тактикой
б) финансовой стратегией
в) финансовым планированием
г) финансовым
программированием
50. Задание
Совокупность
государственных мероприятий в
области налогов, направленных на достижение
стабильности и прогресса экономической
системы – это налоговая
___политика____.
61. Задание
Дотация – это …
А. Дотации
- это государственные пособия
территориальным органам
Б. Дотации
– это дополнительные выплаты
работнику, в том числе: дотации
на питание, проезд к месту работы,
выплаты на несовершеннолетних детей.
Большинство дотаций