Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2014 в 21:09, курсовая работа
Финансы субъектов РФ — одна из важнейших составных частей государственных финансов. Они реализуются в рамках субъектов РФ в пределах их компетенции в вопросах законодательного регулирования, организации и управления финансовыми потоками.
Функционирование и развитие финансов субъектов РФ основываются на концепции региональной экономической политики. Государственная региональная финансовая политика – это часть социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы региона и выполнению его социально-экономических программ, ставящих своей целью рост уровня и качества жизни населения [16, с. 23.].
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им.Н.И.Лобачевского»
Факультет управления и предпринимательства
Кафедра экономики и предпринимательской деятельности
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Финансы»
на тему: «Финансовая политика регионов»
студент группы 123-Э(б)з
Нижний Новгород, 2014
Оглавление.
Введение.
Финансы субъектов РФ — одна из важнейших составных частей государственных финансов. Они реализуются в рамках субъектов РФ в пределах их компетенции в вопросах законодательного регулирования, организации и управления финансовыми потоками.
Функционирование и развитие финансов субъектов РФ основываются на концепции региональной экономической политики. Государственная региональная финансовая политика – это часть социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы региона и выполнению его социально-экономических программ, ставящих своей целью рост уровня и качества жизни населения [16, с. 23.].
Существование рациональной финансовой политики субъектов Российской Федерации является положительным фактором развития экономики государства и, наоборот, ее отсутствие тормозит развитие экономики, как конкретного региона, так и страны в целом. Необходимо установить жёсткий контроль за деятельностью территориальных финансовых органов от Минфина РФ и на более серьезном уровне, чем даже было, так как, в противном случае значительно увеличивается рост бюрократии, что, в свою очередь, ведёт к снижению эффективности финансовой политики государства.
Перед страной остро стоит проблема слабого развития регионов. Успехи или неудачи в проведении региональной политики зависят от правильно выбранной, научно-обоснованной стратегии регионального развития. Она должна быть тесно связана с общей стратегией экономического и социального строительства государства.
Региональная политика является целостным и самодостаточным звеном политической основы общества. Всякая политика хороша настолько, насколько ей удается поддерживать баланс различных интересов. Региональная политика - не исключение. Об эффективности региональной политики можно судить, если достигнут и зафиксирован компромисс между интересами государства и регионов.
Целью данной работы является рассмотрение финансовой политики на уровне регионов РФ, раскрытие сущности региональной политики, а так же выявление проблем слаборазвитости субъектов. Для выполнения цели предусматриваются следующие задачи:
В первой главе рассматриваются определения понятия финансовой политики, как в целом, так и на региональном уровне, а так же задачи современной региональной политики. Во второй главе представлены цели и направления финансовой политики и так же выделены проблемы, возникающие при их реализации. В третьей главе показаны особенности финансовой политики на примере Нижегородской и Калининградской областей.
Финансовая политика – основополагающий элемент в системе управления финансами. Исходя из определения финансов, как специфических стоимостных отношений по формированию, распределению, перераспределению и использования валового общественного продукта государство при организации этих отношений определяет главные цели и задачи, стоящие перед обществом и соответственно перед финансовой системой [15, с. 30.].
Финансовая политика – это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Эта деятельность направлена на обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития.
Финансовая политика включает в себя:
-бюджетную политику;
-денежно-кредитную политику;
-инвестиционную политику;
-валютную политику;
-региональную политику;
Региональная политика - составная часть государственного регулирования; комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения; сфера деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте и отражающая как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой. Региональная политика может носить и более глобальный характер. Например, в условиях деятельности зрелых межгосударственных интеграционных союзов, в частности западноевропейского Общего рынка (ЕС), когда отдельные внутригосударственные регионы успешно отстаивают свое право на обладание приоритетом перед существующими ныне национальными государствами, понятие "региональная политика" приобретает уже наднациональный подтекст[2].
Региональная политика охватывает все важнейшие отрасли материального производства, занятость населения, размещение сферы обслуживания, стимулирование туризма и т.д.
Содержательный смысл региональной политики должен, прежде всего, определяться, исходя из того факта, что это один из важнейших видов управления, а, следовательно, его сущность состоит в реализации управляющих воздействий на различные социально-экономические процессы, происходящие на региональном уровне.
Главная цель региональной политики заключается в сглаживании наиболее острых социальных и экономических диспропорций между отдельными районами страны.
Эффективная региональная политика осуществляется на основе следующих принципов:
- последовательное
- учет в решениях центральных органов управления интересов и особенностей регионов, которых эти решения касаются;
- повышение самостоятельности регионов в решении собственных проблем, т.е. формирование эффективного самоуправления.
Экономическая политика региона преследует следующие основные важнейшие цели и решает задачи:
- рост валового регионального продукта на душу населения;
- рост уровня и качества жизни населения;
- повышение экономической эффективности производства;
- рост уровня и качества человеческого капитала, в том числе за счет его государственного финансирования;
- исполнение законов и установление равных правил для экономических агентов;
- снижение инфляции и установление фиксированных цен на определённые категории товаров;
- привлечение инвестиций
в регион за счет повышения
инвестиционной
- достижение финансовой устойчивости регионов;
- достижение бюджетной обеспеченности регионов;
- совершенствование межбюджетных отношений;
- снижение безработицы;
- рост доходов населения;
- повышение социальной защищенности населения.
Все эти цели и задачи в той или иной мере отражены в программных документах Правительства РФ, а также в региональных программных документах и законах.
Экономическая эффективность производств и рост инвестиций являются основой роста ВРП (валового регионального продукта) на душу населения. Рост ВРП обеспечивает рост уровня и качества жизни населения. Финансовые вложения в рост человеческого капитала обеспечивают повышенную отдачу экономики и перспективы создания постиндустриальной экономики, а также новой экономики. Финансовая поддержка программ развития региона, малого и среднего бизнеса, инновационного и венчурного бизнеса, финансирование социальной сферы, финансирование развития инфраструктуры региона обеспечивают настоящую и будущую конкурентоспособность региона, его устойчивое развитие.
Финансовая политика региона должна базироваться на основополагающих среднесрочных и долгосрочных федеральных концепциях, стратегиях и программах развития.
Она направлена:
- на повышение инвестиционной привлекательности региона в части снижения финансовых рисков и повышения финансового потенциала области;
- на развитие финансовых рынков региона, в том числе кредитного рынка, рынка ценных бумаг и страхового рынка;
- на реализацию
- на финансовое обеспечение выполнения программ развития области и программ развития муниципальных образований;
- на повышение финансовой самообеспеченности региона;
- на выполнение финансовых обязательств региона.
Финансовое долгосрочное планирование региона базируется:
- на среднесрочной и
долгосрочной программе
- на концепции, стратегиях и программах развития региона;
-на прогнозировании динамики доходов, собираемых в консолидированный бюджет региона;
- на прогнозировании налоговой политики на всех уровнях;
- на прогнозировании развития
межбюджетных отношений и
- на прогнозировании расходов
консолидированного бюджета
- на прогнозировании
- на прогнозировании инвестиций в регион.
Финансовая стратегия региона строится на базе эффективного использования собственных средств, заимствований и трансфертов из федерального бюджета. Главной целью стратегии является обеспечение роста качества жизни населения, а также достижение финансового самообеспечения.
Таким образом, финансовая политика региона является базой осуществления его экономической политики и основой повышения качества жизни населения - главной цели любой государственной политики.
Основной целью финансовой региональной политики является финансовое обеспечение выполнения текущих государственных и муниципальных обязательств и задач региона в сочетании с финансовым обеспечением среднесрочных и долгосрочных программ развития региона[16, с.312.].
Перед регионами стоит часть тех же задач, что и перед федеральными властями в рамках принятой общефедеральной концепции развития экономики страны [10, с.112.]. Причем экономическая политика региона неразрывно связана с его финансовой политикой. Финансовая политика региона является базой осуществления его экономической политики, поэтому и включает в себя такие направления как бюджетную, инвестиционную, социальную и налоговую.
Бюджетная политика представляет собой механизм формирования и использования государственных финансовых ресурсов и их перераспределения между регионами.
Следствием усилившегося экономического неравенства в переходный период стал рост региональных различий в уровне жизни, состоянии рынка труда, доступности основных услуг[6, с.37.]. Глубина региональных диспропорций в России неизбежно ставит перед государством задачу выравнивания. Федеральные власти используют наиболее простой механизм - централизацию ресурсов и масштабное перераспределение, чтобы сократить неравенство и сгладить накопившиеся противоречия в межбюджетных отношениях. Концентрация бюджетных ресурсов на федеральном уровне стала дополнением политической централизации, и социальные последствия такой политики весьма противоречивы. Концентрируя все большую долю доходов, федеральный центр стал намного больше перераспределять, поэтому по расходам пропорции между федеральным и субнациональными (региональными и местными) бюджетами близки к прежнему уровню 50:50 (в 2006 г. это соотношение составило 53:47,). Однако по доходам пропорции совсем иные – 62:38 в пользу федерального бюджета в 2006 г., а в 2005 г. - 64:36 [12, с.94.]. Централизация доходов и полномочий по принятию решений ведет к снижению бюджетной автономии регионов.