Финансовая система
Российской Федерации
Под финансовой системой государства
понимают совокупность как всех финансовых
институтов, так и тех государственных
органов и учреждений, которые занимаются
финансовой деятельностью в пределах
своей компетенции.
Совокупность звеньев в их взаимосвязи,
входящих в состав финансов Российской
Федерации, образует финансовую систему
России, которую составляют следующие
институты:
- бюджетная система с входящими
в нее государственными и местными бюджетами;
- внебюджетные целевые фонды;
- финансы предприятий, объединений,
организаций, учреждений, отраслей народного
хозяйства;
- имущественное и личное страхование;
- кредит (государственный и
банковский).
В финансовую систему включаются
и негосударственные фонды (федеральные
и региональные, например негосударственные
пенсионные фонды); фонды банковской системы;
фонды страховых организаций; фонды общественных
и региональных организаций; фонды иных
юридических лиц.
Финансовый институт - это группа
однородных экономических отношений,
взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции
или распределения денежных средств.
Единство финансовой системы
РФ. Самостоятельность субъектов Федерации
не должна выходить за рамки основ федеральной
финансовой политики, а также установленных
совместно общих принципов налогообложения
и сборов. Система налогов, взимаемых в
федеральный бюджет, и общие принципы
налогообложения и сборов устанавливаются
федеральным законом.
Единство финансовой политики
- необходимое условие гарантированного
Конституцией РФ единства экономического
пространства в РФ, свободного перемещения
финансовых средств (ст. 75).
Финансовое право РФ: понятие,
предмет, метод, система, принципы и источники
Финансовое право - самостоятельная отрасль
права, представляющая собой совокупность
норм права, регулирующих общественные
отношения, возникающие в процессе создания,
распределения и использования государством
определенных фондов денежных средств.
Однако финансовое право достаточно широко
взаимодействует с другими отраслями
права, в том числе с гражданским. Связь
финансового права с гражданским правом
определена тем, что часть отношений в
области кредита, расчетов, страхования
регулируется нормами гражданского права.
Отличие заключается в том, что гражданско-правовые
отношения предусматривают равенство
сторон, в то время как финансово-правовые
отношения подразумевают наличие властных
полномочий, присущих государственным
и финансово-кредитным органам.
При отграничении финансового права
от смежных отраслей права необходимо
учитывать природу его предмета, особенности
метода правового регулирования и наличие
системы финансового права.
Предметом финансового права являются
общественные отношения, возникающие
в процессе осуществления государством
финансовой деятельности, т.е. деятельности
по образованию, распределению и использованию
фондов денежных средств. Особенностью
данных общественных отношений является
то, что они возникают в процессе финансовой
деятельности государства и представляют
собой разновидность имущественных отношений,
так как возникают по поводу финансовых
ресурсов. Это финансовые отношения, одной
из сторон в которых всегда выступает
государство или его орган.
Финансовое право, регулируя определенные
общественные отношения, имеет свой круг
участников, или субъектов этих отношений.
Наделяет их юридическими правами и обязанностями.
Носители этих прав и обязанностей и являются
субъектами финансового права. Следует
различать понятия: субъекты финансового
права и субъект финансового правоотношения,
хотя они во многом совпадают.
Субъект финансового права - лицо, обладающее
правосубъектностью, т.е. потенциально
способное стать участником правоотношения.
Субъект финансового правоотношения
- реальный участник конкретных правоотношений.
Особенности круга субъектов финансового
права раскрывает их подразделение на
три основные группы:
- общественно-территориальные образования;
- коллективные субъекты;
- индивидуальные субъекты.
Такой круг субъектов свойственен бюджетным
правоотношениям. Законодательство закрепляет
право на государственный или местный
бюджет именно за этими субъектами, а не
за государственными органами, что выражает
принцип народовластия, который закреплен
в Конституции РФ.
Коллективными субъектами финансового
права являются государственные и общественные
организации, к числу которых относятся:
органы государственной власти и управления,
предприятия, организации, учреждения,
которые основаны на различных формах
собственности.
Органы государственной власти и управления
относятся к числу субъектов финансового
права, участие которых обязательно в
финансовых правоотношениях. В их круг
входят органы представительной власти
и исполнительной власти федерального
уровня и субъектов федерации.
Особую группу составляют органы местного
самоуправления, которые осуществляют
самостоятельные решения финансовых вопросов
местного значения.
К юридическим лицам, субъектам финансового
права, относятся и индивидуальные частные
предприятия, которые являются самостоятельными
хозяйствующими субъектами. Они вступают
в финансовые правоотношения по поводу
уплаты налогов и др. обязательных платежей
государству, использование дотаций из
бюджета по поводу государственного кредита
и других источников финансирования.
Индивидуальные субъекты финансового
права - это граждане. Их права и обязанности
связаны, главным образом, с налоговыми
и другими обязательными платежами, которые
поступают в распоряжение государства.
Законодательство в данном случае устанавливает
в качестве основных условий привлечения
гражданина к уплате налогов наличие у
него дохода, превышающего установленный
необлагаемый минимум, или определенного
имущества, подлежащего налогообложению
[6].
Метод финансового права - способ воздействия
на общественные отношения с целью выполнения
норм права. В действующей системе права
закреплены два способа:
1) административно-правовой способ
исходит из неравного положения
сторон - отношения власти и подчинения
(например, властные предписания финансово-кредитных
органов);
2) гражданско-правовой способ основан
на равенстве сторон, на экономических
инструментах регулирования.
Система финансового права обусловлена
системой финансовых правоотношений и
подразделяется на две составляющие:
Общая часть. Нормы этой части имеют значение
для всех финансовых отношений и закрепляют
основные начала финансовой деятельности
государства, ее задачи, формы и методы
осуществления, устанавливают правовые
основы финансового контроля, круг и компетенцию
органов, участвующих в финансовой деятельности.
Особенная часть объединяет нормы, регулирующие
отдельные виды финансовых отношений
в рамках соответствующих финансово-правовых
институтов. Так, в особенную часть входят
группы норм, регулирующих правоотношения
в области бюджетной системы, внебюджетных
государственных фондов, государственных
доходов и расходов, государственного
и банковского кредита, денежного обращения
и валютного регулирования.
Источниками финансового права являются
различные нормативно-правовые акты представительных
и исполнительных органов государственной
власти и местного самоуправления, в которых
содержатся нормы финансового права.
Главный источник финансового права -
Конституция Российской Федерации. В ней
закрепляются основы правовой организации
финансовой деятельности государства
в целом и по отдельным ее направлениям,
соответственно используемым звеньям
финансовой системы. Наибольшее внимание
конституционное законодательство уделило
бюджетной деятельности, что объясняется
ролью государственного бюджета как центрального
звена финансовой системы.
Какого-либо источника по данной отрасли
права в целом не имеется. Однако среди
источников финансового права немало
таких, которые содержат нормы других
отраслей права - государственного, административного,
гражданского и т.д. К ним относятся законы
о местном самоуправлении, о банках, о
предприятиях и предпринимательской деятельности
и др.
Нормы финансового права содержатся
также в указах Президента РФ, постановлениях
Правительства РФ, в актах органов исполнительной
власти субъектов Федерации и актах местной
администрации.
Большую группу источников финансового
права составляют акты финансово-кредитных
органов - Министерства финансов РФ, Центрального
банка РФ, Министерства РФ по налогам и
сборам (приказы, инструкции и др.).
Финансово-правовые нормы могут содержаться
в актах органов государственного управления
(министерств, ведомств и др.), регулирующих
вопросы финансов в пределах соответствующей
отрасли или сферы управления, и, наконец,
в локальных актах, принимаемых трудовыми
коллективами, администрацией предприятий,
организаций.
Совокупность нормативных актов, содержащих
нормы финансового права, принято определять
как финансовое законодательство.
Понятие и формы финансового контроля
Финансовый контроль —
это регламентированная нормами права
деятельность государственных, муниципальных,
общественных и иных хозяйствующих субъектов
по проверке своевременности и точности
финансового планирования, обоснованности
и полноты поступления доходов в соответствующие
фонды денежных средств, правильности
и эффективности их использования.
По субъектному составу контролирующих
органов финансовый контроль может
быть государственным, внутрихозяйственным,
финансово-кредитных органов (банковский
контроль), общественным и независимым
(аудиторским).
Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой
и хозяйственной деятельности. Он призван
предупреждать бесхозяйственность и расточительность,
выявлять факты злоупотреблений и хищений
товарно-материальных ценностей и денежных
средств.
Действенность финансового контроля, осуществляемого
различными субъектами (органами государственной
власти, местного самоуправления, аудиторами,
аудиторскими фирмами), в значительной
степени зависит от их взаимодействия,
в том числе и с правоохранительными органами.
Под формой финансового контроля понимают
способы конкретного выражения и организации
контрольных действий. В зависимости от
времени совершения контроля выделяют
три основные формы финансового контроля
— предварительный, текущий и последующий.
Предварительный финансовый
контроль производится до выполнения какого-либо
финансового мероприятия (например, проверка
правильности и законности документов,
служащих основанием для получения или
расходования денежных средств).
Предварительный контроль осуществляется
вышестоящими органами хозяйственного
управления и учреждениями финансово-кредитной
системы при рассмотрении финансовых
(кредитных, кассовых) планов, смет и других
нормативных расчетов, открытии кредитов
и перечислении бюджетных средств.
Текущий (оперативный) контроль проводится
непосредственно в процессе операций
по расходованию и поступлению денежных
средств.
На основе данных оперативного и бухгалтерского
учета, инвентаризаций и визуального наблюдения
текущий контроль помогает предотвратить
совершение финансовых правонарушений,
а также регулировать финансовые риски.
Объектом текущего контроля является
документация, непосредственно связанная
с уплатой или получением денежных средств.
Фактические затраты регулярно сопоставляются
с действующими нормами по расходованию
средств с целью оперативного выявления
отклонений.
Последующий контроль проводится
после совершения денежных операций с
целью дополнительной проверки их законности
и обоснованности.
Эта форма контроля осуществляется путем
анализа отчетов и балансов, а также методом
проверок и ревизий непосредственно на
месте — на предприятиях, в учреждениях
и организациях.
Виды финансового контроля
Финансовый контроль имеет следующие
виды:
Банковский контроль - осуществляется
банками в ходе операций по кредитованию,
финансированию и расчетам.
Банковский контроль необходим для эффективного
использования банковских ссуд и направлен
также на укрепление платежной дисциплины.
Обеспечение возвратности кредита создает
основу для банковского контроля в процессе
кредитования, а контроль в свою очередь
служит необходимым условием возвратности
кредита .
Банки осуществляют предварительный
и текущий контроль в ходе проведения
денежных операций через проверку представленных
документов, устанавливая право хозяйствующего
субъекта на получение ссуды, проведение
платежей ссудных счетов.
Банковский контроль в процессе кредитования
сочетается с контролем, осуществляемым
при организации расчетов. Принимая поручение
хозяйствующего субъекта на перечисление
денег другому предприятию или организации,
банк проверяет законность этой сделки:
платеж должен производиться за поставленный
товар, произведенные работы в соответствии
с договором или на другом, указанном в
нормативном акте, основании. Объектом
банковского контроля выступает оборачиваемость
платежных средств. Банки проверяют своевременность
предъявления платежных документов поставщиком
и оплату их покупателем в установленные
сроки. Отказ плательщика от оплаты счетов
должен быть обоснованным, иначе причитающиеся
суммы списываются со счета заказчика
Внутрихозяйственный контроль - представляет
собой проверку производственной и хозяйственной
деятельности предприятий в целом, отдельных
его структурных подразделений, осуществляемую
бухгалтерией, финансовым отделом и некоторыми
другими экономическими службами самого
хозяйствующего субъекта .