Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 01:57, реферат
В каждом государстве имеется несколько сфер финансовых отношений, каждая из них имеет свои специфические особенности, которые проявляются, прежде всего, формах и методах мобилизации финансовых ресурсов и их использовании. И каждая сфера финансовых отношений является в определенной мере самостоятельным звеном общей финансовой системы.
Таким образом, финансовая система представляет собой совокупность обособленных, но связанных между собой сфер и звеньев финансовых отношений.
Введение……………………………………………………………………..3
1. Характеристика финансовой системы РБ, ее основные звенья……….4
2. Совершенствование финансовой системы Республики Беларусь…...10
Заключение………………………………………………………………….14
Список литературы…………………………………………………………15
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Характеристика финансовой системы РБ, ее основные звенья……….4
2. Совершенствование финансовой
системы Республики Беларусь…..
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В каждом государстве имеется несколько сфер финансовых отношений, каждая из них имеет свои специфические особенности, которые проявляются, прежде всего, формах и методах мобилизации финансовых ресурсов и их использовании. И каждая сфера финансовых отношений является в определенной мере самостоятельным звеном общей финансовой системы.
Таким образом, финансовая система представляет собой совокупность обособленных, но связанных между собой сфер и звеньев финансовых отношений.
Финансовая система Республики Беларусь не остается неизменной. В зависимости от общеэкономических и социальных задач стоящих перед государством в финансовой системе могут осуществляться те или иные преобразования, она может пополняться новыми звеньями.
Совершенствование финансовой
системы в Республике Беларусь в
условиях суверенитета и перехода к
рыночной экономике связано с
осуществлением ряда мероприятий. Осуществляется
сбалансированности д государственного
бюджета прежде всего за счет роста доходов
и сокращения некоторых статей расходов,
за счет снижения затрат на нужды обороны
страны, на содержание административно-
1 Характеристика финансовой системы РБ, ее основные звенья
Финансовая система государства – совокупность находящихся в определенной взаимосвязи финансовых институтов, посредством которых государство осуществляет первичное распределение и перераспределение совокупного общественного продукта и национального дохода с целью образования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Состав финансовой системы Республики Беларусь характеризуется такими звеньями, которые выражают государственное устройство и экономические основы хозяйственной деятельности. Основные звенья - государственный бюджет и финансы субъектов хозяйствования, характеризующиеся обособлением финансовых ресурсов и организационно-правовой основой их формирования
Финансовая система Республики Беларусь
Финансы домашних хозяйств
Внебюджетные фонды
Децентрализованные финансы
Республиканский бюджет
Местные бюджеты
Централизованные финансы
Финансовый аппарат
Финансы организаций
Финансы коммерческих организаций
Финансы некоммерческих организаций
Финансы финансовых посредников
Государственный кредит
Рисунок 1. –Структура финансовой системы РБ
Источник:- собственная разработка
Централизованные финансы являются главным звеном финансовой системы страны, т. к. позволяют оказывать регулирующее воздействие на экономику. Они представлены бюджетной системой и государственным кредитом. Бюджетная система – совокупность бюджетов всех уровней. К государственным внебюджетным фондам относятся фонды денежных средств, образуемые вне государственного бюджета. В Республике Беларусь только один фонд имеет статус внебюджетного – Фонд социально защиты населения Министерства труда и социальной защиты. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений предприятий. Основные суммы отчислений, как правило, включаются в состав себестоимости продукции и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда. Основной причиной использования внебюджетных фондов является ограниченность бюджетных ресурсов. Целевое их назначение - мобилизация средств для:
В РБ к республиканским целевым бюджетным фондам относятся:
Областные и Минский городской Совет Депутатов формируют местные целевые бюджетные фонды (в частности, инновационные). Порядок формирования и использования внебюджетных и целевых бюджетных фондов регламентируется законодательством РБ.Финансы предприятий представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий. Они включают денежные отношения, которые возникают между: предприятиями (это главным образом оплата за продукцию и услуги); предприятиями и вышестоящими организациями (образование централизованных фондов министерств и ведомств); предприятиями и входящими в них структурными подразделениями; предприятиями и государственным бюджетом (платежи в бюджет, финансирование из бюджета); предприятиями и учреждениями банков (получение кредитов, их возврат, уплата процентов за пользование кредитом) и др.
Финансы предприятий — исходное звено финансовой системы Республики Беларусь, оно является основой общегосударственных финансов. Это объясняется тем, что именно на предприятиях в процессе материального производства создается решающая доля национального дохода страны — главного источника формирования как децентрализованных, так и централизованных денежных фондов. Поэтому от состояния данного звена финансовой системы во многом зависит финансовое положение республики в целом.Финансы предприятий (децентрализованные фонды) состоят из двух подсфер: финансов предприятий материального производства и финансов учреждений и организаций непроизводственной сферы.
Решающую роль в национальной экономике Республики Беларусь занимают финансы предприятий материального производства, которые непосредственно обслуживают производство, кругооборот средств предприятий. Именно в этой подсфере создается решающая часть финансовых ресурсов предприятий, значительная доля которых затем посредством налогов направляется на формирование доходной части государственного бюджета.
В зависимости от ряда объективных факторов, существенно влияющих на организацию финансовых отношений, на формирование и использование денежных фондов, каждая подсфера финансовой системы может подразделяться на отдельные звенья. Так, например, в зависимости от отраслевой направленности в первой подсфере (финансы предприятий материального производства) можно выделить такие звенья финансовой системы, как финансы предприятий промышленности, сельского хозяйства, строительства, грузового транспорта, связи, торговли и заготовок и др.
Во второй (непроизводственной) подсфере различают такие звенья, как финансы образования; финансы культуры и искусства; финансы здравоохранения и физической культуры; финансы науки и научного обслуживания; финансы пассажирского транспорта; финансы жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания; финансы коммерческих страховых, кредитных и других учреждений; финансы общественных организаций; финансы обороны страны и др.
В зависимости от формы собственности в составе первой и второй подсфер финансовой системы различают следующие звенья: 1) финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на государственной собственности; 2) финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на коллективной собственности; 3) финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на совместной собственности; 4) финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на частной собственности; 5) финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на смешанных формах собственности.
Среди перечисленных звеньев ведущее место до настоящего времени занимают финансы предприятий, основанных на государственной форме собственности. Это объясняется тем, что удельный вес государственных предприятий составляет в Республике Беларусь более 80 %. В перспективе по мере приватизации и разгосударствления собственности все большее значение будут приобретать финансы предприятий, основанных на негосударственных формах собственности.
В условиях дальнейшего развития рыночных отношений все предприятия материального производства и небольшая часть организаций непроизводственной сферы осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета. Он представляет собой такой метод хозяйствования, который предполагает обязательное получение прибыли, достаточной для осуществления простого и расширенного воспроизводства.
Подавляющая часть организаций непроизводственной сферы осуществляет некоммерческую деятельность, т. е. такую деятельность, которая не преследует цели получения прибыли (организации культуры, учреждения народного образования, здравоохранения и др.)« Если такие учреждения в ряде случаев и получают доходы (например, государственные вузы за обучение сверхпланового контингента студентов), то они используются на развитие этих учреждений. Все затраты в учреждениях непроизводственной сферы, как правило, покрываются за счет бюджетных средств (за исключением жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания, коммерческих страховых, кредитных и других учреждений).
Общегосударственные (централизованные) финансы включают в себя такие звенья, как государственный бюджет; внебюджетные фонды (включая фонд социальной защиты населения); фонд государственного имущественного, личного и других видов страхования (страхование ответственности и др.); государственный кредит.
Общегосударственные финансы можно определить как систему денежных отношений по формированию централизованных фондов денежных средств и использованию их на общегосударственные потребности.
Главным звеном общегосударственных финансов является государственный бюджет. С его помощью правительство республики концентрирует в своих руках значительную часть финансовых ресурсов страны. С введением в 1992 г. новой налоговой системы основным источником формирования доходной части бюджета являются налоги с предприятий, учреждений и организаций, а также с граждан. В расходной части государственного бюджета преобладают прежде всего затраты на финансирование народного хозяйства и социально-культурные мероприятия. Относительно небольшой удельный вес занимают расходы на содержание аппарата управления и на оборону страны.
В отличие от других республик СНГ в расходной части бюджета Республики Беларусь большое место (свыше 10 %) занимают расходы на мероприятия по ликвидации последствий от Чернобыльской катастрофы.
Государственный бюджет Республики
Беларусь является одним из главных
инструментов осуществления финансовой
политики государства. В последние
годы государственный бюджет все
шире используется для преодоления
кризисных явлений в экономике»
снижения инфляции, социальной поддержки
определенных слоев населения, для
развития рыночных отношений, и в
частности на развитие и укрепление
предпринимательских структур, на приватизацию
государственной собственности, на
развитие внешнеэкономической
Крупным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды, количество которых в последние годы значительно возросло. К числу основных внебюджетных фондов относятся: фонд социальной защиты населения; фонд содействия занятости; централизованный инновационный фонд; фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, фонд охраны природы, дорожный фонд и др.
По своим размерам отдельные внебюджетные фонды составляют внушительные размеры. Например, ежегодный объем фонда социальной защиты населения равен 25—30 % от суммы доходов республиканского бюджета Республики Беларусь.
Широкое использование наряду
с государственным бюджетом средств
внебюджетных фондов вызвано рядом
причин, и прежде всего ограниченностью
бюджетных ресурсов. Формирование внебюджетных
фондов позволяет привлечь дополнительные
финансовые ресурсы, которые затем
используются на отдельные мероприятия.
По своему экономическому содержанию
внебюджетные фонды представляют собой
форму перераспределения и
Одним из звеньев финансовой
системы является государственное
имущественное, личное и другие виды
страхования, которое представляет
собой один из методов создания резервных
фондов для защиты собственности
предприятий, организаций, учреждений,
а также личной собственности
граждан от убытков при стихийных
бедствиях и других неблагоприятных
событиях, для дополнительного