Финансовая политика Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 07:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - исследовать сущность финансовой политики государства.
В соответствии с выдвинутой целью сформулированы следующие задачи исследования:
1) исследовать сущность финансов, финансовых отношений и финансовой системы;
3) определить механизм функционирования финансовой политики государства, его виды, формы и методы;
4) проанализировать финансовую политику Казахстана, ее развитие и современные направления;
5) сделать выводы.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты и основные положения финансовой политики государства
1.1 Сущность финансов, финансовых отношений и финансовой системы государства
1.2 Содержание, значение и механизм функционирования финансовой политики государства
Глава 2. Анализ финансовой политики Республики Казахстан
2.1 Финансовый механизм как инструмент реализации финансовой политики
2.2 Политика финансовой стабилизации в Республике Казахстан
Глава 3. Современные направления финансовой политики Казахстана
3.1 Направления денежно-кредитной политики
3.2 Пути совершенствования налоговой и бюджетной политики
3.3 Тенденции дальнейшего развития инвестиционной и внешнеторговой политики Казахстана
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 3 файла

236117.rtf

— 539.14 Кб (Скачать файл)

     В конечном итоге, пройдя все стадии воспроизводственного процесса, общественный продукт преобразуется и воплощается в три самостоятельных фонда: фонд возмещения, фонд потребления и фонд накопления.

     В результате часть стоимости продукта вступает в новый кругооборот, а часть потребляется.

     Рассмотренные процессы обуславливают сложное переплетение финансовых отношений, их взаимодействие с другими экономическими отношениями и требуют научного подхода к изучению их действия на эффективность экономики, ее поступательное развитие, социальные процессы в обществе.

     На основании вышеизложенного можно сформулировать краткое определение финансов в следующем виде: финансы представляют собой совокупность особых экономических отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта, в результате чего образуются и используются денежные доходы, накопления и фонды у участников воспроизводства для удовлетворения их разнообразных потребностей.

     Госудаpственные финансы являются сpедством пеpеpаспpеделения стоимости общественного пpодукта и части национального богатства. В основе их лежит система бюджетов. Отдельным из элементов в системе госудаpственных финансов включаются внебюджетные фонды для финансиpования отдельных целевых меpопpиятий (пенсионный фонд, фонд социального стpахования, фонд занятости).

     Понятие "финансовая система" охватывает совокупность отношений, на основе которых образуются и используются соответствующие фонды денежных средств, а также органов, организующих эти отношения. Иногда понятие употребляется в узком смысле, только как совокупность финансовых учреждений государства, что неточно.

     Термин "система" означает действие взаимосвязанных элементов - подсистем, которые классифицируются по разным критериям.

     В вышеприведенном определении термина заложена принципиальная модель классификации финансовой системы исходя из сущностной характеристики финансов, их места в общественно-экономических процессах. В соответствии с этим критерием финансовая система состоит из трех частей:

     1) совокупности финансовых отношений;

     2) совокупности фондов денежных средств;

     3) финансового аппарата управления.

     Финансовая система является системой интеграционного типа, характеризуется тесной связью входящих в нее элементов (подсистем) и тем, что ни одна из ее подсистем не может существовать самостоятельно: финансы, с одной стороны, выражают часть производственных отношений и поэтому выступают элементом системы этих отношений, с другой - представляют систему, состоящую из взаимосвязанных элементов, имеющих свои функциональные свойства. В финансах можно назвать в качестве функциональных подсистем такие, как налоговая, бюджетная, внешнеэкономическая, финансовых планов (прогнозов), законодательного обеспечения финансового контроля и др. Помимо функционального критерия классификации финансовой системы, применяется классификация по признаку субъектов финансов (участвующих в финансовых отношениях), что позволяет разграничить финансовую систему по звеньям

     Звенья, как соподчиненный ряд классификации, содержат элементы высшего разряда: финансовые отношения, финансовые фонды, управляющий аппарат. Такое свойство систематизации придает финансовой системе интеграционный характер.

     Место и роль отдельных составляющих финансовой системы неодинаковы. Первичный (главный) элемент занимает ведущее место среди других элементов системы, поскольку его роль во взаимосвязях элементов и звеньев системы является определяющей. Таким элементом в финансовой системе выступают общегосударственные финансы, представленные в первую очередь государственным бюджетом.

     Финансы хозяйствующих субъектов сферы материального производства составляют основу финансов, они является исходным звеном финансовой системы, поскольку в материальном производстве создается реальный продукт - основной источник финансовых ресурсов общества.

     Финансы населения (домашних хозяйств) представляют собой своеобразную часть финансовой системы. Население (граждане) вступает в отношения своими денежными средствами с общегосударственной финансовой системой и хозяйствующими субъектами производственной и непроизводственной сфер всех форм собственности. Эти многообразные отношения связаны с оплатой труда населению, выплатами из накопительной пенсионной системы денежных средств, получением материальных и нематериальных благ; с другой стороны, население своими денежными средствами выплачивает налоги, оплачивает услуги государственных и других учреждений и организаций производственной и непроизводственной сфер. Такие отношения являются финансовыми, за исключением денежных отношений, связанных с приобретением потребительских товаров и услуг в торговой сети, на рынках, предприятиях и организациях по обслуживанию населения (транспорта, связи, бытового сектора и т.д.), относящихся к обмену.

     Вместе с тем специфика финансов населения состоит в своеобразии двух характерных частей финансовой системы: фондовой формы и внешнего управления, хотя денежные средства населения могут иметь, в каждом индивидуальном случае, целевую направленность или сберегаться, и их владелец распоряжается (управляет) ими в соответствии с собственными намерениями. Здесь также проявляется, в многообразии денежных отношений, как чисто финансовый их характер - при уплате налогов и других обязательных платежей государству, выплатах из общественных фондов потребления, - так и переходный (одновременный) момент взаимодействия с финансами других экономических категорий - оплаты труда, цен в системе расчетов, постепенным исчезновением финансовых отношений и вступлением в действие других экономических отношений. Обширные финансовые отношения возникают в этом звене в связи с занятиями граждан индивидуальным и малым предпринимательством: такие отношения аналогичны возникающим в звене финансов хозяйствующих субъектов.

     Общегосударственные финансы включают финансовые отношения, выраженные в государственном бюджете как в экономической форме образования централизованного фонда финансовых ресурсов и основном финансовом плане государства, во внебюджетных специальных фондах, как дополнительных формах целевого финансирования общественных нужд, в государственном кредите.

     Государственный кредит включается в финансовую систему, хотя кредитные отношения отличаются от финансовых. Но в силу того, что этот вид кредита направлен на цели покрытия дефицита государственного бюджета, обеспечения устойчивости государственных финансов, расчеты по нему осуществляются за счет бюджетных средств - это подзвено можно считать принадлежащим как финансовой, так и кредитной системам.

     Второе звено - финансы хозяйствующих субъектов имеет два относительно самостоятельных подзвена:

     финансы хозяйствующих субъектов сферы материального производства (реальный сектор);

     финансы организаций и учреждений отраслей непроизводственной сферы.

     В первом подзвене - финансах производственной сферы решаются задачи формирования и эффективного использования децентрализованных фондов денежных средств в производственных компаниях, фирмах, корпорациях, других формах организаций хозяйственной деятельности, а также централизации средств в целевых и резервных фондах вышестоящих органов названных хозяйствующих субъектов. Финансы этого подзвена обслуживают производственную деятельность, обеспечивают активное воздействие финансовых рычагов на рост производительности труда, на повышение эффективности других качественных показателей производства. Сюда относятся следующие составляющие:

     1) финансы производственных хозяйствующих субъектов промышленности и их вышестоящих органов;

     2) финансы сельскохозяйственных хозяйствующих субъектов;

     3) финансы грузового транспорта (железнодорожного, речного, морского, автомобильного, воздушного, магистрального, трубопроводного);

     4) финансы строительства;

     5) финансы связи (в части обслуживания производства);

     6) финансы потребительской кооперации;

     7) финансы водного хозяйства;

     8) финансы геологоразведочных организаций;

     9) финансы других подотраслей сферы материального производства (государственных закупок, заготовок, торговли, связанных с продолжением процесса производства в сфере обращения).

     Место и роль второго подзвена - финансов непроизводственной сферы в финансовой системе определяются ее связью с распределением и использованием национального дохода. Финансовые отношения в этом подзвене возникают в его первичных структурах и между ними, с другими звеньями финансовой системы, со звеньями иных экономических систем: цен, кредита и др.

     Финансы отраслей непроизводственной сферы имеют такие составляющие:

     1) финансы жилищно-коммунального хозяйства;

     2) финансы бытового обслуживания населения;

     3) финансы пассажирского транспорта;

     4) финансы ряда отраслей (связи и др. в части непроизводственной деятельности);

     5) финансы здравоохранения и физической культуры;

     6) финансы образования;

     7) финансы культуры и искусства;

     8) финансы науки и научного обслуживания;

     9) финансы общественных организаций;

     10) финансы банковско-кредитных и страховых организаций;

     11) финансы коммерческих и посреднических организаций (в том числе товарных и фондовых бирж, брокерских контор, фондов и т.д.);

     12) финансы органов управления;

     13) финансы обороны;

     14) финансы органов защиты правопорядка.

     В данном звене финансовые отношения обслуживают движение уже созданной стоимости по каналам ее перераспределения в целях дальнейшего потребления через формирование многочисленных фондов денежных средств различного целевого характера.

     Совокупность централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, присущих звеньям финансовых отношений, составляет вторую часть финансовой системы. Материальное содержание финансов находит выражение в формировании и использовании финансовых ресурсов, включающих многие денежные фонды: бюджетные, государственного и негосударственного социального страхования и обеспечения, амортизации, оборотных средств, потребления. Одни фонды централизованы в большей степени, другие - в меньшей, одни фонды постоянно расходуются (фонд потребления), другие временно сохраняются (резервные фонды), третьи - накапливаются (амортизационные отчисления).

     Формы финансовых отношений и фонды денежных средств образуют управляемый материальный объект. Управляющим субъектом выступает финансовый аппарат, который представляет собой систему государственного и общественного аппарата управления финансами и является третьей частью финансовой системы.

     Финансовый аппарат, занимающийся экономической и контрольной работой в процессе организации и планирования финансовой деятельности, совершенствованием связей звеньев финансовых отношений, совместим с другими частями финансовой системы и органически входит в нее. Это означает переплетение в финансовой системе как базисных, так и надстроечных отношений и управляемость ее.

     Наряду с понятием финансовой системы, есть еще обобщенное понятие финансово-кредитной системы, в которую включаются не только звенья финансовой системы, но и кредитная система. Финансово-кредитная система объединенно функционирует преимущественно в сфере материального производства, поскольку в непроизводственной сфере кредитные отношения ограничены, хотя кредитные учреждения относятся к непроизводственной сфере деятельности.

1.2 Содержание, значение и механизм функционирования финансовой политики государства

 

     В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определённых целей. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика.

Allbest.ru Home.html

— 138 байт (Скачать файл)

For webmaster.html

— 1.11 Кб (Скачать файл)

Информация о работе Финансовая политика Республики Казахстан