Финансовая политика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 21:28, реферат

Краткое описание

Финансовая политика призвана учесть многофакторность, многокомпонентность и многовариантность управления финансами для достижения намеченных целей и выполнения поставленных задач. При отсутствии такой политики действия руководства и персонала становятся неосознанными, хаотичными, недальновидными. В результате организация впадает в большую зависимость от случайных обстоятельств. Поэтому финансовая политика является необходимым элементом управления, ее построение и проведение не только отражают цели работодателей, но и характеризуют целеустремленность руководства, способность систематически преследовать и реализовывать интересы сторон управления в финансово-производственных процессах.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы финансовой политики предприятия
1.1 Сущность и содержание финансовой политики предприятия
1.2 Диагностика финансово-экономической деятельности предприятия с помощью системы финансовых коэффициентов
1.3 Методы осуществления финансовой политики предприятия
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Передунова.docx

— 56.33 Кб (Скачать файл)

П до н/о = П пр + Д оп - Р оп + Д вн - Р вн,

где П пр - прибыль от продаж;

Д оп, Р оп - операционные доходы и расходы;

Д вн, Р вн - внереализационные доходы и расходы.

        Объектом особого внимания в организации является прибыль от продажи продукции. Прибыль от продажи продукции в целом по организации зависит от четырех факторов: объема продаж продукции в натуральных измерителях, структуры продукции, себестоимости и уровня цен. Полученные расчеты составляют необходимую информационную базу для разработки товарной политики организации и поиска резервов снижения себестоимости продукции, что требует углубленного исследования факторов, вызывающих рост расходов на производство.

Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса. При анализе производства они используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

          Рентабельность продаж (R1) - это отношение суммы прибыли от реализации к объему реализованной продукции и находится по формуле

Из этой факторной модели следует, что на рентабельность продаж влияют те же факторы, которые влияют на прибыль от реализации.

В условиях рыночной экономики каждый рубль, вложенный в активы, должен приносить прибыль, поэтому рассчитывают показатель рентабельности предприятия. Чем выше объем прибыли, тем эффективнее работает предприятие.

         Рентабельность активов находится в непосредственной зависимости от скорости их оборота и рентабельности продаж.

С точки зрения учредителей наилучшей оценкой результатов хозяйственной деятельности является наличие прибыли на вложенный в предприятие капитал, который называется рентабельностью собственного капитала. Рентабельность собственного капитала зависит от коэффициента финансовой маневренности, коэффициента оборачиваемости совокупных активов и рентабельности продаж :

R СК = ЧП / СК = К фм х К об х R пр = (А / СК) х (ВР / А) х (ЧП / ВР), (16)

где R СК - рентабельность собственного капитала,

СК - совокупный собственный капитал,

К фм - коэффициент финансовой маневренности.

Таким образом, показатели рентабельности - это важные характеристики факторной среды формирования прибыли и дохода предприятия, поэтому они являются обязательными элементами сравнительного анализа.

Показателем, дающим наиболее обобщенное представление о хозяйственной активности предприятия, является коэффициент оборачиваемости активов:

Коб = Выручка от продаж / Средняя величина совокупных активов

        Оценку оборачиваемости целесообразно осуществлять не по всем активам, а по отдельным элементам оборотных активов: производственные запасы; незавершенное производство; готовая продукция; дебиторская задолженность.

Значительную информацию дает сопоставление оборачиваемости разных элементов оборотных активов между собой, а также оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности.

Сопоставление задолженности важно для оценки финансового состояния предприятия: если кредиторам надо платить чаще, чем поступают деньги от дебиторов, у предприятия появляется недостаток средств в обороте, при противоположном соотношении оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности - излишние средства, которые можно направить на другие цели.

Таким образом, результаты анализа применяются для обоснования бизнес-планов, отдельных управленческих решений, таких как формирование ассортимента, расширение производственного потенциала организации, ценообразование.

    1. Методы осуществления финансовой политики предприятия

 

          К основным направлениям разработки финансовой политики предприятия на современном этапе развития экономики относятся :

- анализ и оценка финансово-экономического  состояния;

- разработка учетной и  налоговой политики;

- формирование кредитной  политики;

- управление основным  капиталом и выбор метода амортизации;

- управление оборотным  капиталом и кредиторской задолженностью;

- управление текущими  издержками, сбытом продукции и  прибылью;

- определение ценовой  политики;

- выбор дивидендной и  инвестиционной политики;

- оценка достижений корпорации и ее рыночной стоимости (цены).

        Важнейшим инструментом финансовой политики является операционный анализ. Политика безубыточности определяет направление финансового развития через объем производства, необходимый для безубыточной работы организации. Для этого используют анализ безубыточности или анализ критических соотношений общей выручки от реализации и объема производства с затратами. Он производится на основе определения объема продаж, при котором компания будет способна покрыть все свои расходы без получения прибыли.

Анализ чувствительности изменения критических соотношений отражает степень возможного влияния на финансовый результат, на объем продаж, ниже которого производство становится убыточным через изменение других показателей.

При анализе чувствительности определяется влияние отдельных факторов на критическое соотношение доходов и расходов. Использование операционного левереджа в анализе позволяет прогнозировать изменение прибыли в зависимости от изменения объема продаж при данном уровне постоянных затрат.

        Таким образом, с помощью операционного анализа можно не только оценивать финансовые аспекты операционной деятельности, но и разрабатывать финансовую политику в формировании ассортимента производимых и реализуемых товаров, эффективно учитывать ограничения, определять цены, обосновывать выбор производственной стратегии, прогнозировать.

Качество финансовой политики в значительной степени зависит от принятой учетной политики. Учетная политика, которая представляет собой совокупность принятых организацией способов ведения учета, может существенным образом повлиять на процесс формирования финансового результата и оценку финансово-хозяйственной деятельности.

При ее определении у предприятия существует выбор, который касается методов списания сырья и материалов в производство, оценки незавершенного производства, ускоренной амортизации, формирования резервов и т.д. Наибольший эффект оптимизация учетной политики дает на этапе маркетинговых исследований, освоения производства продукции, планирования новых производств, технологических схем и создания новых структур.

Следующим важным элементом финансовой политики является налоговая политика. Каждое предприятие заинтересовано в уменьшении налоговых выплат. Это означает соответствующее увеличение финансовых ресурсов для дальнейшего развития бизнеса и повышения финансовой устойчивости.

        Налоговая политика компании, как составная часть её финансовой политики, - это обоснованный выбор системы уплаты налогов, обеспечивающий достижение целей компании. В ней следует выделить такие основные направления как выбор схемы налогового учета, выбор способов оптимизации налогов, налоговое планирование.

Налоговая политика связана с учетной политикой, так как выбор методов отнесения затрат на себестоимость может влиять на величину налогооблагаемой базы.

В целях выработки кредитной политики предприятия рекомендуется изучить структуру пассива баланса и уровень соотношения собственных и заемных средств. На основании этих данных предприятие решает вопрос о достаточности собственных оборотных средств либо об их недостатке. В последнем случае принимается решение о привлечении заемных средств, просчитывается эффективность различных вариантов.

Принимая решение о привлечении заемных средств, целесообразно составить план их возврата, рассчитать за период кредита процентную ставку и определить суммы процентов по данному кредитному договору, а также источники их выплаты с учетом налогообложения прибыли.

         Сама кредитная политика тесно связана с маркетинговой политикой предприятия и также нацелена на увеличение объема продаж. По своей сути кредитная политика может быть: консервативной, умеренной, агрессивной.

Консервативная кредитная политика направлена на минимизацию возможных рисков и устанавливает жесткие правила при продажах в кредит, а также минимальные сроки отсрочки платежа. Предприятие, имеющее такую кредитную политику, является ликвидным, но при этом могут появиться проблемы иного рода: сужение круга потенциальных покупателей и уменьшение объема продаж.

         Умеренная кредитная политика характеризуется взвешенным подходом к продажам в кредит. При этом учитываются возможные финансовые риски и проводится тщательный анализ клиентов, с тем, чтобы в погоне за общей ликвидностью не потерять потенциальных клиентов, отпугнув их слишком жесткими условиями. Она является наиболее целесообразной и экономически эффективной.

         Агрессивная кредитная политика предлагает мягкие условия предоставления клиентам товарных кредитов, при этом анализ финансового состояния клиентов может быть поверхностным или отсутствовать вообще. Такая политика весьма полезна для расширения круга покупателей, увеличения товарооборота, но она влечет за собой большие экономические риски, снижает ликвидность компании.

При разработке финансовой политики важное значение имеют такие её элементы, как политика управления оборотными активами и кредиторской задолженностью предприятия. Политика управления оборотными активами состоит в формировании необходимого объема и состава оборотных активов, оптимизации структуры источников их финансирования для достижения целей предприятия и поддержания высокого уровня финансовой устойчивости. На этом направлении наиболее ярко проявляется основная проблема управления финансами: выбор между рентабельностью и вероятностью неплатежеспособности.

       Основной результат принятия решения об оборотных средствах - изменение совокупного состояния риска возврата. Определение необходимого уровня оборотных средств и краткосрочной кредиторской задолженности, от которых зависит состояние текущих активов предприятия, включает в себя принятие решений о ликвидности его активов и очередности выплат его долгов. Выбор способа финансирования активов включает в себя выбор между риском и прибыльностью. Эффективное управление оборотным капиталом ведет к увеличению доходов и снижает риск дефицита денежных средств. С помощью оптимального управления денежными средствами, дебиторской задолженностью и материально-производственными запасами предприятие может максимизировать норму прибыли, минимизировать свою ликвидность и коммерческий риск. Величина собственных оборотных средств отражает долю средств, принадлежащих предприятию, в его текущих активах и является одной из характеристик финансовой устойчивости.

Для разработки раздела финансовой политики, посвященного управлению текущими затратами используются данные анализа об уровне расходов и рентабельности. На основе анализа вырабатываются мероприятия по оптимизации издержек и достижению безубыточной работы предприятия.

          В случае эффективного управления текущими издержками предприятие получает дополнительные выгоды: более конкурентоспособные по стоимости товары и возросшие возможности сбыта; правильные цены на продукцию; лучшее распределение ресурсов и управление предприятием. Если же на предприятии происходит неэффективное управление текущими затратами, тогда возможны следующие последствия: тратятся денежные средства, устанавливаются неправильные цены на продукцию, ресурсы направляются на «не те» продукты, деятельность или покупателей, снижается рентабельность продаж.

          Управление дебиторской задолженностью требует внимательного отбора клиентуры с хорошей кредитоспособностью, а также повышенной активности при взыскании долгов с покупателей. Политика управления кредиторской задолженностью предприятия заключается в обеспечении своевременного начисления и выплаты средств. Управление кредиторской задолженности увязывается с динамикой дебиторской задолженности. Управление материально- производственными запасами подразумевает своевременные оптимальные объемы заказов.

Регулирование денежных операций необходимо для инвестирования избытка денежных средств для получения прибыли и соответствующей ликвидности: должен существовать достаточный запас денежных средств, ни малый и ни большой. Надлежащее прогнозирование запасов денежных средств имеет особенное значение в периоды спада деловой активности и требует определения: оптимального времени для взятия ссуды и выплаты долгового обязательства по ней.

К основным факторам, способствующим усилению роли цен и учитываемых при финансовой политики, относятся: увеличение размеров предприятий и усложнение форм их деятельности в условиях рынка, неустойчивость макроэкономической конъюнктуры, усиление конкуренции, снижение рентабельности и общей экономической эффективности производства.

          Ценовая политика рассматривается в контексте финансовой политики предприятия как её первичный элемент. Формирование финансовой политики должно начинаться с определения ценовой политики.

Это обусловлено тем, что финансовые отношения предприятия возникают лишь после продажи товара и продукции по рыночным ценам. Все последующие действия предприятия в значительной степени ориентированы на выбранные и установленные цены продаж. По мере усиления конкуренции влияние ценовой политики на финансовое состояние предприятий, их финансовую устойчивость усиливается.

Информация о работе Финансовая политика предприятия