Через финансовую систему
государство, принимая соответствующие
законы, нормативные акты, воздействует
на формирование централизованных и децентрализованных
финансовых ресурсов, используя для этого
финансовые инструменты: налоги, систему
кредитования, механизм ценообразования
и т.д.
Общегосударственные
финансы органически связаны с другими
звеньями финансовой системы.
С одной стороны, главным
источником доходов бюджетов всех уровней
является ВВП, создаваемый в сфере материального
производства (далее через налогообложение
формируются бюджет, социальные внебюджетные
фонды).
С другой стороны, процесс
расширенного воспроизводства предприятиями
осуществляется не только за счёт собственных
средств, но и за счёт прямых ассигнований
из бюджета либо государственного кредита.
Финансы предприятий
связаны также с кредитной системой. При
недостатке собственных денежных средств,
особенно на пополнение оборотного капитала,
используют кредиты банков.
Для решения своих
финансово-экономических проблем предприятия
могут привлекать также средства других
хозяйствующих субъектов (предприятий,
страховых компаний, банков и т.д.).Это
может осуществляться разными методами:
для того чтобы увеличить свои собственные
финансовые ресурсы, прибегают к акционированию,
для осуществления займов выпускают облигации,
векселя и.т.д.
Таким образом, взаимосвязь
и взаимозависимость составных звеньев
финансовой системы обусловлены их единой
сущностью.
Роль, которую государство
выполняет в социально-экономическом
развитии общества, определила необходимость
централизации в его распоряжении значительной
части финансовых ресурсов. Формами их
использования являются бюджеты и государственные
внебюджетные фонды, государственный
кредит. Через привлечение свободных денежных
средств хозяйствующих субъектов и населения
формируются финансы страхования и кредитно-банковской
системы. Финансы коммерческих предприятий
образуются из собственных денежных доходов
и накоплений самих предприятий. Остановимся
более подробно на рассмотрении звеньев,
составляющих финансовую систему нашей
страны.
- Федеральный, региональные
и местные бюджеты являются
основной составляющей общегосударственных
финансов и представляют собой
форму образования и использования
централизованного фонда денежных
средств, необходимых для обеспечения
задач и функций государства и местных
органов самоуправления.
- Одним из звеньев
общегосударственных финансов являются
государственные внебюджетные фонды.
Это фонды денежных средств, образуемые
вне бюджета и предназначенные,
как правило, для реализации прав
граждан в области социального
и медицинского обеспечения.
- Государственный
кредит отражает кредитные отношения
по поводу мобилизации государством
временно свободных денежных
средств предприятий, организаций
и населения на началах возвратности,
платности и срочности для
финансирования государственных
расходов. Кредиторами выступают
физические и юридические лица,
заёмщиком – государство в
лице его исполнительных органов.
Государственный кредит используется
для покрытия дефицита бюджета,
стабилизации денежного обращения
в стране. Мобилизация финансовых
ресурсов создаёт большую государственную
задолженность. Различают государственный
внутренний долг и внешний долг. Государственный
внутренний долг РФ означает долговое
обязательство Правительства РФ, выраженное
в валюте страны, перед юридическими и
физическими лицами. Формами долговых
обязательств являются кредиты, полученные
Правительством РФ, государственные займы,
осуществлённые посредством выпуска ценных
бумаг от его имени, другие долговые обязательства,
гарантированные Правительством РФ.
Государственный внешний
долг – полученные из различных источников
внешние заимствования.
- Звеном финансовой
системы являются фонды страхования,
которые обеспечивают возмещение
возможных убытков при наступлении
страховых случаев.
Страхование, с одной
стороны, является самостоятельной сферой
финансовой системы, с другой – взаимодействует
с каждым составляющим (звеном) финансовой
системы:
- бюджетами всех
уровней бюджетной системы;
- финансами предприятий;
- организациями
кредитно-банковской системы.
Страхование имеет
своей целью удовлетворение интересов
государства, предприятий, человека от
случайных опасностей через систему страховой
защиты.
Денежным обеспечением
страховой защиты является страховой
фонд. Существуют следующие организационные
формы страхового фонда:
а) Централизованный
страховой (резервный) фонд.
б) Фонд самострахования.
в) Страховой фонд страховщика
(андеррайтеры).
1) Централизованный
страховой фонд образуется за
счёт общегосударственных ресурсов.
Назначение фонда – возмещение ущерба
и устранение последствий стихийных бедствий
и крупных аварий, повлекших большие разрушения
и жертвы.
Источники формирования
централизованного страхового фонда –
пополнение государственных запасов и
резервов.
2) Фонд самострахования
(резервный фонд, или фонд риска) формируется
у хозяйствующих субъектов, размеры его
не регламентированы законодательством.
Создаётся в целях
обеспечения деятельности предприятия
в случае возникновения неблагоприятной
ситуации.
Используется для покрытия
убытков, погашения облигаций и выпуска
акций при отсутствии других средств,
для приобретения основных средств производства.
3) Страховой фонд страховщика
создаётся большим кругом участников
(предприятия, граждане). Формирование
фонда осуществляется в децентрализованном
порядке. Страховой фонд по своему использованию
имеет целевой характер.
Страховой фонд позволяет
раскладывать убытки при страховых случаях
на всех его участников за счёт перераспределения
средств страхового фонда.
Отношения страхования
возникают между двумя сторонами: страховщиком
и страхователем.
- Финансы кредитно-банковской
системы служат основным источником удовлетворения
огромного спроса субъектов хозяйствования
на дополнительные денежные ресурсы. Даже
при очень высоком уровне самофинансирования
для успешного ведения предпринимательской
деятельности собственных средств недостаточно.
Кредитные средства или финансы кредитно-банковской
системы обслуживают не только текущие
потребности предприятий, но и их инвестиционную
деятельность.
- Финансы коммерческих
предприятий как звено финансовой системы
страны формируют преобладающую часть
финансовых ресурсов и являются основой
единой финансовой системы страны, обслуживают
воспроизводство и распределение ВВП.
В условиях рыночных
отношений предприятия осуществляют свою
коммерческую деятельность самостоятельно,
целью и основным источником их функционирования
и развития является получение прибыли.
Предприятия обладают реальной финансовой
независимостью, самостоятельно распоряжаются
финансовыми результатами своей деятельности,
формируют производственные и социальные
фонды, изыскивают необходимые средства
для инвестирования, используя в том числе
и финансовые ресурсы других звеньев финансовой
системы.
- Финансы некоммерческих
организаций принимают косвенное участие
в воспроизводственных процессах, так
как цель функционирования этих организаций
не связана напрямую с получением прибыли.
Функционирование некоммерческих организаций
направлено на предоставление общественно
значимых социальных услуг, потребление
которых сопровождается высоким внешним
эффектом для общества и каждого конкретного
его члена.
Из представленной
структуры финансовой системы очевидно,
что это понятие весьма и весьма обширное
и всеохватывающее в экономической сфере
и не только. В связи с тем, что понятие
финансовой системы дефинируется учеными-экономистами
неоднозначно, это определяет наличие
нескольких вариантов структуры финансовой
системы в трудах разных экономистов.
2. Анализ финансовой
системы России
2.1 Российская
финансовая система
Деятельность государства в области
финансов реализуется прежде всего при
выполнении им следующих функций:
- распределительной, которая на
государственном уровне связана
с:
* межотраслевым и территориальным
перераспределением средств в
интересах большей эффективности
и рационального использования
национального дохода;
* наличием наряду с производственной
непроизводственной сферы, в которой
национальный доход не создается
(обучение, социальное страхование,
здравоохранение);
* перераспределением доходов между
различными социальными группами
населения (малоимущие, многодетные
и т. д.).
- контрольной, которая проявляется
в контроле за распределением
ВВП и национального дохода. Реализуется
эта функция через систему
органов исполнительной власти.
- стимулирующей - состоит в том,
что государство с помощью
целой системы финансовых рычагов
и методов может оказать воздействие
на развитие предприятия, целых
отраслей и экономики в целом.
Как уже говорилось, финансы - экономическая
и правовая категория, т. е. конкретную
форму им придает государство, вырабатывая
конкретные финансовые отношения между
различными субъектами воспроизводства,
элементами которых выступают ставки,
нормы, тарифы, платежи, отчисления и т. д.
Для того чтобы пополнить централизованные
и децентрализованные фонды денежных
средств, государство использует систему
специальных методов обязательных и добровольных
платежей. Это, во-первых, налоги, сборы,
пошлины; во-вторых, кредит (государственный
и банковский); в-третьих, страхование;
в-четвертых, эмиссия денег.
По данным рассмотрим динамику доходов
федерального бюджета на 2009-2011 гг. (таблица
2.1.1)
Таблица 2.1.1 Состав и структура доходов
федерального бюджета
По данным таблицы 2.1.1 видно,
что по сравнению с 2009 г. в 2011 г. наблюдался
рост доходов федерального бюджета на
4583,3 млн. руб., налог на прибыль в 2011 г. вырос
на 1,08 %., а налоги на внешнюю торговлю и
внешнеэкономические операции уменьшился
на 1,11 %
Для сравнения также рассмотрим
расходы федерального бюджета на те же
года (таблица 2.1.2).
Таблица 2.1.2 Состав и структура расходов
федерального бюджета
Из данных таблицы 2.1.2 видно,
что расходы федерального бюджета увеличились
на 4558,4 млн. рублей. В структуре расходов
федерального бюджета в 2011 году по сравнению
с 2010 годом наблюдался рост доли расходов
на национальную экономику -2,49 %. Это прежде
всего на сельское хозяйство, на транспорт,
на топливо и энергетику, на связь и информатику.
Также наблюдается увеличение расходов
на жилищно - коммунальное хозяйство -2,78 %,
а на социально культурные мероприятия
расходы снизились на 2,23 %.
3. Направление
развития финансовой системы России
3.1 Задачи в области
стабилизации финансовой системы России
в настоящий момент
Нестабильная ситуация в российской
экономике, сложившаяся в силу многих
обстоятельств, таких как внешнеэкономическая
конъюнктура, политическая обстановка,
проблемы с промышленным развитием страны
и многие другие, а также в последнее время
влияние мирового финансового кризиса,
оказывает негативное влияние на экономику
нашей страны, и, конечно, на состояние
финансовой системы.
В условиях углубления рыночных реформ
должна происходить перестройка всей
системы финансовых отношений в стране.
Современная бюджетная система России
определенным образом приблизилась к
структуре бюджетных систем западных
стран, имеющих федеральное устройство.
Тем не менее, сегодняшняя бюджетная
система России все еще достаточно противоречива
и требует серьезной доработки.
В частности, необходимо решение следующих
проблем в области бюджетных отношений:
Противоречия и неясности в статьях бюджетного
кодекса, касающихся, например учета всех
платежей по погашению государственного
долга; показа полного бюджета по ИПД с
его балансом.
Нет концепции управления государственным
долгом, нет нормативной базы по решению
этой проблемы;
Снижение дотации на выравнивание бюджетной
обеспеченности федеральных и региональных
бюджетов.
Для преодоления указанных проблем необходимо
осуществить следующие задачи:
- устранить неясности в Бюджетном
кодексе ;
- предложить Правительству в
Концепции управления государственным
долгом ввести утверждение законом
о бюджете источников погашения
дефицита(включив в них Стабилизационный
фонд);
- создать группу для соответствующей
доработки Бюджетного кодекса;
- попросить Счетную палату дать
предложения по этим вопросам;
- увеличить дотации по выравниванию
бюджетной обоспеченности.
Другими проблемами бюджетной системы
являются:
- высокая степень концентрации
финансовых ресурсов в федеральном
бюджете страны, что снижает значение
региональных и местных бюджетов;
- действующая практика формирования
территориальных бюджетов, при которой
сохранен в своей основе механизм
централизованно устанавливаемых
нормативов отчислений в местные
бюджеты;