Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 12:25, курсовая работа
Финансы государственных предприятий и организаций - это система де-нежных соотношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных ресурсов (основных и оборотных средств, заработной платы, фондов накопления и потребления, амортизационного фонда и т.п.)
Финансы государственных предприятий и организаций - это система денежных соотношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных ресурсов (основных и оборотных средств, заработной платы, фондов накопления и потребления, амортизационного фонда и т.п.) [12, c.17].
В январе-сентябре 2005 года в консолидированный бюджет поступило 22320,2 млрд. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН). Без учета ФСЗН доходы консолидированного бюджета сложились в сумме 16988,1 млрд. рублей. Из них на долю НДС, налога на прибыль, акцизов и подоходного налога приходится 51,3%. При этом четверть всех поступлений в бюджет обеспечена за счет налога на добавленную стоимость - 25%. Расходы консолидированного бюджета с учетом расходов ФСЗН профинансированы в сумме 21016,3 млрд. рублей, без учета ФСЗН – на 16204,9 млрд. рублей. В реальном выражении это на 26% больше, чем за 9 месяцев 2004 года при реальном росте доходов за этот же период на 28%. Профицит консолидированного бюджета без учета ФСЗН составил за январь-сентябрь 2005 года 783,3 млрд. рублей, или 1,7% к ВВП (за январь-сентябрь 2004 года профицит - 1,1% к ВВП), профицит ФСЗН – 520,7 млрд. рублей, или 1,1% ВВП.
Доходы и расходы консолидированного бюджета в динамике представлены на рис. 1.
Рис. 1. Динамика номинальных ежемесячных темпов роста доходов и расходов консолидированного бюджета без учета ФСЗН в 2004 г. – сентябре 2005 г., % (январь 2004 – 2005 гг. = 100%)
На графике, иллюстрирующем динамический ряд ежемесячных темпов роста номинальных доходов и расходов за период 2004 – сентябрь 2005 гг., наблюдается ситуация, когда при незначительной месячной инфляции в 2005 году темпы роста номинальных доходов и расходов растут значительно, в частности, начиная с мая-июня текущего года.
Анализ выполнения доходной части бюджета в текущем году свидетельствует о том, что высокий уровень ее исполнения обеспечен, в основном, за счет двух факторов. С одной стороны — это опережающие темпы роста макроэкономических показателей по большинству учитываемых при планировании бюджета позиций, которые вызваны улучшением общей экономической ситуации в республике, активным увеличением объемов производства в реальном секторе экономики, ростом финансовых показателей работы организаций и повышением их платежеспособности. С другой стороны — это внесение радикальных изменений в налоговое законодательство по уплате налога на добавленную стоимость.
Данные анализа налоговых поступлений свидетельствуют о том, что централизация доходов бюджета к ВВП (с учетом недоимки, но без учета ФСЗН) в январе-сентябре 2005 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла с 34,4 до 37,5%, или на 3,1 п.п., причем удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП вырос с 33,6 до 36,9% в сравниваемых периодах (рост на 3,3 п.п.), а недоимка снизилась с 0,8 до 0,6% (падение – на 0,2 п.п.), табл. 1. По данным Министерства по налогам и сборам, удельный вес недоимки по доходам и поступлениям к доходам бюджета (включая доходы государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов) сократился с 2,3% на 1.10.2004 до 1,7% на 1.10.2005. По состоянию на 1 октября 2005 года задолженность по платежам в бюджеты всех уровней составила 293,5 млрд. рублей и по сравнению с 1 октября 2004 года сократилась в реальном выражении на 3 процента [19].
Таблица 1. Динамика централизации доходов консолидированного бюджета
Показатели |
Ед. изм. |
2002 г., |
2003 г., |
2004 г., |
2005 г., |
1. Валовой внутренний продукт |
млрд. руб. |
18773,3 |
26187,7 |
35575,4 |
46089,6 |
2. Доходы консолидированного бюджета (с государ. внебюджетными и бюджетными целевыми фондами, без ФСЗН) |
млрд. руб. |
5802,6 |
8627,3 |
11960,5 |
16988,1 |
3. Недоимка по доходам и поступлениям |
млрд. руб. |
210,2 |
215,8 |
276,5 |
293,5 |
4. Уд. вес недоимки по доходам и поступлениям к доходам конс. бюджета (с гос. целевыми фондами) |
% |
3,6 |
2,5 |
2,3 |
1,7 |
5. Общая совокупная налоговая нагрузка (централизация) |
% |
32,0 |
33,7 |
34,4 |
37,5 |
в том числе: |
|||||
уд. вес доходов конс. бюджета в ВВП |
% |
30,9 |
32,9 |
33,6 |
36,9 |
уд. вес недоимки в ВВП |
% |
1,1 |
0,8 |
0,8 |
0,6 |
Примечание. Источник: [19]
Одним из факторов повышения уровня
централизации бюджетных
Ниже приводится анализ структуры консолидированного бюджета (без доходов государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов и ФСЗН) по пяти основным налогам за 9 месяцев последних пяти лет, табл. 2. Как видно из таблицы, в январе-сентябре 2005 года только доля акцизов уменьшилась на 0,9 п.п. по сравнению с январем-сентябрем прошлого года, а удельные веса НДС, прямых налогов на доходы и прибыль, подоходного налога и доходов от внешней торговли и внешнеэкономических операций в структуре суммарно увеличилась на 5,7 п.п.
Таблица 2. Динамика структуры доходов консолидированного бюджета за январь-сентябрь 2001-2005 гг., %
Показатели |
янв.-сент. 2001 |
янв.-сент. 2002 |
янв.-сент. 2003 |
янв.-сент. 2004 |
янв.-сент. 2005 | |
НДС |
30,1 |
32,8 |
28,8 |
28,1 |
31,9 | |
Налоги на доходы и прибыль |
17,5 |
13,9 |
13,6 |
15,9 |
16,4 | |
Подоходный налог |
11,0 |
11,0 |
9,9 |
9,9 |
10,0 | |
Акцизы |
9,5 |
9,3 |
8,4 |
8,2 |
7,3 | |
Доходы от внешней торговли |
6,3 |
7,4 |
10,0 |
8,0 |
9,3 | |
Прочие поступления в бюджет |
25,7 |
25,6 |
29,3 |
29,9 |
25,1 | |
Итого доходов (без доходов гос. внебюджетных и бюджетных целевых фондов и ФСЗН) |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Примечание. Источник: [19]
Расходы консолидированного бюджета за январь-сентябрь 2005 года профинансированы в сумме 16 204,9 млрд. рублей без ФСЗН, расходы Фонда социальной защиты населения составили 4 811,4 млрд. рублей.
Более половины – 54,8% - расходов консолидированного бюджета (включая ФСЗН) приходилось на расходы социального направления без учета капитальных вложений, в том числе на образование – 13,5%, на здравоохранение – 10%.
При реальном росте расходов консолидированного бюджета за девять месяцев текущего года на 26,5% по сравнению с тем же периодом 2004 года в разрезе функциональной классификации отдельные разделы бюджета имели различия в динамике финансирования. Бюджетные ассигнования на социальную политику возросли на 49,5%, капитальные вложения – 44,8%, расходы государственных целевых внебюджетных и бюджетных фондов – 46,1%.
Это обусловило основные отклонения в функциональной структуре расходов консолидированного бюджета. За январь-сентябрь 2005 года по сравнению с тем же периодом 2004 года наиболее значительно выросла доля расходов государственных целевых внебюджетных и бюджетных фондов – с 17,1 до 19,7% и расходов на социальную политику – с 5,2 до 6,2% в общем объеме консолидированного бюджета. Удельный вес расходов на жилищно-коммунальное хозяйство сократился с 7% в январе-сентябре 2004 года до 5,9% в январе-сентябре текущего года (при реальном росте расходов на 5,4%), на образование – с 18,2 до 17,6% (при реальном росте финансирования отрасли на 22,2%), рис. 2[19].
Рис. 2. Функциональная структура расходов бюджета (без ФСЗН), в процентах к итогу
Значительная часть бюджетных средств была направлена на поддержку отраслей реального сектора экономики (включая жилищно-коммунальное хозяйство) – 22,7% от всех расходов консолидированного бюджета (с учетом Фонда социальной защиты населения) в январе-сентябре 2005 года (без ЖКХ – 18,2%). Из них 10,1% приходилось на прямое финансирование из бюджета, 12,6% - на расходы целевых бюджетных фондов.
Доходы республиканского бюджета (без учета ФСЗН) за январь-сентябрь 2005 года составили 10 115,4 млрд. руб., или 143,3% (в реальном выражении) к уровню января-сентября 2004 года. Расходы республиканского бюджета профинансированы в сумме 9 458,5 млрд. руб., что на 34,2% больше, чем в январе-сентябре 2004 года. Доходы Фонда социальной защиты населения сложились в размере 5 332,1 млрд. руб., расходы – 4 811,4 млрд. руб.
Финансирование по всем разделам республиканского бюджета в разрезе функциональной классификации было осуществлено выше уровня январе-сентябре 2004 года. Наиболее значительно возросли расходы на поддержку реального сектора экономики (в 2,3 раза в реальном выражении), на капитальные вложения (в 1,7 раза), на социальную политику (на 55,8%), расходы целевых бюджетных фондов (на 56,4%). В результате в структуре расходов республиканского бюджета увеличилась доля расходов на поддержку реального сектора экономики – с 2 до 3,5%, расходов целевых бюджетных фондов – с 22,3 до 25,9%).
В январе-сентябре 2005 года доходы республиканского бюджета (с учетом ФСЗН) превысили расходы на 1 177,6 млрд. рублей, или 2,6% к ВВП[19].
Таким образом, финансовый механизм государственных предприятий и организаций - это система управления их финансами, предназначенная для организации взаимодействия финансовых отношений и фондов денежных средств с целью эффективного их воздействия на конечные результаты производства, устанавливаемая государством в соответствии с требованиями экономических законов путем выпуска законодательных и нормативных актов и используемая предприятиями с учетом своих особенностей и задач.
Финансы предприятий представляют собой совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов. Это отношения с другими предприятиями, с коллективом, с государством, с банками, с вышестоящими организациями.
Денежный оборот, будучи обособленным полностью или частично, составляет материальную основу финансов предприятий. Реальный денежный оборот - это экономический процесс, вызывающий движение стоимости и сопровождающийся потоком денежных платежей и расчетов.
Объектом реального денежного оборота выступают финансовые ресурсы - собственные источники финансирования расширенного воспроизводства, остающиеся в распоряжении предприятия после выполнения текущих обязательств по платежам и расчетам.
Финансы предприятий функционируют в рамках финансовой системы государства. Они являются ее основой, поэтому все изменения в финансах предприятий связаны с изменениями в финансовой системе государства. Как экономическая категория финансы зависят от преобразований во взаимоотношениях между звеньями финансовой системы. Это относится прежде всего к взаимосвязям между финансами макроуровня и финансами микроуровня. Финансы макроуровня, представленные прежде всего государственным бюджетом, опираются на финансовый потенциал предприятий. Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, поэтому требуется их оптимальная организация. Способ организации устанавливает качественную определенность финансов предприятий. Распределение и использование финансовых ресурсов предприятий осуществляются в рамках интегрированной системы управления финансовыми потоками.
Финансы предприятий опираются на информационные потоки. Принятие решений основано на совокупности информации. Анализ поступающей информации важен как в момент принятия решения, так и в процессе контроля за ходом его выполнения. Эта информация содержится в бухгалтерской и статистической отчетности, договорах и соглашениях, коммерческих и расчетных документах и т.п. С ними постоянно работает финансист предприятия.