Финансовая политика государства и ее экономическое содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 22:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение финансовой политики государства и ее экономического содержания.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
-определить особенности финансовой политики и ее состав;
-охарактеризовать цели и задачи проведения избранной политики;
-описать финансовую систему РФ;
-рассмотреть методы финансовой политики;
-выявить основные типы финансовой политики государства.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 38.61 Кб (Скачать файл)

 

 

2.2. Финансовые рычаги и стимулы

Финансовые  стимулы сводятся к тому, что государство  с помощью целой системы финансовых рычагов может оказывать воздействие  на развитие предприятий, целых отраслей в нужном обществу направлении.

Мы знаем, что финансы участвуют в процессе создания денежных доходов, а также  в процессе их распределения. Имея такой  финансовый рычаг, как распределение  денежных доходов, и умело управляя им, государство может стимулировать  или сдерживать развитие того или  иного процесса.

Если  говорить о конкретных рычагах и  способах воздействия на экономические процессы, то надо назвать следующие:

- бюджет: средства из бюджета на развитие  той или иной отрасли, комплекса  отраслей или отдельного предприятия  можно выделить, а можно и не  выделять;

- цены, тарифы. И в условиях рыночной экономики  государство, как известно, вмешивается  в процесс ценообразования, устанавливает  тарифы. Это воздействие осуществляется  посредством прямого участия  государства в предпринимательскую  деятельность – в топливно-энергетическом  комплексе, на транспорте, в разработке  сырьевых ресурсов и др. Кроме  того, у государства остаются  широкие административные возможности  вмешиваться в процесс ценообразования,  устанавливать тарифы, оказывать  влияние на финансовое состояние  предприятий;

 - налоги. Это наиболее мощный финансовый инструмент стимулирования хозяйственной деятельности. Стимулирующее влияние налогов реализуется через систему изъятия, скидок, преференций и других льгот, предоставляемых участникам финансовых отношений, в соответствии опять-таки с выработанными социально-экономическими приоритетами.

- экспортно-импортные  пошлины, тарифы. Государство, манипулируя  уровнем (делает их низкими,  льготными или высокими, невыгодными)  экспортно-импортных пошлин, тарифов  стимулирует или дестимулирует экспортно-импортные операции.

Это далеко неполный перечень тех рычагов, которые  активно и комплексно используется государством для достижения поставленных целей.

 

 

2.3. Формы финансового обеспечения

Финансовые  отношения можно сгруппировать, которая будет включать в себя системы: государственных финансов; финансов организаций, предприятий и корпораций; кредитную (инвестиционную) и банковскую; международную финансово-кредитную и финансовый рынок. Каждое из перечисленных звеньев системы финансов достаточно обособленно и выполняет конкретную роль в экономике, отражает определенные экономические отношения и выполняет функции образования денежных фондов, использования денежных фондов и контрольную.

В систему  отношений государственных финансов входят: государственный бюджет, внебюджетные фонды, финансы государственных  предприятий и государственный  кредит. В систему финансов организаций  и корпораций включаются все предпринимательские  структуры организаций производственной и непроизводственной сфер, а также  прочие субъекты хозяйствования. Кредитная  и банковская системы включают в  себя: Центральный банк, коммерческие банки, негосударственные страховые  и пенсионные, инвестиционные институты  и фонды. Финансовый рынок страны состоит из рыночного хозяйства по операциям с капиталами, кредитами, валютой (денежными средствами), с ценными бумагами и инструментами. Международные финансы, как отражение международных финансовых отношений, объединяют в себе международные финансовые государственные и негосударственные организации, международные кредитные (инвестиционные) и банковские институты, международный финансовый рынок.

 

2.4. Организационные структуры финансового  механизма

Управление  финансами представляет собой процесс, который организуют и которым  руководят органы государственной  власти в соответствии с законодательством:

- Федеральное  Собрание, которое регламентирует  деятельность финансовой системы,  устанавливает взаимоотношения  всех хозяйствующих субъектов,  утверждает федеральный бюджет  и финансовое законодательство;

- Правительство  Российской Федерации готовит  проект государственного бюджета,  выступает как центр оперативного  и текущего управления финансами  и включает в свой состав  многие министерства и ведомства,  на которые возложены обязанности  и ответственности по направлениям  развития экономики;

  - Счетная  палата РФ контролирует расходование  и целевое назначение федеральных  денежных средств;

  - Министерство  финансов РФ осуществляет общее  руководство в финансовой сфере  и исполнение бюджета; организует  разработку бюджета и его исполнение; участвует в разработке плана  финансовых ресурсов страны; ведет  контроль за финансово хозяйственной  деятельностью организаций и  предприятий всех форм собственности;

  - Федеральное  казначейство организует кассовое  исполнение бюджета и является  подразделением Министерством финансов  РФ;

  - Министерство  экономики РФ является руководящим  органом в выработке стратегии  экономического развития и разрабатывает  баланс финансовых ресурсов страны;

  - Министерство  по налогам и сборам РФ является  контролирующим органом во взаимоотношениях  хозяйствующих структур с государством;

  - Министерство  государственного имущества РФ  организует управление государственным  имуществом с целью получения  доходов неналогового характера  и налогов, уплачиваемых государственными  организациями и предприятиями;

  - Федеральная  комиссия по ценным бумагам  контролирует  деятельность участников  фондового рынка;

  - Система  учреждений Центрального банка  РФ формирует денежно-кредитную  политику и осуществляет кассовое  исполнение бюджета, а также  ведет контроль за деятельностью кредитных учреждений.

  - Предпринимательские  структуры – хозяйствующие субъекты  являются субъектами управления  финансами.

 

 

2.5. Современная финансовая политика РФ

Особенностью  современной сложной ситуации в  мировой экономике является наложение  друг на друга сразу двух кризисов: кризиса международных кредитно-денежных отношений и кризиса в финансовом секторе США. Оба эти кризиса  связаны между собой, и хотя их совпадение во времени – случайность, но развитие и обострение каждого  их них закономерно и даже неизбежно.

Создание  нового типа экономики и проведение структурных реформ, обеспечивающих повышение качества жизни в условиях, созданных за последние годы основ  рыночной экономики, требует оценки ресурсного потенциала в достижении поставленных целей. Важнейшим показателем, отражающим как финансовое обеспечение, так и роль государства в экономике, и взаимодействие государства и бизнеса, является налоговая нагрузка и результативность государственных расходов. Наряду с другими полномочиями и инструментами экономической политики бюджетная политика является основным инструментом достижения намеченного результата. Долгосрочная бюджетная стратегия выступает одним из инструментов бюджетной политики.

Основная  задача долгосрочного бюджетного планирования состоит в увязке проводимой бюджетной  политики с задачами по созданию долгосрочного  устойчивого роста экономики  и повышению уровня и качества жизни населения.

На динамику основных экономических показателей  и доходов бюджета существенное влияние продолжает оказывать конъюнктура  мировых цен на товары традиционного  российского экспорта, прежде всего  на нефть.

Результатом политики модернизации экономики и  усилий по ее диверсификации должны стать  устойчиво высокие темпы роста  ВВП. Физический объем ВВП должен вырасти за 15 лет в 2,5 раза, что  соответствует средним темпам роста  экономики в размере 6,3% в год.

Рост  экономики будет основан на сочетании  различных источников: потребительского, инвестиционного спроса и внешнего спроса. Розничный товарооборот будет  расти в среднем на 7,1% в год, а инвестиции в основной капитал  – на 10,0% в год.

Направления налоговой политики на долгосрочную перспективу основываются на необходимости  обеспечения принципов нейтральности  и справедливости налоговой системы, а также поддержания такого уровня налоговой нагрузки, который, с одной  стороны, не создает препятствий  для устойчивого экономического роста и, с другой стороны, – отвечает потребностям расширенного правительства  в доходах для предоставления важнейших государственных услуг  и выполнения возложенных на него функций.

Также разработаны  меры, нацеленные на реструктуризацию образования, повышение его качества и эффективности расходов на систему. Реализация этих мер позволит создать  условия для повышения качества образования, обеспечения его доступности, роста эффективности использования  бюджетных и внебюджетных средств, инвестиционной привлекательности  сферы образования, ее гибкости в  реагировании на потребности общества и рынка труда. Будет обеспечено более эффективное включение  образования в процессы повышения  уровня благосостояния граждан, сохранения социальной стабильности, развития институтов гражданского общества и обеспечения  устойчивого социально-экономического развития страны.

Один  из наиболее перспективных подходов к повышению эффективности бюджетного сектора связан с реформированием  системы оплаты труда в государственном  секторе. При этом речь идет не о  простом увеличении заработной платы  работников. Задача состоит в создании механизмов, обеспечивающих, во-первых, постоянное приспособление уровня заработной платы работников к условиям на рынке  труда, и во-вторых, оказывающих серьезное  стимулирующее воздействие на производительность труда в бюджетном секторе.

Большое внимание должно уделяться развитию и регулированию рынка ценных бумаг. Предстоит найти оптимальное  сочетание обращения на этом рынке  государственных и корпоративных  ценных бумаг, что позволит, с одной  стороны, обеспечить потребности государства  в средствах покрытия бюджетного дефицита, а с другой стороны, создаст  условия для нормального перелива финансовых ресурсов между отдельными предприятиями и отраслями экономики. Важный аспект этой проблемы — установление государственного контроля за финансовым рынком, который обеспечит защищенность юридических и физических лиц, оперирующих на этом рынке.

 

 

3.Типы финансовой политики государства

1. Классическая

Такая финансовая политика была основана на трудах классиков  политэкономии А. Смита и Д. Рикарда, и их последователей. Основное ее направление – невмешательство государства в экономику, достижение полной свободы рыночных отношений, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и исполнение равновесного бюджета. Система налогообложения должна была создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета.

2. Регулирующая

В основу этого типа финансовой политики положена экономическая теория Дж. М. Кейнса, которая исходит из того, что государство должно вмешиваться в развитие экономики с помощью определенных финансовых инструментов (государственные расходы). Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики изменилась. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Большое  внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Изменяется  система управления финансами: вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных  специализированных органов. 

3.Неокласическая

Концепция этого типа финансовой политики не отказывалась от регулирующей роли государства, но ограничивала степень его вмешательства в экономику и социальную сферу. В действительности степень вмешательства государства не уменьшалась, а скорее усиливалась, т.к. это вмешательство осуществлялось  теперь  не  только  непосредственно  через доходы  или   расходы

государственного  бюджета, и через регулирование  денежного обращения, валютного  курса, рынка ссудных капиталов  и ценных бумаг. Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости  сокращения объема перераспределения  национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как  источника производственного инвестирования. Ставится задача сокращения налогов  и уменьшения степени их прогрессивности  обложения.

Информация о работе Финансовая политика государства и ее экономическое содержание