Финансовая политика России в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 22:46, курсовая работа

Краткое описание

Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны и взаимозависимы.

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовая политика России в современных условиях».docx

— 52.76 Кб (Скачать файл)

 

2. Устранение противостояния  двух противоположных социально-экономических  систем и распространение господства  многообразия собственности и  рыночных отношений.

 

3. Усиление дифференциации  материальных и социальных возможностей  в удовлетворении потребностей  отдельных членов общества и  стран. За последние 40 лет разрыв в доходах богатых и бедных стран удвоился.

 

4. Глобализация социально-экономических  отношений общества, выражающаяся  в интенсификации развития национального  и международного разделения  труда, мировой торговли и финансовых  отношений при общем снижении  темпов эффективности национальной  и мировой экономики.

 

5. Бурное развитие виртуальной  экономики. Объем ежедневных операций  только на основных валютных  рынках мира достигает 2 трлн долл., что в десятки раз превышает суточное производство ВВП.

 

6. Неравномерность социально-экономического  развития сфер экономики, административно-территориальных  образований государств, отдельных  стран и регионов мира.

 

7. Всеобщее обострение  конкуренции и борьба за экономическую  безопасность субъектов экономических  отношений стран и мира.

 

8. Особую черту современной  финансовой политики представляют  собой проникновение и возрастающая  роль политики крупного капитала. Наиболее ярко это заметно  в странах бывшего социалистического  лагеря и прежде всего в  РФ.

 

Эти тенденции находятся  в тесной связи и зависимости. Их действие объективно приводит к  резкому усилению роли финансов, а следовательно, и финансовой политики. Последняя становится главной во всех сферах социально-экономической и духовной деятельности общества. Ею активно занимаются как отдельные члены общества, организации, так и государства, формальные и неформальные структуры.

 

Отмеченные свойства современного развития общества порождают особенности  финансовой политики, которые в целом  можно разделить на глобальные и внутренние.

 

К глобальным относятся:

 

• отведение финансовой политики в деятельности всех субъектов финансовых отношений первостепенного значения как основы реализации потребностей членов общества;

 

• обеспечение стабильности виртуальной экономики, предотвращение всеобщего экономического кризиса;

 

• более реальный учет финансовой политики контрагентов, предотвращение реализации интересов силовым путем, обеспечение гибкости;

 

• обеспечение комплексной  финансовой политики, включающей все  аспекты защиты и реализации денежных интересов экономических субъектов  как внутри стран, так и в мире.

 

Внутренними являются:

 

• обеспечение максимального  согласия (компромисса) в удовлетворении финансовых интересов физических и  юридических лиц;

 

• обеспечение разумной оптимальности  доходной политики экономических субъектов, опирающейся на положение о необходимости  наличия у каждого индивида прожиточного минимума, это особенно важно для  трудоспособного члена общества;

 

• рационализация расходной  политики экономических субъектов  для достижения повсеместной экономии и нормальной жизнедеятельности  граждан;

 

• обеспечение единства и  действенности денежно-кредитной  и финансовой политики, стабилизация национальной валюты;

 

• оптимизация соотношения  потребительских и инвестиционных денежных потоков.

 

Важно проводить согласованную  финансовую, денежно-кредитную и  социально-экономическую политику, направленную на интересы широких слоев  населения, создающих национальное богатство и обладающих огромным интеллектуальным потенциалом. Преодоление  финансового кризиса находится  в плоскости макроэкономической стабилизации на базе развития реального  сектора экономики, приводящего  к расширению налогооблагаемой базы, и укрепления геополитических стратегических позиций России.

 

Основа современной финансовой политики - это признание свободы  предпринимательской деятельности, введение разнообразных форм хозяйствования, приватизация государственной собственности  и переход к смешанной экономике, базирующейся на умелом сочетании частных  и государственных хозяйствующих  субъектов.

 

На этой основе разрабатывается  принципиально новый финансовый механизм, который является важной составной частью финансовой политики. При помощи финансового механизма  происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм представляет собой  систему установленных государством форм, видов и методов организации  финансовых отношений. Финансовый механизм – это внешняя оболочка финансов, проявляющаяся в финансовой практике. К элементам финансового механизма  относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных  норм и нормативов, которые используются при определении доходов и  расходов государства, организации  бюджетной системы, финансов предприятий.

 

Под финансовым механизмом понимается совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и  использования централизованных и  децентрализованных фондов денежных средств, финансовые методы и рычаги и финансовое законодательство.

 

Финансовый механизм —  наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных  тактических задач, и поэтому  финансовый механизм чутко реагирует  на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере  страны. Одно и то же финансовое отношение  может быть организовано государством по-разному. Так, отношения; возникающие  между государством и юридическими лицами по формированию бюджета, могут строиться на основе взимания налогов или неналоговых платежей. При этом система налогов может включать различный перечень прямых и косвенных, общегосударственных и местных налогов, а каждый налог будет иметь особый субъект, объект обложения, ставки, льготы и другие элементы, изменяющиеся в связи с развитием налогового законодательства.

 

В последние годы законодательными органами был принят ряд документов, создающих правовую основу финансовой деятельности. В первую очередь к  ним относятся Бюджетный и  Налоговый кодексы, законы о налогах, лизинге, страховании и другие правовые документы.

 

Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.

 

Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатывается для  финансовых; отношений, в которых  непосредственно участвует государство, В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы  бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование.

 

В этом случае государством детально разрабатывается вся система  организации финансовых отношений  обязательная для всех его участников. Директивный финансовый механизм может  распространяться и на другие виды финансовых отношений, в которых  государство непосредственно не участвует. Такие отношения либо имеют, большее значение для реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных  ценных бумаг), либо одна из сторон этих отношений агент государства (финансы  государственных предприятий).

 

Регулирующий финансовый механизм определяет основные «правила игры» в конкретном сегменте финансов, затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового  механизма характерна для организации  внутрихозяйственных финансовых отношений  на частных предприятиях. В этом случае государство устанавливает  общий порядок использования  финансовых ресурсов, остающихся на предприятии  после уплаты налогов и других обязательных платежей, предприятие  самостоятельно определяет направления  их использования.

 

Управление финансами  предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами. Управление включает такие функциональные элементы, как прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование  и контроль. Все эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в текущей деятельности государственных органов, юридических  лиц и граждан.

 

Государство отказывается от директивного руководства внутрихозяйственными отношениями на предприятиях и переводит  их отношения с бюджетом на налоговую  основу, которая ставит заслон произвольному  изъятию доходов. Все экономические  субъекты следуют единым правилам распределения  созданных финансовых ресурсов на достаточно длительную перспективу.

 

Конечно, в этих условиях всю тяжесть налогового бремени  несут плательщики. Не следует забывать, что снижение налогового изъятия  доходов возможно только при сокращении расходов бюджета, а их размер в основном зависит широты выполняемых государством: функций. Поэтому важнейшей задачей, было изменение расходов бюджета. Эта  проблема имела два главных аспекта.

 

1.Сокращение расходов  в целях уменьшения бюджетного  дефицита. Произошло сокращение  бюджетного финансирования оборонных  отраслей промышленности, расходов  на финансирование народного  хозяйства, на содержание убыточных  предприятий. К сожалению, при  решении этих вопросов имелись  крупные недостатки, которые связаны  с планированием завышенных объемов  бюджетного финансирования и  поступления доходов в бюджет, а также другие недостатки. Это  приводило к невозможности профинансировать  в полном объеме запланированные  расходы, и тем самым способствовало  усилению напряженности в экономической  и социальной сферах жизни  общества.

 

2.Изменение порядка предоставления  бюджетных средств. Все большее  значение приобретал нормативный  метод планирования расходов, особенно  в непроизводственной сфере. Кроме  того, заслуживает внимания переход  к выделению не только безвозвратных  бюджетных ассигнований, но и  бюджетных ссуд. Все это приводит  к повышению эффективности использования  бюджетных средств.

 

Получила новое направление  система государственного кредита. Впервые за последние. 60 лет государственный  кредит стал важным и открытым источником покрытия бюджетного дефицита. Государство  стало использовать его рыночные формы - различные краткосрочные  и среднесрочные государственные  займы при отказе от прямого кредитования расходов со стороны Центрального банка  РФ.

 

Изменяется в последнее  время организация бюджетной  системы. На смену централизованной бюджетной системе пришла бюджетная  система, основанная на реальной самостоятельности  и равноправии бюджетов всех уровней. Новое развитие получают бюджетные  взаимоотношения. Начиная с 1994г. применяется  система трансфертных платежей, которая  позволяет увязать объем предоставляемых  средств из федерального бюджета  в бюджеты субъектов Федерации  со среднедушевым бюджетным доходом  отдельных регионов. Большое значение в плане финансовой политики имеет  изменение практики перераспределения  финансовых ресурсов. Кроме вертикального метода, осуществляемого посредством бюджета, применяется и горизонтальное перераспределение средств. Для этой цели использовался формируемый финансовый рынок, посредством которого финансовые ресурсы перераспределяются между экономическими субъектами исходя из спроса и предложения.

 

Широкое распространение  получила система внебюджетных фондов государства. Она позволяла сконцентрировать необходимые средства для целевого финансирования социальных расходов. Решению этих проблем помогали создаваемые  негосударственные пенсионные фонды, обеспечивающие переход к накопительной  системе финансирования пенсионных расходов.

 

Развитие рыночных методов  управления привело к демонополизации  страхового дела и появлению страхового рынка – созданию независимых  частных страховых компаний, введению новых отраслей и видов; страхования, изменению в соотношении между  обязательной и добровольной формами  страхования в пользу последней.

 

Кардинально изменилась система  управления финансами. На смену единому  органу управления – Министерству финансов – пришла целая система  специализированных финансовых и контрольных  органов: Федеральная служба финансов РФ, Министерство по налогам и сборам, Счетная палата, Государственный  таможенный комитет и т.д. Наряду с развитием государственных  органов контроля широко используется независимый аудиторский финансовый контроль.

 

Назрела необходимость проведения налоговой реформы, направленной на укрепление налоговой системы и  улучшение реального формирования доходов бюджета. Пути реализации налоговой реформы связаны со снижением налогового бремени и упрощением налоговой системы за счет отмены низкоэффективных налогов, расширения налоговой базы путем отмены некоторых налоговых льгот, увеличения круга плательщиков и облагаемых доходов, постепенного перемещения налогового бремени с предприятий на доходы физических лиц. Большое значение для осуществления налоговой реформы имеет усиление контроля за соблюдением налогового законодательства.

 

Продолжается государственная  поддержка структурной перестройки  экономики посредством проведения льготной налоговой и кредитной  политики, а также прямых бюджетных  ассигнований. Бюджетные средства, направленные на инвестиции предоставляются  в первую очередь для промышленных высокоэффективных проектов на конкурсной основе. В промышленности государственные  инвестиционные ресурсы предусмотрено  направлять, на поддержку проектов, финансируемых с привлечением частного капитала, с постепенным переходом  от прямого государственного льготного  кредитования к долевому участию  государства в окупаемых проектах, а также к предоставлению государственных  гарантий предприятиям для привлечения  частных кредитных ресурсов. Предоставление государственных гарантий должно осуществляться в рамках имеющихся бюджетных  средств. Следует расширить практику применения инвестиционных налоговых кредитов как части инвестиционной политики государства.

Информация о работе Финансовая политика России в современных условиях