Финансовая политика государства в условиях административно-командной системы хозяйствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 10:50, реферат

Краткое описание

В странах с административно-командной системой проводилась планово-директивная финансовая политика. Ярким примером осуществления такой политики был СССР. Планово-директивная финансовая политика подтвердила свою эффективность в годы Второй мировой войны, послевоенного восстановления народного хозяйства. В этот период была необходима максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства.

Содержание

1. Планово-директивная финансовая политика...............................................................3
2. Финансовая политика СССР..................................…………………......................…....4
2.1. Возникновение и развитие советских финансов.............……........................…4
2.2. Государственный бюджет СССР..........................................................................7
2.3 Управление и регулирование системы финансов в СССР..................................9
3. Проблемы формирования централизованной системы финансов СССР.............11
4.Заключение……......……………………………………………….....................……..….12
5. Список использованной литературы……………………….......................…….........13

Вложенные файлы: 1 файл

доклад финансы 1.docx

— 41.93 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Таблица 3

Расходы Государственного бюджета СССР

Расходы — всего

8-я пятилет- 
ка (1966-1970)

В том числе 1970

9-я пятилет- 
ка (1971-1975)

В том числе 1975

8-я пятилет- 
ка (1966-1970)

В том числе 1970

9-я пятилет- 
ка (1971-1975)

В том числе 1975

млрд. руб.

%

642,5

154,6

933,2

214,5

100

100

100

100

В том числе:

На народное хозяйство

293,6

74,5

467,1

110,7

45,7

48,3

50,0

51,6

из них: промышленность и строительство

123,9

30,5

190,6

47,0

19,3

19,7

20,4

20,4

сельское хозяйство

45,8

12,4

78,3

19,1

7,1

8,0

8,4

8,9

На социально-культурные мероприятия и науку

240,4

55,9

338,6

77,0

37,4

36,2

36,3

35,9

На оборону

80,2

17,9

88,7

17,4

12,5

1,5

9,5

8,1


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Управление и регулирование системы финансов в СССР

Управление финансами осуществлялось из единого центра - Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Других управленческих органов в области финансов не существовало [1. С. 34-35].

Министерство финансов являлось союзно-республиканским, что означало, что оно руководит финансами через министерства финансов союзных республик, которым в свою очередь были подчинены органы государственного страхования, министерства финансов автономных республик, а также финансовые отделы (управления) исполнительных комитетов Советов народных депутатов. Министерство финансов оставляло проект государственного бюджета СССР и несло ответственность за его исполнение, как по доходам, так и по расходам.

Главными задачами Министерства финансов СССР являлись похожие задачи, что выполняются сегодняшними финансовыми органами:

    • Активное использование финансов в целях повышения эффективности общественного производства;
    • Увеличения социалистических накоплений и роста национального дохода страны;
    • Совершенствование форм финансовых отношений предприятий, учреждений и организаций с государством;
    • Мобилизация денежных средств и направление их на финансирование утвержденных планами мероприятий;
    • Разработка мер для постоянного роста финансовых ресурсов страны на перспективу;
    • Экономически обоснованное планирование доходов и расходов государственного бюджета, планомерного их распределения, экономного и целевого использования;
    • Контроль над соблюдением государственной плановой дисциплины, выполнением предприятиями, учреждениями и организациями финансовых обязательств перед государством.

Свою работу Министерство финансов СССР проводило в тесном контакте с другими центральными экономическими органами:

    • принимало участие в работе Госплана СССР по составлению сводного финансового баланса страны и валютного плана;
    • совместно с ним утверждало формы плановых балансов доходов и расходов министерств и предприятий;
    • участвовало в определении оптовых, розничным и закупочных цен на различные товары и услуги;
    • осуществляло общее руководство государственным страхованием в стране;
    • согласовывало с Министерством сельского хозяйства СССР инструкции о порядке обязательного страхования имущества колхозов и совхозов.

Тесные контакты имелись у Министерства финансов с органами кредитной системы. Оно давало заключения по кассовому плану Госбанка СССР, кредитным планам Госбанка СССР и Стройбанка СССР. Совместно с Госпланом СССР и банками, Министерство финансов разрабатывало предложения по улучшению денежного обращения, выпуску и размещению государственных внутренних займов и лотерей, участвовало в составлении балансов денежных расходов и доходов населения. Министерство финансов СССР возглавлял министр, назначаемый Верховным Советом СССР. При министерстве образовывался совещательный орган - коллегия министерства, в состав которой входили заместители министра и члены коллегии [2].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Проблемы формирования централизованной системы финансов СССР

Основные проблемы в области финансовой системы в годы СССР являются:

1. Огромные  расходы на дотации сельскому  хозяйству и поддержание уровня  государственных розничных цен, расходы на обеспечение паритета  вооружений с развитыми странами  давали о себе знать, и финансовая  система все более прибегала  к скрытому заимствованию у  Госбанка.

2. Жесткая  государственная банковская монополия, не давала развиться банковскому  делу и предпринимательству, в условиях тоталитарного режима экономики.

3. Не  развитость налоговой системы  СССР. Главные поступления в государственный  бюджет были поступления от  социалистического хозяйства, доля которых составляла 91% всех доходов. Поступления от населения, т.е. налоги, составляли совсем малую часть - не более 9%.

Несмотря на жесткую монополию, частное предприятие, получая прибыль, сразу облагалась подоходным налогом. Если же после налогообложения у предприятия оставался свободный капитал, то он попадал под нормативное распределение прибыли и доход снова делился между государством и предприятием [4].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Заключение

Планово-директивная финансовая политика проводилась практически во всех бывших социалистических странах. Она показала свою достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства (в годы Второй мировой войны, восстановления народного хозяйства и т.п.) В тоже время использование такой финансовой системы в условиях нормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы общества, резкому ухудшению финансового положения государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

I Специальная литература

  1. Полищук, Л. Российская модель «переговорного федерализма» (политико-экономический анализ) // Вопросы экономики. 2001. №6, с.76.
  2. Социальная траектория реформируемой России. Исследования новосибирской экономико-социологической школы. - Новосибирск: АО «Наука РАН», 1999г.

     II. Электронные средства информации

  1. http://slovari.yandex.ru (дата обращения: 09.09.14)
  2. http://finance0.ru/ (дата обращения: 09.09.14)
  3. http://3ys.ru/finansy/sushchnost-i-soderzhanie-finansovoj-politiki.html (дата обращения: 09.09.14)

Информация о работе Финансовая политика государства в условиях административно-командной системы хозяйствования