Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 13:26, доклад
До 1930 г. финансовая политика Советского Союза имела ряд особенностей. Она формировалась под воздействием теоретических концепций К. Маркса и В. И. Ленина. В марксистсколенинской теории о сущности социалистического государства предопределялся главный принцип финансовой политики социалистического государства — концентрация финансовых ресурсов в руках государства. Финансовые ресурсы нужны были для финансирования мероприятий индустриализации, строительства предприятий оборонной промышленности. Финансовая политика учитывала происходящие преобразования в сельском хозяйстве. Колхозный строй — новый общественный строй в деревне, а каждый общественный строй, по выражению В. И. Ленина, возникает лишь при финансовой поддержке определенного класса.
Финансовая политика, проводимая Советским
государством в течение длительного
времени, направленная на ускоренное развитие
военно-промышленного
До 1930 г. финансовая политика Советского
Союза имела ряд особенностей.
Она формировалась под
Для целей развития экономики в
СССР были созданы три основных общегосударственных
фонда денежных средств и, следовательно,
три группы финансовых отношений, связанных
с их формированием и
Вторым по значению общегосударственным фондом денежных средств был фонд государственного имущественного и личного страхования. Он формировался за счет обязательных и добровольных взносов страхователей. В 19201930е гг. обязательному страхованию подлежало имущество предприятий и организаций всех форм собственности, в том числе и государственных предприятий. На добровольных принципах страховались имущество, здоровье и жизнь граждан.
Третьим общегосударственным фондом был фонд государственного социального страхования. Он формировался за счет взносов предприятий, организаций и отдельных лиц, использующих наемную рабочую силу.
Государственная финансовая политика того периода обеспечила выполнение поставленных государством задач по досрочному выполнению первого плана развития экономики (19281932 гг.) и упрочению государственного и кооперативного секторов.
Уже в 1930 г. в промышленности государственный сектор становится господствующим. На государственных предприятиях производилось 94,4% валовой продукции1. Главными производителями сельскохозяйственной продукции становятся колхозы и совхозы. Оптовая и розничная торговля почти полностью сосредоточилась в руках государства и потребительской кооперации.
В1930 г. на долю государственного сектора в розничной торговле приходилось 22,3%, потребительской кооперации — 65,7, частного сектора — 5,5%2. В 1931 г. потребительская кооперация в розничном товарообороте занимала 69,9%.
В 1930-1931 гг. в Советском Союзе была проведена налоговая реформа, в результате которой было сокращено количество налогов, упрощены'методика их расчета и порядок перечисления средств в бюджет. Был введен налог с оборота, который заменил 53 ранее действовавших платежа. Налог с оборота был очень удобным для государства и плательщиков. Он просуществовал вплоть до 1992 г. Налог с оборота фиксировался в цене высокорентабельных товаров в твердых нормах и вносился в государственный бюджет по мере реализации товаров. Поэтому он обеспечивал регулярное и устойчивое поступление денежных ресурсов в бюджет для финансирования расходов государства. Доля налога с оборота в общем объеме доходов государственного бюджета составляла: в 1940 г. — 58,7%, в 1950 г. — 55,8, в 1960 г. — 40,7, в 1980 г. — 40,1, в 1990 г. — 26,0%.
Вторым по величине источником доходов бюджетов всех уровней стали отчисления от прибыли. Они составили в доходах бюджета: в 1940 г. — 12%, в 1960 г. — 24,2, в 1980 г. — 49,5, в 1990 г. —26,1%.
Был установлен следующий порядок распределения прибыли. В результате распределения прибыли на предприятии оставалось 28% полученной прибыли, из них 12% предприятие направляло на капитальные вложения, 5% — в поощрительные фонды и 3% — на другие цели; 72% прибыли вносилось в бюджет. Сохранялся сельскохозяйственный налог на предприятия сельского хозяйства (колхозы и совхозы).
Такая финансовая политика организации финансов позволила государству успешно выполнить задачи пятилетних планов, бесперебойно финансировать производственный и социальный сектор экономики, обеспечить победу в Великой Отечественной войне 19411945 гг. В 1960 г. страна по уровню развития промышленности становится одной из крупнейших индустриальных держав мира.
Объявленная в 1965 г. правительством Советского Союза хозяйственная реформа вводила новую систему распределения и использования прибыли с целью повышения заинтересованности работающих на предприятиях. В основу реформы (она называлась экономической) были положены следующие принципы:
усиление принципа хозрасчета предприятия, повышение заинтересованности работников в результатах работы, в связи с чем были повышены размеры поощрения работников за рост прибыли и рентабельности;
расширение прав предприятий в расходовании средств за счет прибыли и амортизационных отчислений на мероприятия по совершенствованию производства и внедрению новой техники;
введение платы за пользование производственными фондами, предоставляемыми государством предприятию;
повышение ответственности
за сохранность собственных
Реформа дала определенные положительные финансовые результаты.
В 1990 г. была провозглашена новая цель экономической реформы — переход к регулируемой рыночной экономике. Она предполагала сочетание плана и рынка и была закреплена в постановлении Верховного Совета СССР "О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике в СССР" (июнь 1990 г.). Начать переход было намечено с 1991 г., по окончании 12й пятилетки.
Однако цель новой
экономической реформы, предусматривавшей
переход в СССР к регулируемому
рынку, не была достигнута. 8 декабря 1991
г. руководители трех союзных республик
— РСФСР, Украины, Белоруссии — втайне
от Верховного Совета СССР и народов
страны в Беловежской пуще приняли
соглашение о роспуске СССР и создании
Содружества Независимых
Противоречия экономической
Экономика командно-бюрократической системы кризисна по своему существу. Но в 30—40-е гг. она могла развиваться за счет использования массового принудительного труда в ГУЛАГе, строившего заводы и гидростанции, дороги и рудники, за счет под-Держания жизни миллионов людей в условиях полунищенского существования, ограбления деревни и-, конечно, с помощью подлинного энтузиазма людей, не сознававших всей правды о существующем политическом режиме. Если экономика держалась в 60—70-е гг., то это прежде всего потому, что шла торговля с Западом невосполняемыми природными ресурсами, главным образом нефтью. Положение осложнялось тем, что многие десятилетия экономика СССР развивалась с подавляющим преобладанием добывающих и перерабатывающих отраслей индустрии при совершенно недостаточном производстве предметов потребления. Свою крайне отрицательную роль сыграла и сверхмилитаризация экономики. Экспорт же оружия в слаборазвитые страны увеличивал их долг нашей стране, который они не в состоянии полностью оплатить. Необходима была глубокая структурная перестройка экономики.
Не проводилось
серьезной, научно
Разложение такой системы ослабило традиционные рычаги руководства экономикой, а новых экономических рычагов создано не было. В свою очередь, усиливались кризисные явления — падение производственной дисциплины, рост расхлябанности, невыполнение договорных обязательств, отказ от уже заключенных контрактов, рост числа убыточных предприятий и т. п. Все это еще более усиливало разбалансированность народного хозяйства.
Правительство СССР весной 1989
г. попросило полтора года для
осуществления программы
Довольно быстро выявилось, что осуществить все эти планы одновременно невозможно. О выполнении очередной, 12-й пятилетки уже не говорили.
Все острее ощущалась
Правительство пыталось
Лето 1989 г. останется в истории как период, когда в нашей стране началась волна многотысячного забастовочного движения. Эта волна была неожиданной для многих, а отношение к ней у разных людей колебалось от сочувствия к забастовщикам до полного неприятия методов их борьбы.