Финансовая система Кыргызской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 11:48, курсовая работа

Краткое описание

Переход от смешанной экономики требует различных форм и типов хозяйствования, вплетения объективных экономических законов спроса и предложения, концентрацию внимания на финансовых процессах, введении конкуренции в практику общественного воспроизводства. Начальный этап реформ требует от общества высокой цены для перехода к рыночным отношениям. Становление финансовой системы Кыргызстана в условиях реорганизации экономики сопровождается активным поиском моделей и концепций, которые базируются на теоретических и практических выводах мирового экономического опыта. Однако нет готовых рецептов проведения быстрых координальных изменений, которые оптимально бы отвечали интересам всех слоев населения и государства в целом.

Содержание

Введение 3
Глава I. Экономическая сущность и значение финансов 5
1.1. Социально-экономическая сущность и функции финансов 5
1.2. Роль финансов в решении социальных проблем. Финансовые методы повышения жизненного уровня населения в Кыргызстане. 12
Глава II. Финансовая система Кыргызской Республики. 19
2.1. Общая характеристика финансовой системы КР 19
2.2. Структурные реформы финансовой системы Кыргызской Республики 25
2.3. Финансовая система и социально-экономическое развитие Кыргызской 33
Республики 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
ЛИТЕРАТУРА 42

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовая система1.doc

— 340.00 Кб (Скачать файл)

2.2. Структурные реформы финансовой  системы  Кыргызской Республики

Правительством Кыргызской Республики взят курс на преобразование финансовой системы. При поддержки Всемирного Банка была принята Программа по реорганизации системы управления ресурсами государственного сектора - Public Sector Resource Adjustment Credit (PSRMAC) и, начиная уже с бюджета 2006года, были внедрены некоторые элементы реформы.

Реализация стратегии реформы  была поддержана льготным программным кредитом в размере 30 млн. СДР (около 43 мил. Американских долларов) от Международной Ассоциации Развития (МАР) группы Всемирного Банка. Данный проект рассчитан на два года и направлен на создание бюджета, способного стать действенным инструментом и стимулом устойчивого экономического роста.

Нынешняя бюджетная система  не способствует эффективности и установлению приоритетности и не обеспечивает использования кредитных ресурсов по их назначению. Поэтому программа реформ в рамках PSRMAC нацелена на управление ресурсами государственного сектора таким образом, чтобы ресурсы направлялись на финансирование наиболее приоритетных программ, издержки предоставления услуг поддерживались на возможно более низком уровне и обеспечивалось более эффективное распределение государственных средств.

Предлагаемая программа реформ повысит эффективность бюджетного процесса и создаст условия для разработки усовершенствованных программ расходов, имеющих более приемлемые масштабы и содержание, что придаст стабилизации налогово-бюджетной сферы более устойчивый характер.

В 2003 году в Министерстве финансов при формировании бюджета была введена система трансфертов между республиканскими и местными бюджетами, основанная на новой методике определения потребностей социальной сферы на реальном уровне, осуществлено разграничение ответственности в сфере бюджетных расходов между республиканскими и местными органами власти, использованы показатели 2001-2007г. развития экономики, введены постоянные долговременные нормативы распределения общегосударственных налогов.

С начала осуществления программы  структурных реформ и стабилизации были достигнуты значительные результаты в возобновлении экономического роста, в сокращении инфляции, снижение дефицита бюджета и регулировании роста денежной массы, а также в поддержании валовых официальных резервов.

Возобновление экономического роста  подкрепилось также существенными структурными реформами, включая либерализацию цен и торгового режима, процентные ставки по депозитам и кредитам, прекращена выдача централизованных кредитов, резко сокращено банковское финансирование бюджетного дефицита.

Основным направлением бюджетной политики Кыргызской Республики в среднесрочной перспективе является стабилизация состояния государственного бюджета, снижение его дефицита путем максимальной мобилизации доходов и жесткого ограничения расходов.

В ходе подготовки проекта бюджета на 20047 финансовый год в бюджетный процесс уже был внесен ряд изменений.

Предполагалось, что в 2005 бюджетном  году увеличение доходной части будет  достигнуто за счет улучшения администрирования налогов, в том числе дополнительных мер по усилению борьбы с контрабандой, взимания налога НДС по принципу назначения со странами СНГ, более полного введения и расширения местных налогов и платежей по всей территории республики.

Основные направления и отличительные  особенности процесса составления республиканского бюджета на 2008-2009 финансовые годы заключается в следующем:

1. Переход на среднесрочное финансовое  прогнозирование с целью повышения  эффективности бюджета как инструмента экономической политики Правительства.

 Для достижения указанной  цели Министерством финансов республики разработана модель среднесрочного финансового прогноза, основывающаяся на прогнозируемых доходах, а также установленных размерах дефицита бюджета и источников его покрытия, посредством которой рассчитана величина расходов республиканского бюджета на 2008-2009 финансовые годы в целом и по секторам экономики.

2. Составление бюджета в разрезе  административных ведомств на  основе административной классификации.

В целях повышения "прозрачности" бюджета и усиления ответственности за его исполнение республиканский бюджет на 2008 год составлялся в разрезе административных ведомств на основе административной классификации. Административная классификация является обеспечением адресного выделения финансовых ресурсов, с помощью которой решаются проблемы, кому, сколько и на какие цели выделяются финансовые ресурсы из бюджета.

3. Полное включение программы  государственных инвестиций в  республиканский бюджет.

Начиная с 2007 года в государственный бюджет включаются основные показатели Программы государственных инвестиций (ПГИ), содержащие стоимостную оценку реализуемых и планируемых инвестиций проектов в различных секторах экономики республики, финансируемых за счет средств иностранных инвесторов3.

Основные показатели ПГИ представлены в разрезе потребностей инвестиционных проектов в финансировании, увязанных с ожидаемыми или согласованными обязательствами доноров (стран или международных организаций) по представлению инвестиционных ресурсов. ПГИ на 2007-2009 годы получил положительную оценку от Всемирного Банка был представлен как основной документ Правительства в области направлений государственных инвестиций на Консультативной Встрече по Кыргызстану в мае 2007 года в Париже.

Общая сумма проектов, включаемых в ПГИ в бюджете на 2007год, составляет 171,7 млн. долларов США (9 % от ВВП), при этом 92 % от указанной суммы будет покрыто за счет внешних источников финансирования. Доля софинансирования из республиканского бюджета составит всего 14,2 млн. долларов США (0,74 % от ВВП).

4. Переход отдельных министерств на составление бюджета на программной основе (БПО).

Данный метод предлагает четкое определение среднесрочных целей  сектора, возглавляемого соответствующим министерством, с определением путей достижения данных целей в виде программ с установлением степени приоритетности каждой программы и калькуляции расходов по ним.

БПО включает в себя методологию  для составления бюджета мероприятий, являющихся приоритетными на государственном уровне. Целью составления бюджета на программной основе является сдерживание снижения реальных расходов определенных секторов путем сосредоточения ресурсов на ограниченном количестве высокоприоритетных мероприятий для выполнения специфических государственных задач и поиска наиболее низкозатратных способов для достижения этих целей.

5. Установление бюджетных ограничений  (контрольных цифр) для административных ведомств в целях сохранения бюджетных расходов в допустимых пределах.

Для усиления степени контроля за расходами бюджета Министерством  финансов в 2006 году разработана система расходных ордеров, которая основана на выделении министерствам, административным ведомствам, государственным комиссиям и комитетам, другим организациям и учреждениям, финансируемым из бюджета, ассигнований из республиканского бюджета с учетом утвержденных расходов (лимитов), определенных для министерств и ведомств росписью бюджета.

Система расходных ордеров позволит предприятиям, организациям и учреждениям, финансируемым из бюджета, управлять  своими расходами на более продолжительный  период времени, предотвратить принятия ими финансовых обязательств, исполнение которых нереально из-за отсутствия средств, что в свою очередь создает условия для предупреждения задержек по выплатам и снижения размера неоплаченных расходов.

Из таблицы №3 видно, что налоговые поступления в 2007г. составили

 9 187млн. сом, что на , 1312млн. сом больше, чем в 2006г. Рост налоговых поступлений связан с повышением деловой активности в стране.

В общей сумме налоговых поступлений  наибольший  удельный вес

занимает НДС в 1 352млн сом, что составляет 15%.

В 2007г. поступления от акцизного  налога составили 1102,6млн. сом. По сравнению с 2006г наблюдается  снижение поступлений на 415,8млн. сом.

Это связано со снижением  ставок акцизного налогов 2007г на вино водочные изделия. Поступлений от налога на прибыль. В 2007г составила 993,9млн. сом, что на  421,4млн. сом выше чем в 2006году.

Из таблиц №1 видно, что 2007году по сравнению  с 2004 годом общие налоговые поступления возросли в 3,8 раза больше это за счет увеличения подоходного налога  на 3,4 раза, налог  на прибыль в 2,4 раза , акцизный –3,7, земельный-3,4 и. т. д. В 2007г по сравнению с 2006годом  общие поступления налогов  значительного увеличилось на 16, 6% за счет подоходного налога 27,5% налог на прибыль-73,6% и земельный налог –18,7%.   

В 2007году почти 76,8 % всех доходов бюджета  составляют налоговые доходы, а около 43% налоговых доходов бюджета  составляет налог на добавленную  стоимость (налоговых доходы - это  обязательные, безвозмездные, безвозвратные  платежи в пользу бюджета). Необходимо отметить, что ряд налогов является регулирующими, т.е. часть из них направляется в местные бюджеты. Например из доходов, поступающих от уплаты налога на прибыль, лишь 65% поступают в республиканский бюджет. |Полностью в республиканский бюджет поступают такие налоги, как например НДС.

В доходы государственного бюджета  на 2006 год включаются средства следующих  целевых республиканских бюджетных  фондов: дорожного фонда, экологического фонда, Государственного фонда борьбы с преступностью, Фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы.

Основные виды налоговых поступлений  в госбюджет Таблица 3.

 

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Общие налоговые поступления

2423

2968

3847

4867

5973

7875

9187

в т.ч. Подоходный налог

283,6

288,3

318,3

405

546

753,7

960,9

Налог на прибыль

414,5

364,7

338,7

452

568

572,5

993,9

НДС

739,8

958,8

1101

959

1006

1237

1352

Акциз

298,2

243,4

449

722

1265

1518,4

1102,6

Зем. налог

55,6

105,6

234

271

178

157,4

186,9

прочие налоги

631,3

1007,2

1400

2058

2410

3636

4590,7


 

Как видно из таблицы 3 налог на добавленную стоимость остается одним из основных источников дохода бюджета.

В то же время дальнейшее ужесточение  фискальной политики может привести не к росту, а к существенному  сокращению налоговых сборов в бюджет. В этих условиях бюджет развития лопнет, начнется цепная реакция остановки производств. Тогда  придется  резко менять курс экономической  политики  вообще и налоговой, в частности. В связи с этим предполагается провести эксперимент, направленный на стимулирование производительности.

Например: налоги для предприятий, не имеющих задолженности. Все, что будет заработано предприятием сверх установленной величины, не подлежит налогообложению. В этом случае появятся стимулы для роста производства, как у коллектива предприятия, так и у партнеров.

Одновременно с доходной частью реформировалась и расходная  часть бюджета. Политика реформ в области расходования средств госбюджета включает такие направления, как:

1) сокращение численности служащих  бюджетных учреждений;

2) рационализация предоставления  услуг в секторах образования  и здравоохранения;

3) совершенствование и углубление  системы адресной социальной  помощи малообеспеченным слоям населения

4) реформирование пенсионной системы  с целью ликвидации задолженности по выплате пенсий и уменьшения бюджетных трансфертов в социальный фонд.

Расходная часть государственного бюджета за период 2005-2010 г.г. представлена в Таблице 2. В последние годы государственные расходы значительно сократились по отношению к ВВП. Так, общий объем расходов снизился с 28,5 % в 2005 г. до 22,2 % в 2006г.,  до 18,3 % ВВП в 2007 г., и до 15,5% в 2008г., и 13,7 в 20108г.(таблица 4)

Таблица 4

Государственный бюджет за 2005-2010 гг. (в млн. сом).

 

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Доходы, всего

в том числе:

2745,9

3933,1

5038,6

6011,6

1116,7

11680,5

Налоговые поступления

в том числе:

2432,2

2947,0

3847,3

4823,7

7772,3

8975,8

   - подоходный налог

287,0

288,2

318,3

404,6

659,4

691,6

   - налог на прибыль

433,2

372,1

349,6

452,3

526,2

422,3

   - налог на добавочную стоимость

739,8

1247,5

1733,1

1935,2

3922

5068,2

   - акцизные сборы

308,3

254,7

451,5

718,8

1279,8

962,7

   - таможенные пошлины

134,3

196,6

244,9

380,4

6029

6159,0

Неналоговые поступления

258,5

524,8

804,6

990,7

1767

1972,4

Доходы от операций с капиталом

0,4

275,7

126,5

89,6

0,45

0,900

Полученные официальные трансф.

54,9

201,8

194,9

124,7

1627,9

731,3

Расходы, всего

в том числе:

4610,5

5202,4

6483,6

7084,6

11068,4

11004,7

Государственные услуги общего назначения

339,9

579,5

834,5

947,9

1710,1

1818,2

Образование

1064,9

1222,8

1475,3

1609,2

835,7

877,9

Здравоохранение

627,4

732,9

876,6

944,8

470,8

546,3

Страхование и соцобеспечение

915,4

884,9

1058,8

982,5

1486,0

1463,9

Жилищно-коммунальное хозяйство

221,1

297,8

275,1

373,6

329,1

329,3

Организация отдыха и культурно-религиозная деятельность

162,2

125,0

144,0

185,6

170,2

166,9

Транспорт и связь

98,0

98,8

171,0

232,4

523,6

517,0

Прочие мероприятия

1181,6

1260,7

1648,3

1808,6

3343,4

51,5

Дефицит (-) / профицит (+) госбюджета

- 1864,6

- 1250,6

- 1445,0

- 1073

-99,3

-675,7

Информация о работе Финансовая система Кыргызской Республики