Финансовая система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 22:05, курсовая работа

Краткое описание

Первоначальной сферой возникновения финансовых отношений являются процессы первичного распределения стоимости общественного продукта, когда эта стоимость распадается на составляющие ее элементы и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. Дальнейшее перераспределение стоимости между субъектами хозяйствования и конкретизация целевого ее использования тоже происходит на основе финансов. Сгруппированные по определенному признаку финансовые отношения образуют финансовую систему. Финансовые отношения при всём их многообразии можно объединить в отдельные, относительно обособленные группы - сферы и звенья. Эти сферы и звенья тесно связаны между собой. Каждой группе финансовых отношений соответствуют денежные фонды, а соответствующие финансовые органы осуществляют управление этими отношениями и фондами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Экономическое содержание финансов
.1 Причины, порождающие необходимость финансов в условиях товарного производства
.2 Виды финансовых отношений, их группировка
.3 Факторы, обуславливающие развитие финансовой системы и научные представления о ней
2. Сферы и звенья финансовой системы РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
.1 Становление и развитие финансовой системы РФ
.2 Дискуссионные вопросы состава и структуры финансовой системы в современной экономической литературе
.3 Взаимосвязь финансовой системы и финансового рынка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

bibliofond.ru_727708.rtf

— 636.77 Кб (Скачать файл)

 

Структура банковских кредитов последовательно сдвигается в сторону увеличения их сроков (что еще недавно казалось непреодолимой проблемой); продолжается процесс дедолларизации экономики: удельный вес депозитов и кредитов, номинированных в рублях последовательно возрастает; растет динамика банковских вкладов населения;[22]

Быстро растет капитализация российского фондового рынка;[25]

Постепенно повышается роль посреднического сектора как источника финансирования инвестиций в основной капитал: растет доля привлеченных через финансовую систему средств (Табл. 1.2);

 

Таблица 1.2 Источники финансирования инвестиций в основной капитал

Средства

2005г.

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

1-ое полугодие 2010

Собственные

50,3

45,0

45,2

46,8

48,6

47,2

Из бюджета и внебюджетных фондов

22,4

22,3

20,5

18,2

16,9

17,5

Привлеченные через финансовую систему

3,6

6,3

6,9

6,6

7,6

7,9

Кредиты банков

3,5

5,9

6,4

6,3

6,3

6,0

Средства от эмиссии акций

0,1

0,3

0,3

0,2

0,3

0,5

Прочие

20,1

20,2

20,7

21,9

20,3

20,9


 

Происходит привлечение капитала за счет размещения акций; снижается нехватка ресурсов для расширения производства; увеличение частного кредита частному сектору, что является наиболее важным показателем финансового развития.[8]

С другой стороны: нехватка финансовых ресурсов все еще остается ограничением для инвестиционной активности предприятий; высокий банковский процент является сдерживающим фактором инвестиций; недостаточная прибыльность инвестиционных проектов.

В целом данные факторы свидетельствуют, с одной стороны, о некотором прогрессе в снятии финансовых ограничений на развитие экономики, а, с другой стороны, о том, что слабость финансовой системы остается практически главным тормозом для роста инвестиций и производства.[10] Согласно исследованию экономической экспертной группы, все факторы, оказывающие влияние на состояние финансовой системы можно разделить на несколько групп:. Институциональные условия, играющие решающую роль в формировании финансовой системы: степень защищенности прав инвестора, зависящая от типа судебно-правовой системы; эффективность правоприменения, т.е. возможность акционера или кредитора защитить и отстоять свои права; степень прозрачности финансовой отчетности предприятий. В России сохраняется доминирующая роль государственных банков и высокая концентрация банковского сектора, приводящих к росту стоимости посреднических услуг.[23]. Макроэкономические характеристики, включающие следующие показатели:

Уровень и структура сбережений. Известно, что уровень сбережений в российской экономике довольно высок. Происходит рост сбережений населения благодаря повышению доли оплаты труда в ВВП и роста доверия к финансовой системе (Табл. 1.3). [21]

 

Таблица 1.3 Валовые сбережения в секторе экономики ( % ВВП)

 

Валовые сбережения

 

2005

2006

2007

2008

2009

1-ое полугодие 2010

ВСЕГО

36.1%

32.5%

29.1%

27.7%

29.0%

30.2%

Предприятия

21.7%

20.7%

17.0%

15.4%

15.6%

16.0%

Домашние хозяйства

3.2%

3.9%

5.0%

5.0%

6.0%

6.3%

Государственный сектор

11.2%

7.9%

7.1%

7.3%

7.4%

7.9%


 

Норма сбережений государства определяет, какая часть общих сбережений экономики должна направляться на финансирование государственного сектора и формирует направления финансовых потоков. Увеличение бюджетного дефицита негативно сказывается на состоянии финансового сектора и его способности обеспечивать кредиты для развития экономики.

Величина потоков капитала между российской экономикой и остальным миром также является важнейшим макроэкономическим фактором. Возрастает приток иностранного капитала в частный сектор, но также и отток российского капитала, т.к. сверхдоходы в сырьевом секторе не находят применения в экономике и выводятся за рубеж. Это свидетельствует о слабости посреднической системы в перераспределении финансовых ресурсов из секторов с избыточным капиталом в отрасли, испытывающие его недостаток. Важно также, что остается низким «качество» приходящего капитала, т.к. позитивный эффект на развитие экономики оказывают не все иностранные инвестиции, а только прямые инвестиции и долгосрочные кредиты. В нашей же экономике приток прямых иностранных инвестиций сравнительно мал.

Уровень инфляции оказывает существенное влияние на состояние посреднического сектора. Макроэкономическая нестабильность и неопределенность повышает риски кредитования и снижает инвестиционный спрос и спрос на кредитные ресурсы. В период максимально высокого бюджетного дефицита его финансирование не просто замедляет рост кредитования, а приводит к спаду этого процесса (тогда как при сбалансированном бюджете величина кредитов растет). При бюджетном профиците положительный эффект возможен, но зависит от способа его использования, если он приводит к положительному сальдо внутренних заимствований (когда погашение превышает новые заимствования). Таким образом, наиболее прямое воздействие бюджетной политики на развитие финансовой системы связано с чистой величиной внутренних заимствований. Начиная с 2000г. Показатели бюджетного дефицита и инфляции перестали оказывать заметное сдерживающее влияние на развитие финансового сектора.[23]

Величина душевого ВВП отражает уровень экономической активности, определяющий потребность экономики в финансовом посредничестве. Многие исследования находят положительную связь между этим показателем и состоянием финансового сектора.

Структурные характеристики экономики. В России главной характеристикой экономики является развитие финансово-промышленных групп (ФПГ). Широкое распространение таких групп приводит к замене перераспределения финансовых ресурсов через посреднический сектор их распределением внутри бизнес-групп. Инвестиции в основной капитал финансируются за счет средств других нефинансовых организаций. Это составляет примерно столько же, сколько инвестируется за счет бюджетных источников, то есть речь идет о финансовых потоках внутри ФПГ.[15]

Последствия распределения финансов внутри ФПГ по сравнению с рыночным посредничеством неоднозначны. С одной стороны, очевидны минусы такого механизма: он непрозрачен, ограничивает оценку инвестиционных решений пределами бизнес-групп, консервируя структуру экономики. Вместе с тем, «внутреннее» финансирование имеет некоторые преимущества: инвестор здесь располагает более полными и достоверными данными о состоянии предприятия. Кроме того, в рамках ФПГ радикально снижаются риски неисполнения заемщиком обязательств. В принципе это может повысить доступность кредитов для части предприятий, имеющих потенциально перспективные инвестиционные проекты.

Однако в последних исследованиях такая гипотеза была отвергнута. На предприятиях (машиностроения, черной и цветной металлургии, нефтегазового комплекса), входящих в состав ФПГ, инвестиции в такой же мере, как у остальных зависят от величины текущих денежных потоков. Это явно свидетельствует о том, что вхождение в ФПГ не облегчает доступ к кредитным ресурсам.[18]

 

 

2. Сферы и звенья финансовой системы Российской Федерации

2.1 Становление и развитие финансовой системы РФ

финансовый товарный рынок

В 90-е годы XX-го века начался переломный этап в истории России. В начале 90-х годов активно начинает развиваться рыночная система, и, не смотря на то, что рынок поначалу больше был похож на «базар», именно тогда начинают закладываться основы рыночных отношений. Новые экономические правоотношения, которые закладывались в обществе, потребовали коренного перестроения существующих государственных институтов.

В 90-х годах формируются налоговая служба, налоговая полиция, принимаются Гражданский, Налоговый и Уголовный кодексы, в которых закладываются правовые нормы, необходимые для функционирования финансовой системы государства. Принятый новый Гражданский кодекс РФ заложил основы правоотношений между хозяйствующими субъектами. Ввёл понятие договорных отношений, определил порядок кредитования, а также ввёл другие нормы, без которых ни одна финансовая система не смогла бы качественно функционировать.

Особенности становления финансовой системы России определялись, в первую очередь, особенностями устройства государства, отличавшими РФ от стран Западной Европы. В первую очередь тем, что РФ является государством с федеративной формой государственного устройства, что даёт определённую самостоятельность её субъектам. Большинство же стран мира имеет унитарную форму государственного устройства, когда вся реальная власть концентрируется в Центре. В свою очередь, «Россия» и «Федерация» - это два чуждых понятия, так как испокон веков Россия развивалась как унитарное государство, вся власть в котором была сосредоточена в руках монарха. Революция 17-го года перечеркнула ход исторического развития. Цель большевиков была передача всей власти Советам, но фактически, продолжая историческую традицию, власть была взята руками Партийной номенклатуры (КПСС), во главе которой стоял Генеральный Секретарь КПСС, он же единоличный правитель. То есть, фактически, СССР был государством с унитарным устройством, а плюс ко всему, ещё и с тоталитарным режимом, при котором подавлялось любое проявление демократии. Всё это и является главной проблемой перехода РФ к Федеративной форме правления. Всё это и обуславливает особенности финансовой системы нашего государства. О том, что Россия - федеративное государство говорится уже с 90-х годов, но фактически первые шаги к этому стали осуществляться совсем недавно, когда Правительство и Государственная Дума стали принимать законы, действительно дающие определённые права и полномочия субъектам Российской Федерации. Но пока власть Центра продолжает доминировать. В российском государстве «центр», прежде всего, является «вершиной» властной вертикали, задающей правила и полномочия подчиненных ему органов управления. Иерархический характер структуры региональных органов позволяет им обеспечивать единство и общее направление деятельности в масштабах всего государства.

Особенностью российской структуры власти, что, безусловно, сказывается на всей финансовой системе государства, по сравнению с аналогичными, на первый взгляд, иерархическими структурами западноевропейских стран, является наличие прямой связи каждого из уровней управления с центром. Другими словами, возможно обращение с верхнего уровня управленческой иерархии, минуя соседний, на нижележащий. Это проявляется в настоящее время введением в регионах института полномочного Президентского представительства (раньше это были комиссары). В западноевропейских же странах иерархические структуры характеризуются, как правило, жесткой субординацией, не предусматривающей обход уровней управления. [12]

Другой особенностью государственного устройства России является наличие института административных жалоб по инстанциям, который является важным элементом системы «обратной» связи, по которой «Центр» получает сигналы о нарушении деятельности государственных институтов. Для Европы такой «сигнальной» системой являются судебные органы, то есть, граждане, в случае нарушения их прав, обращаются не в инстанции, а в судебные органы, что связано с более высоким уровнем их образованности.

Развитие финансовой системы России происходило в непосредственной связи с эволюцией институтов ее государственного устройства. Более того, можно утверждать, что само формирование перечисленных институтов в значительной мере стимулировалось поисками оптимальной организации материальных и финансовых потоков в государстве. Так, особенностью финансовой системы России является централизованное регулирование налогов. То есть, налоговое законодательство по большинству налогов регулируется федеральным, а не региональным, уровнем. По-прежнему велико значение вертикальных финансовых потоков в налоговой системе: известно, что в бюджетах всех уровней доминируют федеральные налоги, составляющие в доходах консолидированного и местных бюджетов в среднем 70%. [11]

Другой отличительной чертой финансовой системы России является её натурально-денежный характер. То есть, часть социальных услуг предоставляется населению в натуральном виде (бесплатный проезд, бесплатная медицина, бесплатное жильё и т.д.). Но следует отметить, что проводимая реформа социальной сферы идёт в сторону монетизации всех видов социального обеспечения, что приблизит наше государство к странам Европы. О наличии натурально-денежного характера финансовой системы России свидетельствует наличие так называемого бартера, который до сих пор имеет место при совершении финансово-хозяйственных операций.

Для России также присуще наличие строгой иерархии при формировании и исполнении бюджета. Финансовые системы стран Западной Европы характеризуются, как правило, бюджетным федерализмом. Особенностью иерархического бюджета является вложенность бюджетов низших уровней в бюджеты высших, тогда как при бюджетном федерализме бюджеты территорий, входящих в состав государства, являются независимыми.

Финансы - это совокупность общественных отношений, на основе которых происходит распределение и перераспределение общественного продукта и национального дохода, а также планомерное образование, распределение и использование денежных фондов.

Финансы являются неотъемлемым элементом общественного производства на всех уровнях хозяйствования. Без финансов невозможно обеспечивать индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности. Такие потребности у хозяйствующих субъектов и государства обусловливают возникновение разнообразных видов финансовых отношений.[13] Финансовые отношения складываются между государством, с одной стороны, юридическими и физическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами; между юридическими лицами, с одной стороны, и физическими лицами - с другой. Отношения между двумя физическими лицами в настоящее время некоторыми экономистами не признаются финансовыми, хотя появляются издания о личных финансах, финансах домашних хозяйств (финансах населения), семейном бюджете.

Информация о работе Финансовая система Российской Федерации