Министерство образования и
науки Российской Федерации
Федеральное государственное
автономное образовательное учреждение
высшего профессионального
образования
«Уральский федеральный
университет
имени первого Президента России
Б. Н.Ельцина»
Нижнетагильский технологический
институт (филиал)
Факультет Базового образования
Кафедра Гуманитарное
и социально-экономическое образование
ЗАДАНИЕ
ПО КУРСОВОЙ РАБОТЕ
Студент группы БОЗ-230909к
направление экономика
Ф.И.О. Морозов Кирилл
Владимирович
Руководитель курсового проекта Долженкова
Елена Владимировна
к.э.н., доцент
кафедры
Срок выполнение курсового
проекта с «20» июля по
«02» октября 2014г.
1.Тема курсового проекта (работы) Финансовая
политика России в современных условиях
и оценка ее результативности
2. Краткое содержание
или перечень вопросов, подлежащих
разработке в курсовом проекте
Основы финансовой
политики государства
Анализ финансовой
политики России
Оценка результативности
финансовой политики России
3. Особые дополнительные
сведения
4. План выполнения курсового
проекта (работы)
Наименование элементов курсового
проекта (работы) |
Сроки |
Примечание |
Отметка о выполнении |
Основы финансовой
политики государства |
07 августа 2014 |
|
|
Анализ финансовой
политики России |
21 августа 2014 |
|
|
Оценка результативности
финансовой политики России |
07 сентября 2014 |
|
|
5. Курсовое проектирование
закончено |
|
6. Оценка проекта (работы) |
|
Руководитель курсовой работы:
_____
_______
Утверждаю:
Зав.кафедрой __________________Подпись_______
Министерство образования и
науки Российской Федерации
Федеральное государственное
автономное образовательное учреждение
высшего профессионального
образования
«Уральский федеральный
университет
имени первого Президента России
Б. Н.Ельцина»
Нижнетагильский технологический
институт (филиал)
Кафедра «Экономика и управление в промышленности»
Оценка проекта__________________
Члены комиссии: ________________
_______________________________
«____» __________________ 2014 г.
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
И ОЦЕНКА ЕЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
курсовой проект
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
080502.0000.000.02ПЗ
Руководитель
Е.В. Долженкова
Студент гр. БОЗ-230909к
К.В.Морозов
Нижний Тагил
2014 г.
Оглавление
Введение
1.Экономическое содержание
финансовой политики государства
1.1 Сущность, цели и задачи
финансовой политики государства
1.2 Типы финансовой политики
2.Направления финансовой
политики
2.1 Бюджетная политика
2.2 Налоговая политика
2.3 Таможенная политика
2.4 Денежно-кредитная политика
3.Экономический рост как
ориентир финансовой политики
4.Заключение
5.Список используемой
литературы
Введение
Государство в процессе своего
функционирования осуществляет политическую
деятельность в различных сферах общественной
жизни. Объектом этой деятельности выступают
экономика в целом, а также отдельные составные
элементы: цена, денежное обращение, финансы,
кредит, валютные отношения и т.п.
Финансовая политика - составная
часть экономической политики государства.
В ней конкретизируются главные направления
развития народного хозяйства, определяется
общий объем финансовых ресурсов, их источники
и направления использования, разрабатывается
механизм регулирования и стимулирования
финансовыми методами социально-экономических
процессов.
В то же время финансовая политика
- относительно самостоятельная сфера
деятельности государства, важнейшее
средство реализации политики государства
в любой области общественной деятельности.
Оценка результатов финансовой
политики государства основывается на
ее соответствии интересам общества и
большинства его социальных групп, а также
на достигнутых результатах, вытекающих
из поставленных целей и задач.
Целью данной работы является,
в первую очередь, раскрытие сущности
финансовой политики, а также её значения
для государства.
К тому же задачей данной работы
ставится рассмотрение особенностей формирования
и реализации финансовой политики в России.
1. Экономическое
содержание финансовой политики
государства
- Сущность, цели и
задачи финансовой политики государства
Финансовая политика является
составной частью экономической политики
и представляет собой совокупность мероприятий
по разработке общей концепции основных
направлений, целей и главных задач использования
финансовых ресурсов. Практически
она реализуется через систему разработанных
на определенный период времени государственных
мероприятий по мобилизации части финансовых
ресурсов общества в бюджет и их эффективному
использованию для выполнения государством
своих функций.
Государственная финансовая
политика это часть более общей государственной
политики.
Главным субъектом проводимой
политики является государство. Оно проводит:
ü разработку научно обоснованной
концепции развития финансовой политики
на основе экономических законов;
ü определяет основные направления
использования финансовых ресурсов на
будущее;
ü разрабатывает конкретные
меры, направленные на достижение поставленных
целей.
Основу финансовой политики
составляют стратегические
направления, которые определяют долгосрочную,
среднесрочную перспективу использования
финансов и предусматривают решение главных
задач, вытекающих из особенностей функционирования
экономики и социальной сферы страны.
Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой
политики, рассчитанной на длительную
перспективу, предусматривающий решение
крупномасштабных задач.
Финансовая тактика – совокупность конкретных
практических мер, способов и приемов
реализации выбранной финансовой стратегии.
Она направлена на решение задач определенного
этапа в развитии страны и обеспечении
текущих потребностей в финансовых ресурсах.
При выработке финансовой политики следует
исходить из конкретных особенностей
исторического развития общества. Она
должна учитывать особенности внутренней
и международной обстановки, реальные
экономические и финансовые возможности
страны. Одновременно с этим государство
осуществляет выбор текущих тактических
целей и задач использования финансовых
отношений. Они связаны с основными проблемами,
стоящими перед государством в области
мобилизации и эффективного использования
финансовых ресурсов, регулирования экономических
и социальных процессов и стимулирования
передовых направлений развития производительных
сил, отдельных территорий и отраслей
экономики. Все эти мероприятия тесно
взаимосвязаны и взаимозависимы.
Задачи финансовой
политики:
s обеспечение условий для формирования
максимально возможных финансовых ресурсов;
s установление рационального
с точки зрения государства распределения
и использования финансовых ресурсов;
s организация регулирования
и стимулирования экономических и социальных
процессов финансовыми методами;
s выработка финансового механизма
и его развитие в соответствии с изменяющимися
целями и задачами стратегии;
s создание эффективной и максимально
деловой системы управления финансами.
Целью финансовой
политики является наиболее полная мобилизация
финансовых ресурсов, необходимых для
удовлетворения насущных потребностей
развития общества.
2. Направления
финансовой политики
Для осуществления финансовой
политики применяются бюджетно-налоговые
и другие финансовые инструменты, и институты,
наделенные соответствующими законодательными
полномочиями по формированию и использованию
финансовых ресурсов и регулированию
денежных потоков. Как составная часть
экономической политики, финансовая политика
должна быть направлена на обеспечение
экономического роста и социального развития.
В соответствии с этим финансовая
политика призвана создать благоприятные
условия для активизации предпринимательской
деятельности. Большое внимание уделяется
определению рациональных форм изъятия
доходов предприятий в пользу государства,
а также доли участия населения в формировании
финансовых ресурсов. Важное значение
придаётся повышению эффективности использования
финансовых ресурсов путём их распределения
между сферами общественного производства,
а также их концентрации на главных направлениях
экономического и социального развития.
В процессе проведения финансовой
политики особенно важно требование обеспечения
ее взаимосвязи с другими составными частями
экономической политики.
Финансовая политика в ее широком
понимании включает:
- бюджетную политику;
- налоговую политику;
- денежно-кредитную политику;
- таможенную политику.
2.1 Бюджетная политика
В странах рыночной экономики
уже в течение нескольких столетий экономисты
акцентируют внимание на роли бюджетной политики в
перераспределении доходов и ресурсов,
т.е. в выполнении перераспределительной
функции государственных финансов. В ХХ
в. шло быстрое увеличение доли расходов
расширенного правительства в валовом
внутреннем продукте практически во всех
странах рыночной экономики (табл. 1).
Таблица 1
Доля расходов расширенного
правительства в ВВП, %
Страна |
Год |
1913 |
1938 |
1950 |
1973 |
2003 |
Великобритания |
13,3 |
28,8 |
34,2 |
41,5 |
39,7 |
Германия |
17,7 |
42,4 |
30,4 |
42,0 |
47,6 |
США |
8,0 |
19,8 |
21,4 |
31,1 |
30,1 |
Франция |
8,9 |
23,2 |
27,6 |
38,8 |
52,4 |
Япония |
14,2 |
30,3 |
19,8 |
22,9 |
38,1 |
Именно на этом фоне мы рассматриваем
роль бюджетной политики в современном
мире. Кроме того, до конца XIX в. при обсуждении
ключевых финансовых проблем доминировало
представление о наличии пределов налогообложения
как основного фактора доходов государства.
Эту парадигму впервые поставил под сомнение
в 70-х гг. того же столетия А. Вагнер, сформулировав
гипотезу о нарастании по мере экономического
развития доли перераспределяемых государством
доходов в объеме экономической деятельности.
Резкое расширение возможностей современного
государства на фоне роста благосостояния
позволило радикально увеличить долю
государственных изъятий в валовом внутреннем
продукте в течение всего ХХ столетия.
В конце этого столетия представление
о безграничности возможностей наращивания
государственной нагрузки на экономику
стало общепринятым в финансовой литературе.
Но уже в 70-е гг. ХХ в. стали высказываться
мысли о сокращении этого давления. Превалирующие
позиции эти идеи заняли после краха коммунистического
режима в социалистических странах. Динамику
их развития прогнозировать достаточно
сложно, но, учитывая преобладание в парадигме
российской ментальности идеи крепкой
государственности, бюджетная политика
по-прежнему будет играть значительную
роль в национальной экономике. Исторический
экскурс позволяет понять, что именно
с помощью бюджетной политики решаются
проблемы макроэкономической политики
и стабилизации в условиях ХХ и ХХI вв.