Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 07:27, дипломная работа
Рыночная экономика, при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они — неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики, ибо более эффективного средства управления государством, чем управление при помощи денег, человечество пока не придумало.
Введение……………………………………………………….…………………… 3
Глава I: Теоретические основы финансовой системы
1.1. Финансы как целостная экономическая категория…………………….…….5
1.2. Финансовая политика государства…………………………………….………8
1.3.Основные звенья финансовой системы Российской Федерации………..….13
1.4.Финансовые связи и отношения………………………………………...…….21
1.5.Роль финансов в регулировании экономики……………………………..…..28
1.6.Место финансов предприятий в финансовой системе………...…………….33
1.7.Централизованные и децентрализованные финансы…………………….….38
Глава II: Анализ современной финансовой системы РФ и ее отдельных аспектов
2.1.Характеристика финансовой системы РФ……………………………..……..42
2.2.Анализ финансовой деятельности государства: задачи и методы……….....46
2.3.Анализ состояния доходов населения.…………..….………………..………54
2.4.Перспективы финансового благосостояния населения России………….….61
Глава III: Расчетная часть (с помощью статистических и графических методов)
3.1.Использование показателей вариации в расчете общих статей расходов федерального бюджет РФ…..…………………………………………………...………….68
3.2.Расчет показателей динамики расходов отдельных статей федерального бюджета РФ……..……………………………………………………………………….…..72
3.3.Анализ изменений в объеме, направлениях и структуре расходов федерального бюджета РФ за 2001-2004 годы………………………………………...…..79
Заключение…………………………………
Первоначальной сферой возникновения финансовых отношений являются процессы первичного распределения стоимости общественного продукта, когда эта стоимость распадается на составляющие ее элементы и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. При этом под первичным распределением понимают процесс дробления реализованной стоимости и вычленение из ее состава первичных доходов, соответствующих отдельным составляющим цены товара (заработной плате, прибыли и др.). С помощью финансов осуществляется вычленение в составе выручки от реализации продукции прибыли, отчислений на социальное страхование, амортизационных отчислений и др., что отражает процесс распределения стоимости в соответствии с целевым назначением каждой ее части.
Следовательно,
на первом этапе пропорции распределения
стоимости общественного
Итак,
финансовые отношения по природе
являются распределительными, причем
распределение стоимости
Важным
специфическим признаком
Как писал в свое время А.М. Бирман, финансы государства — это система сообщающихся сосудов. Недобор или переизбыток средств в каком-либо звене финансовой системы приводит к тому, что начинает лихорадить систему в целом.
Таким образом, финансовая деятельность государства — это деятельность по образованию, перераспределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивающих бесперебойное функционирование государства на каждом данном этапе общественного развития.
Если
же говорить о финансах в целом, то
они представляет собой экономические
отношения, связанные с формированием,
распределением и использованием централизованных
и децентрализованных фондов денежных
средств в целях выполнения функций
и задач государства и обеспечения условий
расширенного воспроизводства. Являясь
экономическим инструментом распределения
валового общественного продукта и национального
дохода, в масштабах государства финансы
играют роль средства контроля за производством
и распределением материальных благ, а
также средства стимулирования развития
государства и общества в нужном в каждый
данный период развития направлении.
1.2.
Финансовая политика
государства
В настоящее время, когда Россия находится в процессе преобразования своего общественного порядка, представляется целесообразным рассмотрение и анализ зарубежного и отечественного опыта организации и строительства социально-экономического пространства. Успешное осуществление экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации.
В
связи с этим, правительству
необходимо разработать четкую финансовую
стратегию, то есть долговременный курс
финансовой политики, рассчитанный на
перспективу и
Однако для правильного осуществления поставленных перед финансовой политикой задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, целей и механизма реализации финансовой политики, а также элементов, ее составляющих. Определенный интерес представляет опыт осуществления финансовых мероприятий за рубежом. Для становления российской бюджетной системы, несомненно, будет полезно использование широкого опыта других государств, уже создавших у себя достаточно успешно функционирующие бюджетные органы.
В последние годы вопросам
проведения государственной
Так, крупные западные экономисты не дают четкого определения финансовой политики. Например, С. Фишер, Р. Дорнбуш и Р.Шмалензи не выделяют финансовую политику как самостоятельное понятие. В то же время они подходят к исследованию данной темы, расширяя определение фискальной политики. Они пишут, что фискальная политика представляет собой решения, принимаемые государством относительно своих расходов и доходов. Аналогично рассматривают указанную проблему и некоторые другие представители зарубежных экономических школ. В частности К. Р. Макконнелл и С. Л. Брю совмещают понятия финансово-бюджетной и фискальной политики, определяя их как изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и неинфляционного национального продукта. Несомненно, такая трактовка вызывает ряд неопределенностей в осознании сущности финансовой политики.
Марксисты, видят под финансовой политикой в первую очередь совокупность государственных мероприятий по стабилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для осуществления государством его функций, указывая, что социальная направленность и эффективность воздействия финансовой политики на развитие производительных сил и производственных отношений определяются объективными закономерностями экономического развития, общественно-политическим строем страны.
Таким образом, в марксистской трактовке финансовой политики также нет полной четкости, так как сфера действия фискальной политики практически совпадает с областью финансовой политики, в обоих случаях представляя собой, совокупность государственных мер по регулированию и распределению финансовых ресурсов. Совпадение понятий объясняется тем, что распределение подразумевает управление по доходам и расходам, то есть для того, чтобы распределить что-либо требуется изначально это получить (доход), а далее передать (расход).
Такие определения финансовой политики подтверждаются ее основными целями, к которым можно отнести следующие:
1)
Повышение объема и
2)
Оздоровление и структурная
3)
Достижение более высокого
Некоторые экономисты выделяют также и другие цели проведения финансовой политики, такие как: снижение темпов инфляции (чему особенно много внимание уделяется в настоящее время, так как последняя сейчас представляет собой одно из тех зол, что наиболее угрожают благосостоянию граждан), сглаживание экономических циклов (при этом в первую очередь понимается использование финансовой политики в качестве инструмента для борьбы со спадами). Однако легко заметить, что указанные цели являются по своей сути производными от задачи финансовой политики обеспечить высокое благосостояние всего населения
Итак,
исходя из вышесказанного, представляется
возможным определить финансовую политику
как государственное
Итак, исходя из задач, поставленных перед финансовой политики ведущие экономисты разделяют последнюю на три вида: политика экономического роста, политика стабилизации и политика ограничения деловой активности.
Под первой, то есть политикой экономического роста понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает:
— рост государственных расходов;
— снижение налогового бремени.
Другими словами, если в настоящее время имеется сбалансированный бюджет, финансовая политика должна двигаться в направлении бюджетного дефицита в период спада или депрессии.
Политика
стабилизации предполагает формирование
благоприятных условий для
В течение последних лет политика финансовой стабилизации является приоритетным направлением в деятельности правительства РФ, которое пытается создать условия для широкомасштабных инвестиций, что в свою очередь создаст объективные предпосылки для начала экономического роста и будет способствовать раскрытию социальной природы рыночных отношений. Фискальная политика, использующая в качестве инструмента государственные расходы, которые влияют на совокупный спрос, имеет в общественно-политических кругах России много сторонников и она при определенных условиях может отвечать тем реалиям, которые сложились в экономике России в условиях переходного периода. Необходимо также отметить, что абсолютное большинство специалистов как российских, так и зарубежных занимающихся государственными финансами, считают, что за реализацию стабилизационной функции в обществе, т.е. обеспечение полной занятости, экономический рост, минимальную инфляцию, должно нести ответственность федеральное правительство.
При этом было бы неверно считать, что политика стабилизации подменяет стимулирующую и сдерживающую финансовую политику в их стремлении к выравниванию экономической ситуации в государстве, так как между данными понятиями существуют серьезные различия. Например, политика экономического роста может проводиться государством и в период, когда свойственный стране объем производства уже превышен и производство стремится к его потенциальному уровню, в то время как стабилизационная политика таких целей преследовать не имеет права.
В свою очередь политика ограничения деловой активности, напротив направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема или бума с целью избежания кризиса перепроизводства, и инфляции возникающей вместе с избыточным спросом.