Финансовая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2015 в 22:56, реферат

Краткое описание

финансовая система – это целостная система финансовых правоотношений, каждая составляющая финансовой системы представляет собой определённую сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом – целостная совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых формируются и используются финансовые ресурсы.

Вложенные файлы: 1 файл

фин система.docx

— 36.69 Кб (Скачать файл)

                                  Введение

 

Государству необходимы денежные средства для выполнения им своих целей и задач, поставленных обществом. Возникновение финансовых отношений, как и их отмирание, не является результатом произвольной деятельности государства, его волеизъявлением. Финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития.

Финансы – это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства.

Социально-экономическая сущность финансовых отношений состоит в определении источников образования фондов денежных средств государства и муниципальных образований и направлений расходования средств данных фондов, то есть в решении вопроса – за счёт кого государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах использует эти средства.

Финансы имеют свою структуру, в которую входят несколько взаимосвязанных звеньев, каждое из которых представляет собой определённую сферу финансовых отношений (финансовый институт) и имеет свою специфику. Различные финансовые институты в своей совокупности образуют финансовую систему страны.

Финансовая система – это система форм и методов образования, распределения и использования денежных средств государства и муниципальных образований.

 

 

                                  

                                      1.Сущность финансов

 

Финансы - историческая категория, возникшая на определенном этапе развития товарно-денежных отношений. Появление финансов обусловлено возникновением государства и связано с тем, что государство уже на заре своего становления выполняло ряд общественно-политических и экономических функций, таких, как охрана границ и общественного порядка, постройка и содержание общественных зданий, ведение войн и обеспечение дипломатических миссий и т.д. Понятно, что для выполнения данных функций были необходимы определенные ресурсы. Эти ресурсы государство аккумулировало в форме сборов (налогов), первоначально взимаемых в натуральной, а позднее в денежной форме. Исторически этот период приходится на XIII – XV вв.

Термин «финансы» происходит от латинского глагола «finare», что означает «окончить, урегулировать спор (обычно денежный)». Отсюда затем «financia»- «обязательная уплата денег или денежный платеж вообще».

Исходным условием возникновения финансов является товарное производство, опосредованное денежными отношениями. Началом финансовых отношений является создание прибавочного продукта в сфере производства и последующее его распределение. Обычный воспроизводственный процесс может обеспечиваться только в результате первичного распределения прибавочного продукта и направления его на восполнение израсходованной части средств производства и стоимости рабочей силы. Такой кругооборот фондов в состоянии обеспечиваться без участия государства, т.е. прибавочный продукт, а не государство, является основой и началом возникновения финансов.

Можно выделить период возникновения всех финансовых отношений и момент возникновения государственных финансов. Период возникновения финансов вообще связан с возникновением товарно-денежных отношений и развитием процесса первичного распределения стоимости ВВП (возмещая стоимость израсходованных средств производства, выплачивая работникам заработную плату и получая прибавочный продукт).

Таким образом, финансовые отношения охватывают две сферы:

- экономические денежные  отношения, определяющие кругооборот  децентрализованных денежных фондов  предприятий;

- экономические денежные  отношения, связанные с формированием  и использованием централизованных  денежных фондов государства.

Современное определение финансов можно сформулировать следующим образом.

Финансы – это система экономических отношений по поводу образования, распределения и использования денежных доходов в форме фондов денежных средств у государства, субъектов хозяйствования и населения.

Финансы – категория стоимостная; ближе всего она находится к категории денег. Однако деньги и финансы – это не одно и то же. Деньги являются обязательным условием существования финансов.

Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы – экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Итак, к общим признакам, позволяющим определить сущность и место финансов в системе производственных отношений, относятся:

-  исторический характер финансовых отношений;

-  наличие обширной сферы товарно-денежных отношений;

-  единая абстрактная общность во всех формациях, выражающая денежные формы движения валового внутреннего продукта;

-  существование, деятельность и активное регулирующее воздействие государства на все стороны общественного производства;

-  выражение распределительных и перераспределительных отношений воспроизводства, органически связанных как с хозяйствующими субъектами, так и с доходами и расходами государства;

-  относительная самостоятельность на стадии распределения и перераспределения общественного продукта и национального дохода (НД), когда происходит раздвоение и разделение его стоимостной и вещественной форм, образуются доходы и накопления, создаются денежные фонды без соответствующего вещественного эквивалента, основой которых является чистый доход общества;

-  денежные отношения по поводу распределения и перераспределения, главным образом, чистого дохода общества, и на этой основе образования и использования денежных фондов государства и субъектов хозяйствования в соответствии с их объективными потребностями;

-  двойственный характер финансов, принадлежащих одновременно к экономическому базису и надстройке общества.

Финансы выражают денежные отношения, возникающие между различными хозяйствующими субъектами в сфере распределительных отношений (получение дивидендов по акциям другого предприятия, приобретение ценных бумаг другого предприятия и т.п.); предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных денежных средств и их распределении; государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансировании расходов; государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей; предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов; отдельными звеньями бюджетной системы; страховыми организациями и предприятиями и населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая, а также денежные отношения, опосредующие кругооборот фондов предприятий.

Современная экономика не может существовать без финансов государства. На определенных этапах исторического развития ряд потребностей общества может финансироваться только государством. Это атомная промышленность, космические исследования, некоторые новые приоритетные отрасли экономики, а также предприятия, необходимые всем (почта, телеграф и некоторые другие).

Состояние экономики страны определяет состояние финансов. В условиях постоянного экономического роста, увеличения ВВП и НД финансы характеризуются своей стабильностью и устойчивостью; они стимулируют дальнейшее развитие производства и повышение качества жизни граждан страны.

Итак, финансы — это экономические, денежные отношения между экономическими агентами — домашним хозяйством, предприятием, государством по формированию и использованию денежных фондов. Эти отношения возникают при неэквивалентном перераспределении доходов общества.

 

 

 

 

 

            2. Финансовая система и её составляющие

 

Финансы представляют собой довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму обменно-распределительных отношений, которые отображаются в различных денежных потоках. При единой сущности этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности. Изучение финансов основывается как на понимании их необходимости, сущности и роли в обществе, так и на детальном усвоении конкретных форм финансовых отношений.

Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное отделение отдельных составляющих финансов. Совокупность этих составляющих определяется термином «финансовая система». Как и всякая другая система, она является не простым набором отдельных элементов, а совокупностью взаимосвязанных элементов, которые имеют однородные признаки.

Финансовая система государства является отображением форм и методов конкретного использования финансов в экономике и соответственно к задействованной модели экономики в значительной мере обозначается ею.

Финансовые системы некоторых государств могут отличаться по своей структуре, но они все имеют общий признак – это различные фонды финансовых ресурсов, которые отличаются по методам мобилизации и их использованию, однако тесно связаны между собой, имеют прямое и обратное влияние на экономические и социальные процессы в государстве, а также на формирование и использования фондов финансовых ресурсов в разрезе отдельных звеньев.

Можно утверждать, что каждое звено финансовой системы является независимым её элементом, но эта самостоятельность относительна в средине единого целостного. Финансовая система – это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для исполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.

Финансовая система – это исторически сложившаяся и закреплённая действующим финансовым законодательством совокупность сфер финансовых отношений, финансовых институтов и финансовых органов, посредством которых обеспечивается мобилизация и последующее использование денежных средств для удовлетворения соответствующих потребностей общества.

Финансовые институты – это учреждения, осуществляющие операции на финансовом рынке (банки, общие фонды банковского управления, биржи, инвестиционные институты и некоммерческие финансовые институты).

Финансовые органы – органы исполнительной власти различного уровня, законодательно наделённые полномочиями по регулированию и контролю конкретных сфер и звеньев финансовой системы государства (Центральный Банк РФ, Министерство финансов РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет и т.д.).

Финансовая система РФ состоит из трёх взаимодействующих звеньев, формирующих целостное образование:

1) государственные финансы;

2) финансы хозяйствующих  субъектов;

3) финансы граждан (частные  финансы).

Государственные финансы – это сфера финансовых отношений, функционирующих с прямым участием государства, по поводу формирования и использования денежных фондов, необходимых государству для выполнения своих функций. Эта система отношений связана с процессом перераспределения национального дохода. Государственные финансы формируются за счёт налогов, сборов, госпошлин, штрафов, внешних, федеральных и местных займов, лотерей доходов, полученных от государственных предприятий и т. д. В состав государственных финансов входят:

-  бюджетная система;

-  государственный кредит;

-  государственное страхование.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов и внебюджетных фондов различных уровней управления.

Государственный кредит – совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления и юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает в качестве кредитора, заёмщика и гаранта.

В качестве кредитора государство осуществляет централизованное кредитование отраслей, регионов и отдельных юридических лиц. Предоставление денежных средств (кредитов) происходит на условиях срочности, платности и возвратности.

В качестве заёмщика государство в лице конкретных органов государственной власти привлекает денежные средства (займы) от российских и иностранных физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансово-кредитных организаций (МВФ, Парижский клуб, Лондонский клуб и др.). Привлечение денежных средств возможно либо в виде получения кредитов у специализированных организаций или неспециализированных хозяйствующих субъектов, либо путём выпуска и размещения долговых государственных ценных бумаг (облигаций и казначейских векселей).

Государственные займы делятся в зависимости:

-  от места размещения на: внутренние (внутри государства) и внешние (за пределами государства);

-  от эмитентов на: займы, размещаемые центральными органами управления; займы, размещаемые органами управления субъектов Федерации; займы, размещаемые органами управления муниципальными образований;

-  от возможности свободного обращения на фондовом рынке на: рыночные (подлежащие свободной купле-продаже) и нерыночные (которые могут быть проданы держателем лишь эмитенту);

-  от срока привлечения средств (погашения) на: бессрочные, сроки погашения по которым в момент эмиссии не определяются, краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет);

-  от целевого назначения на : целевые и общего характера;

-  от формы размещения на: займы, существующие в документарной форме, и займы, существующие в виде записей на счетах;

-  от наличия обеспечения на: закладные и беззакладные;

-  от схемы размещения на: с участием или без участия коммерческих банков;

-  от схемы погашения на : единовременно погашаемые или частями;

-  от права эмитента на досрочное погашение на: обязательства с правом досрочного погашения и обязательства без права досрочного погашения;

-  от формы выплаты дохода на : выигрышные, процентные, комбинированные, с нулевым купоном;

-  от метода определения дохода на: обязательства с твёрдым (фиксированным) доходом и обязательства с плавающим доходом.

Информация о работе Финансовая система РФ